Тема 10. Роман и.С. Тургенева «отцы и дети» в современном литературоведении.
1."Отцы и дети" и тип тургеневского романа в оценках современного литературоведения / Н.Д.Тамарченко, В.М. Маркович, Ю.М. Лотман/ /Ср. с интерпретацией романа в 1960-е годы /Г.А. Бялый/.
2. Герой романов Тургенева - "устойчивая модель исторического характера" /Л.Я.Гинзбург/. Значение статьи И.С. Тургенева "Гамлет и Дон-Кихот" для понимания тургеневской характерологии.
3. Реализация конфликта "Базаров и другие" (Ю.В. Манн):
а) Базаров и Павел Петрович, Николай Петрович Кирсановы / культурно-исторический уровень/;
б) Базаров и люди "прежнего времени": Арина Власьевна, Василий Иванович Базаровы, Тимофеич /архаический уровень/;
в) Базаров и два поколения "отцов" /два уровня столкновений главного героя с прошлым /
г) Базаров и современное поколение /Аркадий, Ситников, Кукшина./
д) Базаров и нигилизм.
е) Базаров и революционеры-демократы.
4. Своеобразие любовной коллизии в романе:
а) множественность любовных предыстории в романе /Николай Петрович и его первая жена, Павел Петрович и княгиня Р., Анна Сергеевна и ее муж/; б) роль историй о любви, развивающихся параллельно главной любовной коллизии /Николай Петрович и Фенечка, Павел Петрович и Фенечка, Аркадий и Катя/; в) Базаров и Одинцова. Роль любовной коллизии в раскрытии характера главного героя.
5. Природа как объективный хронограф в романе. Отношение Базарова к природе и философские проблемы 60-х годов XIX века /противоречие "ощущения" и "мысли" в философских воззрениях Базарова/. Смерть героя как проявление природных законов. Философский смысл финала романа.
6. "Отцы и дети" и своеобразие романа 60-х годов XIX века /Ср. с романами Гончарова, Чернышевского/.
- В.М. Головко
- Оглавление
- О системе работы студента по изучению истории русской литературы XIX века
- Список художественной литературы для обязательного чтения:
- Произведения или фрагменты для заучивания наизусть:
- Список критической и научной литературы для обязательного чтения и конспектирования: критические статьи (изучение и конспектирование):
- Научная литература
- Введение
- Литературное движение 1840-1855-х гг.
- «Натуральная школа»
- А.И. Герцен (1812-1870)
- Ф.И. Тютчев (1803-1873)
- А.А. Фет (1820-1892)
- Литературный процесс второй половины 1850-х−1860-х гг.
- И.С. Тургенев (1818-1883)
- И.А. Гончаров (1812-1891)
- А.Н. Островский (1823-1886)
- Н.А. Некрасов (1812-1878)
- Программы тем для самостоятельного изучения
- 3. Поэзия а.Н. Майкова.
- Литература:
- 6. Поэты «некрасовской школы».
- Литература:
- 7. Мастерство диалога в повести в.А. Слепцова «трудное время».
- Литература:
- 8. Демократическая проза 1860-х годов. Занятие 1.
- Литература:
- Занятие 2.
- Литература:
- 9. Поэмы н.А. Некрасова и их место в творчестве поэта
- Литература:
- Писатели натуральной школы
- Герцен а.И.
- И.С. Тургенев
- И.А. Гончаров
- А.Н. Островский
- Ф.И.Тютчев
- А.А. Фет
- Н.Г. Чернышевский
- Н.А. Некрасов
- Демократическая беллетристика 60-х гг.
- Темы практических занятий по истории русской литературы XIX века (1840-1860 гг.)
- Тема 1. Человек и действительность в литературе «натуральной школы» (эволюция принципов реалистического изображения в литературе 1840-х гг.).
- Художественные тексты:
- Литература:
- Тема 2. Идейно-художественная структура романа а.И. Герцена «кто виноват?» и повести «сорока-воровка».
- Художественный текст:
- Литература:
- Тема 3. Эстетическая теория н.Г. Чернышевского.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 4. Философская идея и образная система романа н.Г. Чернышевского «что делать?».
- Художественный текст:
- Литература:
- Тема 5. Принципы «реальной критики» н.А. Добролюбова.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 6.Идейно-художественное своеобразие лирики н.А. Некрасова. Занятие 1.
- Литература:
- Занятие 2.
- Литература:
- Тема 7. Поэма н.А. Некрасова «кому на руси жить хорошо».
- Литература:
- Тема 8. Идейно-художественная структура романа и.С. Тургенева «отцы и дети».
- Литература:
- Тема 9. Роман «новь» в творческом развитии и.С. Тургенева.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 10. Роман и.С. Тургенева «отцы и дети» в современном литературоведении.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 11. «стихотворения в прозе» и.С. Тургенева как идейно-художественное единство.
- Литература:
- Тема 12. Стилевое своеобразие романа и.А. Гончарова «обломов».
- Художественный текст:
- Литература:
- Тема 13. Художественное мастерство а.Н. Островского в драме «гроза».
- Литература:
- Тема 14. Поэтический мир ф.И. Тютчева
- Стихотворения для индивидуального анализа:
- Художественные тексты:
- Литература:
- Литература:
- Тема № 2. "натуральная школа" в развитии русского реализма
- Литература:
- Тема №3. Поэтика жанра повести в творчестве и. С. Тургенева (на основе анализа 1-2 произведений 50-60-х гг. "ася", "фауст", "первая любовь", "дневник лишнего человека")
- Литература:
- Тема №4. Особенности повествования в романах и. С. Тургенева (на основе анализа одного произведения)
- Литература:
- Тема №5. "отцы и дети и. С. Тургенева как русский реалистический роман
- Литература:
- Тема № 6. Поэтика романа н. Г. Чернышевского "что делать?"
- Литература:
- Тема № 7. Роман "бедные люди" ф. М. Достоевского как произведение "натуральной школы"
- Литература:
- Тема № 8. Проблема художественного единства "стихотворений в прозе" и.С. Тургенева
- Литература:
- Тема № 9. Лирика н.А. Некрасова как реалистическая система
- Литература:
- Тема №10. Поэтика романов и. А. Гончарова (на примере одного)
- Литература:
- Тема №11. Русская идея и русская действительность в романе и.А. Гончарова "обломов"
- Литература:
- Тема № 12. Сборник а. Фета "вечерние огни " как художественное единство
- Литература:
- Тема №13. Поэтика одного стихотворения (на материале лирики а. Фета)
- Литература: теория:
- Образцы анализа:
- Тема № 14. Философская лирика ф. И. Тютчева
- Литература:
- Тема № 15. "денисьевский цикл " ф.И. Тютчева как художественное целое
- Литература:
- Тема № 16. Драма а. Островского как явление искусства (на материале пьесы "бесприданница")
- Проблемные вопросы для экзамена по истории русской литературы XIX века (1840-1860 гг.)