logo search
ИРЛ 5 курс

Творчество в. Распутина

Выпускник Иркутского пед института, работник областной газеты свои первые шаи в художественной литературе В.Распутин делал, ориентируясь на впечатлениях детства и репортерских поездок.

Рассказ «Уроки французского».

Очерк «Вверх и вниз по течению» - основан на впечатлениях о командировки по Иртышу, знаменателен попыткой начинающего журналиста прикоснуться к экологическим проблемам взаимоотношений человека и природы.

Судьба Валентина Распутина в 70-е годы сложилась в целом удачно:

  1. Именно к этому времени из Омска был переведен в Москву Георгий Марков. Сергей Сартаков был избран секретарем Союза писателей СССР. Именно тогда взошла литературная звезда стерлитамакского уезда Сергея Залыгина.

Так в чисто земляческом плане для Распутина ситуация была благоприятной, он был узнаваем, и почти каждый почитал за честь поддержать молодого перспективного автора. И в общественном плане – именно в это время проводятся многочисленные фестивали молодой литературы, поиск молодых дарований.

Первая повесть, которая сделала Распутина известным на всю страну, стала «Последний срок». В этом произведении есть и общечеловеческий пласт. Прошлое, воспроизводимое Анной, не положительно: утраты после войны, не совсем благополучно складывающийся быт в деревне, но это – жизнь, это самое ценное, что есть у человека (жизнь и память о мире). На втором плане уже приобретший человеческий опыт Распутин изображает детей Анны, отчасти и озабоченных будущей смертью матери. Писатель сопоставляет меру духовности Анны и ее детей. Эта планка оказалась достаточно высокой для детей. Несмотря на меру доброты, уважения, почтения каждый из них оказывается мельче, суетливее, корыстнее, чем прожившая жизнь в заботах и тревогах Анна. Именно ее жизнь становится своеобразным экраном, на котором проецируется жизнь ее детей. В последующих произведениях эти два подхода будут, так или иначе, присутствовать.

Более близкой и органичной для него окажется взаимоотношение человека и природы.

Следующее известное произведение – повесть «Живи и помни». Мир деревни, изображенный в этом произведении, живет войной (вдалеке от войны). Как и героиня повести Айтматова «Материнское поле», Настена, придя в этот дом, не испытала ни радости, ни сопричастности к хозяйству дома Гуськовых, сверковь ее не приняла, Гуськов сочувствуя невестке, не осмеливался заговорить о своей симпатии и не заступался за нее, Андрей, став мужем, также относился к жене как к одной из обитательниц дома. Случается так, что война постучалась в этот дом с совершенно необычной стороны. Желая повидать, побыть несколько дней после излечения из госпиталя, возникает мысль «почему он должен погибать?». Писатель постепенно ведет читателя к пониманию смысла и сути названия произведения – этот призыв-предупреждение относится и к Гуськову, его родным и близким, но относится оно, прежде всего, к Настене и через нее к всем читателям произведения. В данном случае наказанной оказывается Настена.

«Твое отступничество может обернуться бедой для добрых людей».

Повесть «Деньги для Марии» (1983 г.)

«Прощание с матерой».

Для Валентина Распутина в картине исчезновения матерой важны и стенания, слезы, причитания людей старшего поколения, для которых жизнь в этой деревне равноценна истории.

В реалистической повести появляется (неслучайно) образ хозяина острова, мистического существа. Еще больше публицистического пафоса, гнева к картине, изображающей переселенцев на новые места. Все, что направлено против природы, истории, оказывается направленным против человека. Постепенно внимание читателя переключается от прошлого к современности. Удостоенный за эти произведения самых громких наград, Валентин Распутин в 90-е годы вернулся к произведениям малого жанра. Еще задолго до амбивалентных персонажей литературы постмодернизма в его малой прозе появились человеческие типы, ставшие невольными жертвами обстоятельств. Так в рассказе не могу представлен тип пьяницы, бездомного бродяги, которого то и дело выбрасывают из вагона электричек. Лишенный всего, как изображает писатель, часто по воле обстоятельств, этот персонаж, доведенный до последней точки, воет «не могу». Выражая традиции русской словесности в соответствии со страданием ко всякой человеческой личности, В. Распутин в 90-х годах формулирует свое представление о тех, кто, являясь прямым продуктом советской цивилизации, превратился в потребителя, разрушителя страны. Повесть «Пожар», ставшая наряду с другими произведениями ДП предупреждением о наступившей беде, подготовила и публицистику Распутина первого десятилетия 21 века. В многочисленных статьях этого времени В.Распутин выступает прежде всего с позиций защитника, заступника русских национальных святынь, христианской этики и эстетики, православия как основы человеческого бытия, порой переходя границы человеческого взаимопонимания.

В.Астафьеву однажды пришлось поправить Распутина, когда тот заговорил о русской, российской Сибири.

Одна из последних крупных работ – повесть «Иван да Марья», продолжая традиционную проблему взаимоотношения материальных благ и духовности, Распутин ставит своих персонажей в наше время. Эти персонажи превращаются в жертв обстоятельств. «Крутые», став хозяевами деревни, вынуждают Ивана и Марью превратиться в полурабов, новых крепостных. Так писатель … цепь исторического развития, поставив русского человека 21 века перед ситуацией нового выбора: кем ему стать, как продолжить род, как продолжать оставаться народом. Таким образом, через изображение человека и деревни, рассказывая о судьбах деревни, о ее исчезновении в 20 веке, поставив острые социальные вопросы, Распутин как писатель, человек во многом опередил современные ситуации в жизни страны и в жизни деревни в целом.

