logo search
Otvety_na_bilety

Функции художественной литературы.

Каковы же цели художественной литературы? Что заставляет писателя мучиться над чистым листом бумаги, а читателя тратить драгоценное время на, казалось бы, вполне бесполезную, никак не вознаграждаемую работу ума и сердца? Ук­лонившись от непрофессионально облегченных ответов на этот вопрос (художественная литература как специфический род производства и потребления; художественное произведение как продукт этого производства и предмет купли-продажи и пр.), согласимся с аксиомой: цели художественной литературы определяются ее функциями как одного из самых социально значимых и активных видов искусства.

Основные функции художественной литературы суть следующие: социально-эстетическая, преобразующая, познавательная, воспитательная и языкотворческая.

Художественная литература играет исключительно важную роль как в жизни отдельного человека, так и в жизни различных общественных объединений. Наряду с другими видами искусства, но гораздо активнее их она целенаправленно создает летопись исторической жизни нации, продуцирует и оформляет идеологию, осуществляет феноменальный разговор с предками, современниками и потомками. Художественная литература — самый гибкий инструмент духовной коммуникации между личностью и обществом, между поколениями, между нациями и социальными слоями общества. Недаром Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин называл ее «очагом общественной мысли», в котором определяется «будущая физиономия» общества, вынашиваются и подготавливаются к осуществлению идеалы, утверждаются нравственные ценности, обычаи, традиции — словом, все, что относится к сфере нашей духовной жизни. Будучи наиболее объективным отражением социальной борьбы, художественная литература служит действенным рычагом материализации бытия человеческого духа, реализации выработанных идеалов, коррекции (иной раз и радикально- революционной) общественного устройства.

Соприкасаясь с политикой, идеологией как таковой, художественная литература, однако, сохраняет свою относительную независимость и самостоятельность, поскольку всегда остается искусством по преимуществу, воздействуя на процесс социального усовершенствования эстетически. Как справедливо утверждает современный исследователь, искусство и художественная литература в первую очередь — «как раз та область, где сама структура вещей влечет созерцателя к Аб­солюту, поскольку именно в искусстве человек моделирует божественный опыт» (Пурин Алексей. Набоков и Евтерпа// Новый мир. 1993. №2. С. 235). Решая эстетические проблемы, писатель исследует реальное положение вещей и, обнаружив его несоответствие идее прекрасного, внушает каждому читателю в отдельности и обществу в целом тоску по идеалу вместе с готовностью предпринять необходимые усилия для его реального воплощения. Мир переустраивают эстетически ангажированные читатели.