logo
курсовая

1.3 Художественно-публицистический жанр фельетон

Фельетон, как и очерк, но с ещё большей эмоциональной окраской, принято выводить за пределы литературного искусства именно потому, что этот жанр несет в себе практическую задачу и опирается на конкретные факты.

Изначально, основой в фельетоне так же, как и в очерке, является фактический материал, но он подвергается и художественной обработке. Образность фельетона - является основным условием его эффективности (действенности). Но к какому, тогда, берегу пристает фельетонный жанр: художественной литературы или публицистики?

Бытует и такое (ошибочное) мнение: произведение нельзя считать художественным, если оно оказывает воздействие на действительность свободнее (прямее), чем это положено беллетристическим жанрам. С. Морозов в своей статье с кричащим названием «Фельетон – не художественный жанр» писал: «фельетон, перешедший границу художественности, перестаёт быть фельетоном. Творческая задача фельетониста – при помощи комбинации взятых у художников готовых сочетаний завлечь читателя и умелым переключением малой темы в большую, общественного порядка, - получить чисто газетный эффект. Быстро и сильно повлиять на массового читателя.»

Следует отметить, что невозможно исчерпать представление о природе фельетонного жанра, опираясь только на законы художественного произведения.

Где же место этому жанру?

Необходимо отметить: фельетон не нельзя причислить к жанрам художественным без определения особенностей его художественности. Но также фельетон не укладывается и в число жанров сугубо публицистических. Так же как и очерк, фельетон – своеобразный двуликий Янус – он подчиняется и законам художественной литературы и законам публицистики. Пора перестать причислять фельетон к «низким» жанрам, целью которых является только борьба с отдельными отрицательными явлениями. Фельетон – это не колонка для нытья, и не жанр для «описания недостатков». И раз, место фельетонного жанра меж двух огней – публицистики и художественной литературы – то, в свою очередь, фельетон должен отвечать высоким требованиям и литературной стороны, и публицистической.