logo search
Otvety_na_bilety

Лиро-эпические произведения.

Это произведения, соединяющие в себе лирическую и эпическую структуры, иногда в них трудно различить главенство какого-нибудь начала. В качестве примера можно привести поэму М.Лермонтова «Мцыри», где в эпическом сюжете – история персонажа – присутствует лирический монолог этого же персонажа. Другим классическим примером может служить поэма А.Блока «Двенадцать», где есть классический сюжет – деэстетизированный «любовный треугольник»: Катька, Ванька, Петруха, который дан в сопровождении многочисленных лирических отступлений автора, где выражено его отношение к событиям революции.

Лиро-эпические произведения представляют собой, как видно из названия, синтез эпического и лирического начал. От эпоса лиро-эпика берет наличие повествования, сюжетность (хотя и ослабленную), систему персонажей (менее развитую, чем в эпосе), воспроизведение предметного мира. От лирики – выражение субъективного переживания, наличие лирического героя (объединенного с повествователем в одном лице), тяготение к относительно малому объему и стихотворной речи, часто психологизм.

В анализе лиро-эпических произведений следует особое внимание уделять не разграничению эпических и лирических начал (это первый, предварительный этап анализа), а их синтезу в рамках одного художественного мира. Для этого принципиальное значение имеет анализ образа лирического героя-повествователя. Так, в поэме Есенина «Анна Снегина» лирические и эпические фрагменты разделены достаточно четко: при чтении мы легко выделяем сюжетные и описательные части, с одной стороны, и насыщенные психологизмом лирические монологи («Война мне всю душу изъела…», «Луна хохотала, как клоун…», «Бедна наша родина кроткая…» и др.).

Повествовательная речь легко и неприметно переходит в речь экспрессивно-лирическую, повествователь и лирический герой – неразделимые грани одного и того же образа. Поэтому – и это очень важно – лиризмом проникнуто и повествование о вещах, о людях, событиях, мы чувствуем интонацию лирического героя в любом текстовом фрагменте поэмы.

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР сочетает в себе особенности изображения действительности, присущие и эпосу и лирике (баллада, роман в стихах), представляя собой их органическое, качественно новое сочетание.

Можно отметить расцвет Л.-э. ж. в эпоху романтизма, когда лирическое начало проникает во мн. жанры. В поэмах Байрона, Шелли, Виньи, Мицкевича, молодого Пушкина, Лермонтова эта тенденция раскрывается наиболее полно и многообразно. Реалистическая поэма 19 в. - новый шаг в развитии Л.-э. ж.

С эпосом произведения Л.-э. ж. сближает в первую очередь развернутое сюжетное построение, изображение определенных и законченных человеческих характеров. В "Медном всаднике" Пушкина перед нами сюжетное построение, связанное с линией Евгения: любовь героя к Параше, наводнение, поездка Евгения по разбушевавшейся Неве, гибель вдовы и Параши, столкновение героя с Медным всадником и т. д., вплоть до смерти Евгения. Образ героя дается через целый ряд поступков, автор проводит его через разнообразные события, показывает душевные переживания в различные моменты жизни. Вполне определенную цель событий и поступков героев можно обнаружить, напр., и в поэмах Э. Багрицкого "Дума про Опанаса" и "Смерть пионерки".

И здесь поэт показывает внутренний мир своих героев в их развитии, постепенном росте, в эволюции. Как видим, раскрытие человеческого характера в этих произведениях происходит на основе принципов эпического жанра.

Однако наши представления о героях "Медного всадника" не будут достаточно полными без непосредственных авторских оценок, встречающихся в произведении. Пушкин дает, в частности, лирическое отступление, поясняющее для читателя выбор имени героя и указывающее на его связь с творчеством поэта. В поэме мы найдем и выражение непосредственного авторского сочувствия герою в форме обращений к нему и читателю ("бедный, бедный мой Евгений" и т. д.). В этой связи особое значение приобретают отступления, связанные с Петром I, в начале поэмы. Авторские отступления в "Медном всаднике" не только органически вплетаются в систему художественных средств создания характеров Евгения и Петра I, но и объединяются в целостное речевое построение. В поэме возникает еще один образ - образ автора, проявляющий себя в оценках происходящего, в тех формах художественного изображения, при помощи к-рых создается характер в лирике.

В лиро-эпических произведениях наряду с образами, включенными в развитие сюжета, перед нами возникает образ лирического героя. В поэме Багрицкого "Смерть пионерки" нравственно-эстетическая позиция автора выражается в системе событий, в центр к-рых поставлена героиня, в показе ее характера и переживаний, наконец, в центральном эпизоде поэмы - героическом поступке пионерки. Но вместе с тем автор ведет читателя к широким жизненно-эстетическим обобщениям, включая в поэму лирическое отступление о молодости ("Нас водила молодость..."), к-рое и является кульминационным моментом произведения и наиболее полно выражает эстетический идеал поэта. Лирическое начало в произведениях такого типа усиливается стихотворной речью. Переплетение в целостном художественном построении стиха и сюжета завершает слияние эпического и лирического начал, закрепляет в композиционно-речевом единстве связь двух типов изображения человека: через поступки, мысли и чувства героев и через те переживания и оценки, к-рые действующие лица вызывают у автора.

Различие форм лирических произведений, основанное на тематическом принципе, узко и условно, и со временем оно все более и более стирается. В то же время типы произведений в эпосе, выделенные на основе развития в них сюжета, оказываются устойчивыми, и принцип различения произведений в эпосе (т. е. на основе сюжета) преобладает н в Л.-э. ж. Поэтому между эпическим и лиро-эпическим произведениями можно установить параллель. Так, эпическому роману соответствует роман в стихах, классическим примером к-рого служат "Евгений Онегин" Пушкина, "Чайльд Гарольд" Байрона. Продолжая это сопоставление, мы найдем соответствие между повестью и поэмой, рассказом и балладой. Но именно сравнение однотипных произведений позволяет с особенной наглядностью увидеть различие между эпическими романом, повестью и т. д. и их стихотворными близнецами. Это прежде всего относится к образу лирического героя (см.), чьи переживания заменяют подчас длительное развитие сюжета. Сюжет приобретает особую лирическую окраску, а стих предельно сжимает речевой строй лиро-эпического произведения.