Литературный процесс второй половины 1850-х−1860-х гг.
Общественно-политическая ситуация в жизни России этого периода. Журналы "Современник", "Время", "Эпоха", "Русское слово", "Русский вестник" и их роль в литературной и общественно-политической борьбе. Полемика А.В. Дружинина, П.В. Анненкова, В.П. Боткина с Н.Г. Чернышевским («Очерки гоголевского периода русской литературы», «Эстетические отношения искусства к действительности»). Раскол в редакции журнала «Современник», в лагере русской демократии (полемика «Современника» с А.И. Герценом. Его статьи «Very dangerous», «Лишние люди и желчевики»), «раскол в нигилистах»: полемика между «Современником» и «Русским Дальнейшее развитие реализма и становление романа как ведущего жанра. Влияние традиций русского классического романа. Проблема "слова и дела". Интерес к герою - деятелю. Выдвижение проблемы народа как центральной для современного литературного развития. Русская литература и крестьянская реформа 1861 г. Пореформенная действительность в творчестве писателей разных политических взглядов. Чернышевский-теоретик демократической литературы. ("Очерки гоголевского периода русской литературы", "Эстетические отношения искусства к действительности"). Демократическая литература как школа Н.Г. Чернышевского. Его программная статья «Не начало ли перемены?». Новые принципы изображения народа в «Очерках народного быта» Н. Успенского, в повести Ф. Решетникова «Подлиповцы», рассказах и повестях В.А. Слепцова («Владимирка и Клязьма», «Питомка»). Реакция на нигилизм в произведениях Н.Г. Чернышевского («Что делать?»), В.А. Слепцова («Трудное время»), Н.Г. Помяловского («Мещанское счастье», «Молотов») и Н.С. Лескова («Некуда», «На ножах», «Соборяне»), И.С. Тургенева («Отцы и дети»), И.А. Гончарова («Обрыв»), Ф.М. Достоевского («Бесы»). Литературно-критические и эстетические взгляды Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Их место в литературно-общественной борьбе 60-х гг. Основные идейные и стилевые течения в литературе 60-х гг. Система жанров, место и значение романа. Эпическая основа русского романа 60-х гг. Типологические разновидности реализма в творчестве Тургенева, Гончарова, Писемского, Островского, Некрасова, Чернышевского. Русская поэзия этого периода. Творчество А. Майкова, Я. Полонского, А. Григорьева, А. Фета, Н. Некрасова.
- В.М. Головко
- Оглавление
- О системе работы студента по изучению истории русской литературы XIX века
- Список художественной литературы для обязательного чтения:
- Произведения или фрагменты для заучивания наизусть:
- Список критической и научной литературы для обязательного чтения и конспектирования: критические статьи (изучение и конспектирование):
- Научная литература
- Введение
- Литературное движение 1840-1855-х гг.
- «Натуральная школа»
- А.И. Герцен (1812-1870)
- Ф.И. Тютчев (1803-1873)
- А.А. Фет (1820-1892)
- Литературный процесс второй половины 1850-х−1860-х гг.
- И.С. Тургенев (1818-1883)
- И.А. Гончаров (1812-1891)
- А.Н. Островский (1823-1886)
- Н.А. Некрасов (1812-1878)
- Программы тем для самостоятельного изучения
- 3. Поэзия а.Н. Майкова.
- Литература:
- 6. Поэты «некрасовской школы».
- Литература:
- 7. Мастерство диалога в повести в.А. Слепцова «трудное время».
- Литература:
- 8. Демократическая проза 1860-х годов. Занятие 1.
- Литература:
- Занятие 2.
- Литература:
- 9. Поэмы н.А. Некрасова и их место в творчестве поэта
- Литература:
- Писатели натуральной школы
- Герцен а.И.
- И.С. Тургенев
- И.А. Гончаров
- А.Н. Островский
- Ф.И.Тютчев
- А.А. Фет
- Н.Г. Чернышевский
- Н.А. Некрасов
- Демократическая беллетристика 60-х гг.
- Темы практических занятий по истории русской литературы XIX века (1840-1860 гг.)
- Тема 1. Человек и действительность в литературе «натуральной школы» (эволюция принципов реалистического изображения в литературе 1840-х гг.).
- Художественные тексты:
- Литература:
- Тема 2. Идейно-художественная структура романа а.И. Герцена «кто виноват?» и повести «сорока-воровка».
- Художественный текст:
- Литература:
- Тема 3. Эстетическая теория н.Г. Чернышевского.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 4. Философская идея и образная система романа н.Г. Чернышевского «что делать?».
- Художественный текст:
- Литература:
- Тема 5. Принципы «реальной критики» н.А. Добролюбова.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 6.Идейно-художественное своеобразие лирики н.А. Некрасова. Занятие 1.
- Литература:
- Занятие 2.
- Литература:
- Тема 7. Поэма н.А. Некрасова «кому на руси жить хорошо».
- Литература:
- Тема 8. Идейно-художественная структура романа и.С. Тургенева «отцы и дети».
- Литература:
- Тема 9. Роман «новь» в творческом развитии и.С. Тургенева.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 10. Роман и.С. Тургенева «отцы и дети» в современном литературоведении.
- Тексты:
- Литература:
- Тема 11. «стихотворения в прозе» и.С. Тургенева как идейно-художественное единство.
- Литература:
- Тема 12. Стилевое своеобразие романа и.А. Гончарова «обломов».
- Художественный текст:
- Литература:
- Тема 13. Художественное мастерство а.Н. Островского в драме «гроза».
- Литература:
- Тема 14. Поэтический мир ф.И. Тютчева
- Стихотворения для индивидуального анализа:
- Художественные тексты:
- Литература:
- Литература:
- Тема № 2. "натуральная школа" в развитии русского реализма
- Литература:
- Тема №3. Поэтика жанра повести в творчестве и. С. Тургенева (на основе анализа 1-2 произведений 50-60-х гг. "ася", "фауст", "первая любовь", "дневник лишнего человека")
- Литература:
- Тема №4. Особенности повествования в романах и. С. Тургенева (на основе анализа одного произведения)
- Литература:
- Тема №5. "отцы и дети и. С. Тургенева как русский реалистический роман
- Литература:
- Тема № 6. Поэтика романа н. Г. Чернышевского "что делать?"
- Литература:
- Тема № 7. Роман "бедные люди" ф. М. Достоевского как произведение "натуральной школы"
- Литература:
- Тема № 8. Проблема художественного единства "стихотворений в прозе" и.С. Тургенева
- Литература:
- Тема № 9. Лирика н.А. Некрасова как реалистическая система
- Литература:
- Тема №10. Поэтика романов и. А. Гончарова (на примере одного)
- Литература:
- Тема №11. Русская идея и русская действительность в романе и.А. Гончарова "обломов"
- Литература:
- Тема № 12. Сборник а. Фета "вечерние огни " как художественное единство
- Литература:
- Тема №13. Поэтика одного стихотворения (на материале лирики а. Фета)
- Литература: теория:
- Образцы анализа:
- Тема № 14. Философская лирика ф. И. Тютчева
- Литература:
- Тема № 15. "денисьевский цикл " ф.И. Тютчева как художественное целое
- Литература:
- Тема № 16. Драма а. Островского как явление искусства (на материале пьесы "бесприданница")
- Проблемные вопросы для экзамена по истории русской литературы XIX века (1840-1860 гг.)