logo
курсовая

1.6.10 Авторские неологизмы

Под авторскими или индивидуально-стилистическими неологизмами понимают «новообразования, создаваемые поэтами, писателями, публицистами: «кюхельбекерно» (А.С. Пушкин), «машинерия» (В. Яхонтов).

Часто подобные слова так и остаются неологизмами: они не переходят в активный словарь, однако отдельные авторские образования с течением времени входят в активный словарь: «головотяп» (М.Е. Салтыков-Щедрин), «бездарь» (И. Северянин).

Так, к числу авторских неологизмов можно отнести авторский неологизм «мыслебоязнь» в фельетоне В. Дорошевича «Русский язык», где данное слово обозначает боязнь учеников мыслить самостоятельно из-за навязываемых им штампов: «А у нас только и думают, как бы написать, сказать «как все», повторить «что-нибудь хорошее», двадцать раз сказанное. Такая мыслебоязнь!»

1.6.11 Параллель

Данный прием Дорошевич использует в фельетоне «В аду», где уподобляет процесс замысла сюжета новых произведений покупке нечисти в аду, где сам черт продает ведьм, покойников и младенцев новоиспеченным авторам для их наполнения их творений: «пришел к праздникам живности взять: младенцев, чертей. Нельзя, для святочных рассказов требуется. Эй, кто там будет отпускать? Нельзя ли поживей поворачиваться! Мне некогда: я шесть романов писать должен».

Автор иронизирует по поводу многочисленности и «разношерстности» писателей: здесь и овдовевшая домохозяйка и знаменитый Немирович-Данченко, и даже маленький мальчик, которому для романа нужна «падшая женщина, чтобы она возрождалась».

Абсурдность мотивов творчества многочисленных авторов Дорошевич вкладывает в уста дамы – писательницы: бывшая жена писателя, потеряв источник дохода, теперь вынуждена сама взяться за перо и сокрушается: «Вы не поверите, сколько с этими детьми литературных хлопот. То за Вавочку в гимназию платить – роман пиши. То у Кокочки коклюш – рассказ пишешь. То Нюнечка панталончики порвет – новеллу по этому случаю писать надо. Ужас!»