29. Анализ лирического произведения
I. Определить форму произведения
Род литературы: лирика, эпос, драма, лирический эпос, лирическая драма, драматический эпос, драматическая лирика, эпическая драма, эпическая лирика
Жанры лирические:
Ода – стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбудил в поэте какой-то значимый предмет.
Сатира, как жанр лирики, стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества.
Элегия – стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенностью жизнью.
Жанры лиро-эпические: басня, Баллада, Роман в стихах, Стихотворения в прозе
II. Содержательная сторона
Анализ тематики
разграничить объект отражения (тему) и объект изображения (конкретную изображенную ситуацию)
определить тему: конкретно-историческая («лишний человек» в русской лит-ре ХIХ, тема пролетариата в романе Горького «Мать», тема Великой Отечественной Войны) или вечная (любовь и дружба, взаимоотношения поколений, человек труда).
Проблематика – это сфера, где тема рассматривается под определенным углом зрения. Субъективная сторона художественного содержания. При единстве темы у разных писателей, проблематика весьма индивидуальна.
Типы проблематики: мифологическая (Властелин колец)
Национальная проблематика (Левша, Василий Теркин)
Социокультурная – условия, образ жизни, акцент на статику, а не на динамику (Ревизор)
Романная – интерес к личности и личностному началу, акцент на динамике. («Мать» М.Горького)
Философская – притчи Ветхого и Нового Завета
Идея- главная обобщающая мысль или система таких мыслей. Часто идея не формулируется в тексте произведения, а как бы пропитывает всю его структуру. Идея – решение, вывод. Идея всегда что-то утверждает или отрицает.
Пафос – ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой:
Эпико-драматический – глубокое и несомненное приятие мира со всеми его противоречиями и себя в нем (Война и мир)
Героический пафос – борьба отд. личностей или коллективов за осуществление и защиту идеалов, которые обязательно осознаются как возвышенные (Тарас Бульба)
Романтический – область эмоционального переживания и стремления, не переходящие в действие. Мечта о героическом при отсутствии возможности осуществить его. (Суламифь)
Трагический – осознание непоправимой утраты (Гроза)
Сентиментальный (Бедная Лиза)
Пафос юмора и сатиры
Иронический пафос – насмешливо – скептическое отношение к явлению.
Система конфликтов: конфликт имеет отношение к содержанию на уровне не выдуманного - коллизия. (Горе от ума)
Личность и среда – быт, нет проитвника, некому победить.
Внутренний конфликт с самим собой (Преступление и наказание).
Классификация конфликтов: местный, локальный (разрешимый)
Субстанциональный (не разрешимый в этом периоде времени).
III. Композиция – это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в нек. значимой временной последовательности.
Композиционные приемы повтор (закругляет произведение),Усиление (описание дома Собакевича), Антитеза, Монтаж (расположение двух образов рядом для рождения третьего смысла)
IV. Фонетика система рифмовки, Клаузула, Виды рифмовки
V. Средства выразительности:
Тропы метонимия места (Лондон спал), Метонимия времени (счастливый день в моей жизни), Метонимия словосочетания – орудия, средства труда (бойкое перо), Метонимия принадлежности (он знает наизусть Есенина), Метонимия название вещества (у меня в кармане медь), Метонимия по признаку – дожил до седых волос,Синекдоха – целый предмет через наименование его части (на заводе не хватает рабочих рук) - множество предметов через одно – медведь в этих лесах не водится, Метафора, Ирония, Сравнение, Эпитет, Олицетворение, Оксюморон, Литота, Гипербола, Аллегория, Перифраза
Фигуры речи: анафора, эпифора, градация, инверсия, эллипсис, парцелляция, полисиндетон, асиндетон, риторический вопрос, обращение, восклицание; вопросно-ответная форма
Гротеск, образ-эмблема, образный параллелелизм, лексический повтор, аллитерация, ассонанс,
- 29. Анализ лирического произведения
- 30. Анализ фрагмента из прозаического произведения
- 31. Творчество Франсуа Вийона. Анализ одного из стихотворений.
- 32. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль». Идейное и художественное своеобразие.
- 33. Мишель Монтень. «Опыты». Идейное и художественное своеобразие
- 34. Французские просветители: Дени Дидро, Жан-Жак Руссо
- 35. Сентиментализм. Авторы и основные произведения
- 36. Эпоха классицизма. Основные особенности
- 37. Корнель. Основные произведения
- 38. Расин. Основные произведения
- 39. Д.И. Фонвизин
- 40. Н.А. Карамзин
- 41. Эпоха романтизма. Основные черты романтизма
- 42. Творчество Дж. Г. Байрона
- 43. Творчество Вальтера Скотта
- 44. Виктор Гюго
- 45. В. Гете. «Фауст», мистерии «Каин», «Манфред»
- 46. Особенности русского романтизма
- 47. В.А Жуковский, к. Батюшков
- 48. Романтические произведения а.С Пушкина
- 49. М.Ю Лермонтов. Романтические поэмы
- 50. Роман «Евгений Онегин» а.С. Пушкина
- 51. Роман Лермонтова «Герой нашего времени»
- 52. Место творчества н.В Гоголя
- 53. Литература середины 19 века
- 54. Эмиль Золя. Одно из произведений
- 55. Ги де Мопассан. Одно из произведений
- 56. Оноре де Бальзак. Одно из произведений