43. Творчество Вальтера Скотта
Сэр Ва́льтер Скотт (англ. Walter Scott; 15 августа 1771, Эдинбург — 21 сентября 1832, Эбботсфорд, похоронен в Драйбурге) — всемирно известный британский писатель, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат, по происхождению шотландец. Для шотландцев он больше чем писатель. Он возродил историческую память народа, он открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь для Англии. Считается основоположником жанра исторического романа. Обладал феноменальной памятью.
Вальтер Скотт начал свой творческий путь с поэзии. Всю читающую публику Великобритании более всего покорили не его новаторские по тем временам стихи и даже не его поэмы, а прежде всего первый в мире роман в стихах «Мармион» (на русском языке впервые появился в 2000 г. в издании «Литературные памятники»)
Проза уже известного тогда поэта началась романом «Уэверли».
Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны — от пуританской революции XVI в. до разгрома горных кланов в середине XVIII и более позднему времени: «Уэверли» (1814), «Гай Маннеринг» (1815), «Эдинбургская тюрьма» (1818), «Шотландские пуритане» (1816), «Ламмермурская невеста» (1819), «Роб Рой» (1817), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Сен-Ронанские воды» (1823), «Антиквар» (1816) и др. В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно мелкой буржуазии, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с «фальстафовским фоном» Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах — они главные герои, в «Эдинбургской тюрьме» героиня — дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с «сентиментальной» литературой XVIII в. делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Но чаще все же главные герои — это условно идеализированные молодые люди из высших классов, лишенные большой жизненности. Суть происшествия (какого?) заключалась в том, что главы одного из неоконченных романов Вальтера Скотта взялось печатать какое-то издание. И вскоре сам автор (Вальтер Скотт) приснился своему сыну и в подробностях описал ему тайник, находившийся в доме, где была спрятана никому неизвестная ранее рукопись — окончание романа.
Это была потайная ниша в стене дома, о которой никто из домашних даже не подозревал, и откуда потом, по совету отца сын и извлёк эту самую рукопись — продолжение.
Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI в. (роман) «Айвенго» (1819), «Квентин Дорвард» (1823), «Кенильворт», (1821), «Анна Гейерштейнская» (1829) и др. Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с ещё живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает свое исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Огюста Тьерри назвать его «величайшим мастером исторической дивинации всех времен». Историзм Скотта -прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному. Данная им картина «классического» средневековья «Айвенго» (1819), в настоящее время сильно устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе ещё не было. Это было настоящим открытием нового мира. Но историзм Скотта не ограничивается этой внешней, чувственной стороной. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время. Так, «Квентин Дорвард» дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция «Айвенго», где центральным фактом для Англии конца XII в. выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, — она была толчком для известного французского историка Огюста Тьерри. При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени. В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. А в 1832 году, не оправившись после четвёртого удара, Вальтер Скотт скончался.
В настоящее время в поместье Скотта Эбботсфорд открыт музей знаменитого писателя.
В 1971 году к 200-летию со для рождения писателя королевская почта Великобритании выпустила почтовую марку достоинством в 7,5 пенсов.
- 29. Анализ лирического произведения
- 30. Анализ фрагмента из прозаического произведения
- 31. Творчество Франсуа Вийона. Анализ одного из стихотворений.
- 32. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль». Идейное и художественное своеобразие.
- 33. Мишель Монтень. «Опыты». Идейное и художественное своеобразие
- 34. Французские просветители: Дени Дидро, Жан-Жак Руссо
- 35. Сентиментализм. Авторы и основные произведения
- 36. Эпоха классицизма. Основные особенности
- 37. Корнель. Основные произведения
- 38. Расин. Основные произведения
- 39. Д.И. Фонвизин
- 40. Н.А. Карамзин
- 41. Эпоха романтизма. Основные черты романтизма
- 42. Творчество Дж. Г. Байрона
- 43. Творчество Вальтера Скотта
- 44. Виктор Гюго
- 45. В. Гете. «Фауст», мистерии «Каин», «Манфред»
- 46. Особенности русского романтизма
- 47. В.А Жуковский, к. Батюшков
- 48. Романтические произведения а.С Пушкина
- 49. М.Ю Лермонтов. Романтические поэмы
- 50. Роман «Евгений Онегин» а.С. Пушкина
- 51. Роман Лермонтова «Герой нашего времени»
- 52. Место творчества н.В Гоголя
- 53. Литература середины 19 века
- 54. Эмиль Золя. Одно из произведений
- 55. Ги де Мопассан. Одно из произведений
- 56. Оноре де Бальзак. Одно из произведений