Фигуры поэтического синтаксиса.
Поэтический синтаксис - это система организации языковых средств в художественном произведении, способствующая повышению эмоциональности высказывания. Своеобразная группировка слов, их определённое, отличающееся от нормативного синтаксиса, размещение во фразе способствуют усилению эмоционального воздействия текста, его большей выразительности, доходчивости.
Синтаксис произведения обусловлен характером художественного материала, зависит от творческой манеры автора. На своеобразие построения фраз в литературном произведении влияют также авторский замысел, отношение писателя к изображаемому, особенности избранного им рода и жанра, ориентация на возрастные особенности читателя, а также прозаический или поэтический тип текста.
В отличие от тропов, поэтический синтаксис не привносит в высказывание новою содержания, не вызывает ассоциаций. Разновидности синтаксических конструкций, отличающихся от обычных и используемые в художественных произведениях, называются стилистическими фигурами или фигурами поэтического синтаксиса.
Инверсия - самая распространённая фигура, это отступление от грамматически упорядоченного порядка слов, их перестановка на не свойственные им места. В поэзии инверсия помогает создать особую, приподнятую интонацию, позволяет расположить слова в соответствии со стихотворным ритмом. В прозе - помогает выделить наиболее важное в высказывании, придаёт ему особенную заострённость, яркость. Наиболее часто используемый тип инверсии - постпозитивная перестановка прилагательного.
Элипсис (недостача) - высказывание с пропущенными словами, Широко используется в диалогах. Его разновидности: обрыв - недосказанная, оборванная фраза ( Я цепь отчаянно рванул/ И вырвал... к брату... брата нет...» (В Жуковский), умолчание - высказывание, оборванное специально, когда говорящий уклоняется от прямого истолкования мысли, делает намёк, не отваживается сказать что-либо и т.д (Я не Ганна, не наймичка, я... и замолкла» (Т. Шевченко).
Риторические фигуры - синтаксические конструкции с особенной интонацией, обращенные к читателю или слушателю, в которых в эмоциональной форме высказываются разнообразные чувства: радость, гнев, восхищение, отчаяние и т.д. Существуют несколько разновидностей их.
Риторические вопросы - вопросительная фраза, в которой автор сам отвечает на поставленный вопрос, в форме вопроса уже содержится ответ, или ответ не предполагается.
Группа фигур поэтического синтаксиса, в которых одни и те же слова повторяются, составляет синтаксические повторы. К ним относятся:
Анафора — повторение слова или словосочетания в начале стихотворных строк
Эпифора - повторение в конце строки, фразы.
Стык (подхват, эпанострофа, анадиплосис) - повторение слова или словосочетания, которыми оканчивается строка или строфа, в следующей строке или строфе. «О весна без конца и без краю, Без конца и без краю мечта» (А. Блок).
Кольцо (включение, эпанострофа) - приём, заключающийся в повторении в начале и в конце стихотворных строк, строф, а то и всего стихотворения одинаковых слов, словосочетаний.
Рефрен - повторение одной строки, строфы в стихотворении. В песнях называется припевом.
Удвоение - повторение одного и того же слова два и более раз. Помогает усилить эмоциональное напряжение фразы. «Переправа, переправа!Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда...»
Градация - стилистическая фигура, в которой каждое следующее однородное слово означает усиление или ослабление определённого качества. Бываег нарастающая (климакс) и ниспадающая (убывающая - антиклимакс).
Амплификация - стилистический приём, сущность которого в нагнетании однотипных слов или языковых конструкций.
Паралелизм - синтаксическая конструкция, в которой параллельно изображаются в чем-то похожие явления. Может быть прямым и отрицательным.
Антитеза (противопоставление) - стилистический приём, основанный на противопоставлении противоположных явлений, предметов, характеров. В
антитезах применяются антонимы и антонимические словосочетания.
Симплока (сплетение) — одновременное употребление в стихотворении анафор, эпифор, повторов слов и словосочетаний в середине стихотворных строк. Солецизм - сознательное нарушение правил словоупотребления с целью стилевой окраски образа, среды, в которой протекает действие. Разновидности: Плеоназм (тавтология)- добавление ненужного слова, излишество мысли. «Бежал бегом». «Самая прекрасная красавица». «Курносый нос».