«Деньги для Марии».

К концу столетия литература во всех своих разновидностях подвела черту над тезисом о необходимости перемен во всех сферах человеческого бытия.

Если модернизм был удачен в смысле обновления удачно реализовал себя в поэзии, то постмодернизм оказался более удачным в прозаических жанрах.

Приятным исключением является творчество Иосифа Бродского, в котором традиции предыдущих эпох оказались удачным в синтезе с приемами и принципами поэтики постмодернизма.

Что же касается прозы постмодернизма, тут в конце 90 начале 2000 годов увидели свет произведений ряда авторов, которые задали тон постмодернистскому изображению действительности и стали классикой этого нового этапа развития художественного метода.

Постмодернизм является закономерным этапом в развитии искусства и от него не нужно отмахиваться.

«Классическое произведение» постмодернизма – повесть В.Ерофеева «Москва – Петушки». По общему мнению, в этом произведении воплощены наиболее сущностные ведущие черты постмодернизма как способа освоения и изображения современной действительности.

  1. По жанру своему это действительно повесть, говорящая о том, что ПМ в прозе с успехом осваивает и использует традиционные формы реалистического обобщения и в дальнейшем, читая, анализируя произведения постмодернизма, это уже само по себе говорит о преемственности постмодернизма по отношению к реализму.

  2. Являясь произведением ПМ, повесть эта напрямую отсылает читателя к одной из давних постоянных традиций русской литературы, где судьба персонажа, раскрытие им новых сфер действительности связано с его странствием путешествием, начиная от повести Карамзина, героев Пушкина, Лермонтова, Твардовского – путешествие каждый раз являлось способом познания окружающей действительности. В повести Ерофеева есть прямые ассоциации, указание на то, что странствие героя аналогично «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева.

  3. Так как постмодернизм предлагает два варианта осмысления окружающего человека мира – мир это космос, хаос, и весь мир есть текст. Пишущему предлагается из этого текста предлагается выбрать фрагменты и составить свой текст. Понятие писателя для постмодернизма уходит в прошлое. В реалистической литературе автор это демиург, творец. Понятие автора при ПМ меняется, поэтому цитата является для автора ПМ-та наиболее важной, поэтому повесть Вениамина Ерофеева напичкана цитатами, начиная от книг Бытия и заканчивая авторами последних лет. Цитаты-фрагменты, цитаты-ассоциации, цитаты в кавычках и т.п.

В какой мере эти цитаты, составляющие значительную часть текста повести, отвечают задачам художественного исследования?

Как в литературе ПМ в целом способом изображения человека и его взаимоотношения с обществом, его отношения к обществу избираются предметы и явления антиэстетические по своему существу?

Опьянение любой из форм воспринимается и изображается автором как одна из форм приближения к Богу (у Ерофеева в повести), автор-повествователь получает шанс на прямую беседу, именно в этом контексте икота возводит Ерофеева в ранг святости.

Вывод: для ПМ слияние, синтез автора-повествователя и героя, а часто и превращение автора в героя – одна из сквозных линий ПМ. Возникает особый тип автобиографизма. Венечка и герой целым рядом критиков были рассмотрены как одно лицо.

Сквозная фабула произведения – странствия персонажа.

Весьма существенным средством раскрытия идеи жизни как хаоса, как неорганизованной целостности является изображение странствий Венечки. Можно отметить три такие траектории:

  1. Хождение Венечки, как человека, вынужденного организовать работу других и отвечать за других – на этом пути писатель сосредоточен на изображении бессмысленности бумаготворчества, ибо вместо работы по прокладке кабеля, вместо организации, ему приходится заниматься созданием «бумажек», по которым и судят о работе. Эти бумаги прикрывают лень, пьянку.

  2. Вторая фабула связана с бессмысленными хождениями Венечки по Москве. Перед Венечкой стоит одна задача: любым способом добраться до Красной площади, которая в контексте повести символизирует власть. Но эта «одиссея» Венечки ничем не завершается: КП остается за пределами достижения для Венечки (контакта с властью не произошло).

  3. Третья линия хождений – параллель с хождением Богородицы по мукам.

Венечка в своих странствиях неоднократно обращается к Богу. Но исследователи религиозности в русской литературе называют такое изображение сниженным, «бедной верой», это не вера (говорит Эпштейн), это – симуляция веры.

Эстетика ПМ, апробированная в этом произведении, указала на возможности и ограничения этой эстетической системы:

  1. Она как система изображения ввела в литературу героя ранее запретного

  2. Сыграла свою роль обновления ХЛ. Если СВ расширил сферу за счет изображения национальных окраин, то литература ПМ таким образом ввела в сферу изображения новые социальные типы, запретные или отвергаемые предшествующим литературным развитием. Необходимо учитывать и такой фактор: в отличие от литературы предшествующего этапа, когда эти новые социальные типы отводились на обочину литературы, становились предметом карикатур, современная проза продемонстрировала нейтральное отношение к этим человеческим типам. Венечку мы затруднимся отнести к отрицательным персонажам (представление о человеке как амбивалентном существе в ПМ было впервые так представлено в повести Ерофеева). Одновременно появилось достаточно много авторов, которые друг за другом вводили новые фабулы, новые человеческие характеры: это и вчерашние воины-афганцы, ставшие по нужде «вольными стрелками – киллерами». Т.е. литература начала 21 века стремительно расширяла сферу изображения и за счет приобретений ПМ.