logo
3_chast

30. Анализ фрагмента из прозаического произведения

I. Определить форму произведения

•Род литературы: лирика, эпос, драма, лирический эпос, лирическая драма, драматический эпос, драматическая лирика, эпическая драма, эпическая лирика

Жанры эпические: рассказ новелла (острый сюжетный поворот) , очерк (малая форма), Повесть (средняя форма), Роман (большая форма), эпопея

•Жанры лиро-эпические: басня, Баллада, Роман в стихах, Стихотворения в прозе

II. Содержательная сторона

•Анализ тематики

3.разграничить объект отражения (тему) и объект изображения (конкретную изображенную ситуацию)

4.определить тему: конкретно-историческая («лишний человек» в русской лит-ре ХIХ, тема пролетариата в романе Горького «Мать», тема Великой Отечественной Войны) или вечная (любовь и дружба, взаимоотношения поколений, человек труда).

•Проблематика – это сфера, где тема рассматривается под определенным углом зрения. Субъективная сторона художественного содержания. При единстве темы у разных писателей, проблематика весьма индивидуальна.

Типы проблематики: мифологическая (Властелин колец)

Национальная проблематика (Левша, Василий Теркин)

Социокультурная – условия, образ жизни, акцент на статику, а не на динамику (Ревизор)

Романная – интерес к личности и личностному началу, акцент на динамике. («Мать» М.Горького)

Философская – притчи Ветхого и Нового Завета

•Идея- главная обобщающая мысль или система таких мыслей. Часто идея не формулируется в тексте произведения, а как бы пропитывает всю его структуру. Идея – решение, вывод. Идея всегда что-то утверждает или отрицает.

•Пафос – ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой:

Эпико-драматический – глубокое и несомненное приятие мира со всеми его противоречиями и себя в нем (Война и мир)

Героический пафос – борьба отд. личностей или коллективов за осуществление и защиту идеалов, которые обязательно осознаются как возвышенные (Тарас Бульба)

Романтический – область эмоционального переживания и стремления, не переходящие в действие. Мечта о героическом при отсутствии возможности осуществить его. (Суламифь)

Трагический – осознание непоправимой утраты (Гроза)

Сентиментальный (Бедная Лиза)

Пафос юмора и сатиры

Иронический пафос – насмешливо – скептическое отношение к явлению.

•Система конфликтов: конфликт имеет отношение к содержанию на уровне не выдуманного - коллизия. (Горе от ума)

Личность и среда – быт, нет проитвника, некому победить.

Внутренний конфликт с самим собой (Преступление и наказание).

Классификация конфликтов: местный, локальный (разрешимый)

Субстанциональный (не разрешимый в этом периоде времени).

III. Композиция – это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в нек. значимой временной последовательности.

•Композиционные приемы повтор (закругляет произведение)

Усиление (описание дома Собакевича)

Антитеза

Монтаж (расположение двух образов рядом для рождения третьего смысла)

V. Средства выразительности:

•Фигуры речи: анафора, эпифора, градация, инверсия, эллипсис, парцелляция, полисиндетон, асиндетон, риторический вопрос, обращение, восклицание; вопросно-ответная форма

•Гротеск, образ-эмблема, образный параллелелизм, лексический повтор, аллитерация, ассонанс,

Анализ стихотворения в прозе "Голуби" Тургенев И.С.

Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто?

Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги.

Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее: душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела, жестокая тишь...

Автор ждет, когда же разрешится это тоскливое томленье: Ну скорей же, скорей!.. Двинься, покажись, пролейся, злая туча...

И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха! (слово потеха употреблено в двнном случае не в значении "развлечение", а в смысле "неразбериха".)

Автор описывает бурю, употребляя глаголы: (буря) сорвалась; визжит, мечется (ветер), мчатся (облака); (все) закрутилось, смешалось; закачался (ливень); (молнии) слепят, стреляет (гром)...

Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные (облака), рьяный (ливень); (стреляет) как из пушки...

Нет, не приносит буря успокоения автору, в ней нет гармонии, умиротворения, автору видится буря как злая сила ("...запахло серой", - говорит он)...

Тревожное состояние лирического героя объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: "… я один... один, как всегда". (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать, так как был смертельно болен.) Однако так ли безрадостно самочувствие Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем - спрятавшимися под навесом крыши...

Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя - и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.

Нахохлились оба - чувствуют каждый своим крылом крыло соседа...

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них...

При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда...), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие. Важность этого эпизода для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения; ведь оно озаглавлено словом "Голуби".

Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения - светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается противительным союзом "но" (но под навесом крыши).