Эпаллага - замена части речи, рода, числа, времени, лица. «Пусть вас не волнует этих глупостей» И. Бабель, «вы просите песен - их есть у меня» Л. Славин.
Анаколуф - замена части предложения, нарушение согласования частей в нём. «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» А. Чехов. «Наша страна, ведущая в смысле политических течений, а в смысле чистоты мы ещё сильно отстаём» М. Зощенко.
Парадокс - приём утверждения, явно противоречащего общепринятым понятиям. «Тише едешь - дальше будешь»
Каламбур (игра слов) - использование многозначности, одинаковости звучания
или просто созвучия слов и словосочетанй для придания тексту либо необычного смысла, либо сатирического звучания.
- Предмет и задачи литературоведения.
- Структура литературоведения. Основные отрасли науки о литературе.
- Вспомогательные отрасли литературоведения. Взаимосвязь между ними.
- Текстология и библиография.
- Общее и разное в художественной и научной формах познания.
- Художественная литература и фольклор.
- Происхождение искусств. Тотемизм, магия, их связь с фольклором и литературой.
- Художественная литература как вид искусства. Предмет и объект литературного творчества.
- Художественный образ. Образ и понятие. Термин.
- Время и пространство в худож. Литературе. Понятие хронотопа.
- Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм.
- Форма худож. Произведения, её структурные компоненты.
- Типизация в художественной литературе. Образ, характер, тип.
- Сюжет литературного произведения. Сюжет как средство раскрытия характеров персонажей.
- Композиция литературного произведения. Традиционные композиционные приемы. Монтаж. Архитектоника.
- Внесюжетные элементы и их художественные функции.
- Конфликт и его роль в развитии сюжета.
- Литературный язык и язык художественной литературы. Основные функции. Речь автора и речь персонажа.
- Тропы, их художественная функция, образно-эстетические возможности.
- Сравнение, эпитет, их эстетическая роль.
- Метафора, ее разновидности и изобразительно-выразительные средства.
- Метонимия и синекдоха, их изобразительно-выразительные функции.
- Перифраза, оксюморон, эвфемизм. Гипербола и литота. Их художественные функции.
- Фигуры поэтического синтаксиса.
- Проза и стих. Ритмичность художественной речи.
- Основные системы стихосложения
- Особенности силлабо- тонической системы стихосложения.
- Античная система стихосложения.
- Соотношение понятий стопа, размер, метр, Виды стоп.
- Звуковая организация поэтической речи. Повторы, их виды.
- Рифма, её функции.
- Классификация рифм.
- Белый, вольный, свободный стих.
- Понятие строфы, виды строф. Онегинская строфа. Ее строение, происхождение и художественная функция.
- Твёрдые (классические) формы стиха.
- Понятие о родах, видах и жанрах художественной литературы.
- Эпос как литературный род.
- Повесть и рассказ, их разновидности.
- Роман и эпопея.
- Лирика как литературный род. Жанры лирики.
- Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.
- Лиро-эпические произведения.
- Художественная публицистика.
- Художественный перевод, его функции.
- Понятие о форме и содержании художественного произведения.
- Тема, идея, проблематика, пафос художественного произведения.
- Принципы анализа художественного произведения.
- Литературная критика.
- Литературный процесс. Традиции и новаторство.
- Литературные методы (направления) Проблемы художественного метода и стиля; различные толкования этих понятий в литературоведческой науке.
- Стиль писателя. Стилеобразующие факторы. Стиль и метод.
- Литературные течения, школы.
- Речь как средство индивидуализации образа.
- Психологический анализ в литературе.
- Пейзаж в литературном произведении.
- Портрет в литературном произведении.
- Комическое в литературе. Сатира и юмор.
- Личность писателя и его творчество. Автор и читатель.
- Массовая литература.
- Художественная литература среди других искусств.
- Литературные связи, их формы.
- Литературные направления хх века. Модернизм, реализм, экзистенциализм в литературе. Постмодернизм.
- Функции художественной литературы.
- Сатирические средства создания художественного образа.