Античная система стихосложения.
Античная (греко-римская) система стихосложения возникла в VIII—V вв. до н. э. в Греции и была перенесена в III—I вв. до н. э. в Рим. Эта система является квантитативной; то есть построена на длительности (количестве) слога и представляет собой заданное чередование долгих и кратких слогов.
Греческое ударение (которое являлось музыкальным, не динамическим, то есть авто-возникающим в результате повышения тона голоса на позиции слога) устанавливало только тональное различие между слогами и т.о. не участвовало в ритмической организации стиха. Такое ударение, по общей природе ударения делая слог долгим, тем не менее не препятствовало расположению ударных слогов в позиции кратких и т.о. не сопротивляясь общему стиховому движению.
Гекза́метр, гексаметр, устар. ексаметр, ексаметрон, эксаметр, дактило-хореический размер, шестеромерный стих (др.-греч. ἑξάμετρον, от ἕξ — «шесть» и μέτρον — «мера») — в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров. В более распространенном понимании — стих из пяти дактилей или спондеев, и одного спондея или хорея в последней стопе. Один из трех главных размеров классической античной квантитативной метрики, самый употребительный размер античной поэзии.
Античный героический гекзаметр — шестистопный стих с двухвариантным заполнением стоп. Арсис, сильное место стопы, заполняется одновариантно — только долгий слог; тезис, слабое место — двухвариантно: либо долгий, либо два коротких, с соблюдением таким образом принципа квантитативности (равной количественности). Последний слог, по правилу окончания строки, произволен и служит знаком окончания стиха. Общая схема гекзаметра:
Античная метрика
Метрический стих развился из архаичного силлабического, который имел квантитативное окончание; то есть последние позиции в этом стихе заполнялись упорядоченно. При женском окончании предпоследний слог был обязательно долгим, последний — произвольным; при этом обязательно долгому предпоследнему контрастно предшествовал краткий: U—X. При мужском окончании предпоследний слог был обязательно кратким, последний — произвольным, при этом обязательно краткому предпоследнему контрастно предшествовал долгий, которому, по возможности, контрастно предшествовал еще краткий: (U)—UX. Таким образом последние три-четыре слога получали устойчивую квантитативную конфигурацию; такая квантитативная клаузула оказалась ядром, из которого метрический принцип организации стиха в итоге распространился на стих целиком.
Классическое квантитативное стихосложение оформилось в Ионии, на эгейском берегу Малой Азии, между 1000 и 750 годами до н. э. Здесь был введён принцип «долгий слог равняется двум кратким». Как считается, это произошло оттого, что в греческих диалектах этого времени происходило слияние двух смежных кратких гласных в один долгий. Новый принцип обогащал ритмические средства, добавляя два новых варианта заполнения метрических позиций стиха. В период силлабо-метрики, предшествовавший чистой метрике, существовало три варианта заполнения метрических позиций: одновариантный долгий (в схемах —), одновариантный краткий (U), двухвариантный долгий/краткий (X, так называемый анкепс). С оформлением нового принципа возникли следующие варианты: двухвариантный долгий/краткий + краткий (—/UU, так называемый бикепс), трехвариантный долгий/краткий/краткий + краткий (—/U/UU).
- Предмет и задачи литературоведения.
- Структура литературоведения. Основные отрасли науки о литературе.
- Вспомогательные отрасли литературоведения. Взаимосвязь между ними.
- Текстология и библиография.
- Общее и разное в художественной и научной формах познания.
- Художественная литература и фольклор.
- Происхождение искусств. Тотемизм, магия, их связь с фольклором и литературой.
- Художественная литература как вид искусства. Предмет и объект литературного творчества.
- Художественный образ. Образ и понятие. Термин.
- Время и пространство в худож. Литературе. Понятие хронотопа.
- Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм.
- Форма худож. Произведения, её структурные компоненты.
- Типизация в художественной литературе. Образ, характер, тип.
- Сюжет литературного произведения. Сюжет как средство раскрытия характеров персонажей.
- Композиция литературного произведения. Традиционные композиционные приемы. Монтаж. Архитектоника.
- Внесюжетные элементы и их художественные функции.
- Конфликт и его роль в развитии сюжета.
- Литературный язык и язык художественной литературы. Основные функции. Речь автора и речь персонажа.
- Тропы, их художественная функция, образно-эстетические возможности.
- Сравнение, эпитет, их эстетическая роль.
- Метафора, ее разновидности и изобразительно-выразительные средства.
- Метонимия и синекдоха, их изобразительно-выразительные функции.
- Перифраза, оксюморон, эвфемизм. Гипербола и литота. Их художественные функции.
- Фигуры поэтического синтаксиса.
- Проза и стих. Ритмичность художественной речи.
- Основные системы стихосложения
- Особенности силлабо- тонической системы стихосложения.
- Античная система стихосложения.
- Соотношение понятий стопа, размер, метр, Виды стоп.
- Звуковая организация поэтической речи. Повторы, их виды.
- Рифма, её функции.
- Классификация рифм.
- Белый, вольный, свободный стих.
- Понятие строфы, виды строф. Онегинская строфа. Ее строение, происхождение и художественная функция.
- Твёрдые (классические) формы стиха.
- Понятие о родах, видах и жанрах художественной литературы.
- Эпос как литературный род.
- Повесть и рассказ, их разновидности.
- Роман и эпопея.
- Лирика как литературный род. Жанры лирики.
- Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.
- Лиро-эпические произведения.
- Художественная публицистика.
- Художественный перевод, его функции.
- Понятие о форме и содержании художественного произведения.
- Тема, идея, проблематика, пафос художественного произведения.
- Принципы анализа художественного произведения.
- Литературная критика.
- Литературный процесс. Традиции и новаторство.
- Литературные методы (направления) Проблемы художественного метода и стиля; различные толкования этих понятий в литературоведческой науке.
- Стиль писателя. Стилеобразующие факторы. Стиль и метод.
- Литературные течения, школы.
- Речь как средство индивидуализации образа.
- Психологический анализ в литературе.
- Пейзаж в литературном произведении.
- Портрет в литературном произведении.
- Комическое в литературе. Сатира и юмор.
- Личность писателя и его творчество. Автор и читатель.
- Массовая литература.
- Художественная литература среди других искусств.
- Литературные связи, их формы.
- Литературные направления хх века. Модернизм, реализм, экзистенциализм в литературе. Постмодернизм.
- Функции художественной литературы.
- Сатирические средства создания художественного образа.