42. Творчество Дж. Г. Байрона
Джордж Ноэл Гордон Байрон, с 1798 6-й барон Байрон, широко известный как лорд Байрон (англ. George Gordon Byron, 6th Baron, англ. Lord Byron; 22 января 1788, Дувр — 19 апреля 1824, Миссолунги, Османская Греция) — английский поэт-романтик.
Смелым выходом в литературно-общественную жизнь Англии явилась сатирическая поэма «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809). Используя форму классицистической поэмы А.Попа, Байрон выступает с резкими, саркастическими нападками почти на всю современную английскую литературу за пренебрежение к жизненной правде и за обращение к мистике. Литературная полемика Байрона с «лейкистами» была формой критики общественной реакции. Многие оценки известных поэтов того времени были несправедливы, но Байрон был прав в своем стремлении к отображению в литературе реальной жизни.
Вскоре Байрон опубликовал сатирическое стихотворение «Ода авторам билля против разрушителей станков»(1812). Это стихотворение носит политический характер. Автор обличает правительство, которое приняло билль о смертной казни для луддитов. Поэт говорит о неизбежности отмщения тем, кто обрекает рабочих на бедственное положение и смерть.
Вообще, Англия, неоднократно выступавшая против революционной Франции и ввя-завшаяся в многолетнюю войну с Наполеоном, в начале XlX века переживала жестокий кризис. В 10-х годах с новой силой вспыхнули народные волнения, возродилось движение луддитов--разрушителей станков. Луддиты считали, что, уничтожая машины на фабриках, они тем самым уничтожают источник всех бед. Размах движения, получившего название по имени легендарного «генерала Лудда» -- рабочего, который якобы первым разбил ткацкий станок,-- напугал пра-вительство. Против луддитов были предприняты многочисленные репрессии, вплоть до принятия закона о смертной казни за порчу собственности фабриканта.
Первая речь Байрона в палате лордов была направлена на защиту луддитов. Непримиримость поэта, посвятившего свой дар защите идеалов Великой французской революции, которые предал «узурпатор» -- Наполеон, служению угнетенным, обездоленным и униженным и поддержке национально-освободи-тельных движений в Европе, вызвала вполне естественную ненависть к нему со стороны правящих кругов Англии. Они подвергли поэта гнусной травле, воспользовавшись бракоразводным процессом Байрона с его первой женой. Суд лишил Байрона прав отцовства. Поэт покинул Англию, оставив на родине дочь и любимую сестру.
Большой страстностью чувств отличается цикл лирических стихотворений Байрона «Еврейские мелодии» (1815). Эти стихи были тогда же положены на музыку И.Натаном и И.Брэмом. Вслед за Мильтоном Байрон обращается к библейским мотивам, но лирическая тема стихов связана с переживаниями поэта, вызванными современными событиями, современным положением личности в обществе.
В 1815 - 1816 гг. выходят в свет стихи наполеоновского цикла. Байрон - романтик в этих стихах выражает свое отношение к личности Наполеона. Оно меняется в зависимости от того, какую историческую роль он играл в тот или иной период. В некоторых стихотворениях цикла Наполеон обрисован сочувственно, но в «Оде с французского» (1815) обозначилась критическая оценка отступившего от дела свободы.
Однако не только стихи создавались Байроном во время второго периода творчества. Это время его триумфа, время написания восточных поэм и произведения, прославившиего молодого поэта далеко за пределами Англии - двух первых песен поэмы «Чайльд-Гарольд».
В начале 20-х годов Байрон создает сатирические поэмы «Видение суда» (1821), «Ирландская аватара»(1821), «Бронзовый век» (1823).
«Видение суда» - политическая сатира антимонархического и антицерковного содержания. Эта бурлескная фарсовая поэма написана в форме видения, в котором фантастика сочетается с реальностью. Сатира направлена против поэта-лауреата Роберта Саути и против воспеваемого им короля Георга III. Байрон пародирует произведение Саути с тем же названием. В поэме используется распространенный в Европе фольклорный сюжет о том, как апостол Петр стоит у врат рая и строго проверяет каждого, кто туда стремится попасть. Этот сюжет использован также и в древнерусской «Повести о бражнике».
Политический памфлет «Ирландская аватара» написан в связи с сообщением в прессе о поездке английского короля Георга IV в Ирландию. Официальной трактовке этого факта Байрон противопоставляет обличение британской тирании. Сатира Байрона направлена как против деспотизма, так и против холопства. В поэме критикуются прославляющие тирана верноподданные. Этой ирландской черни, устроившей пляску в цепях, поэт противопоставляет патриотов, лучших людей Эрина-Ирландии. Лирический герой поэмы призывает ирландцев к борьбе против британской тирании и говорит о своей любви к тем ирландцам, которые борются за свободу своей страны.
Поэма «Бронзовый век» написана в форме сатирического обозрения событий 1822 г., характеризующих реакционную политику Священного союза. В поэме Байрон славит революцию в Испании, подвиг русского народа, разгромившего наполеоновскую армию. Как яркий обобщенный образ, пророчески говорящий о будущем свержении всех тиранов, представлен пожар Москвы:
Москва, Москва! Пред пламенем твоим
Померк вулканов озаренный дым.
- 29. Анализ лирического произведения
- 30. Анализ фрагмента из прозаического произведения
- 31. Творчество Франсуа Вийона. Анализ одного из стихотворений.
- 32. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль». Идейное и художественное своеобразие.
- 33. Мишель Монтень. «Опыты». Идейное и художественное своеобразие
- 34. Французские просветители: Дени Дидро, Жан-Жак Руссо
- 35. Сентиментализм. Авторы и основные произведения
- 36. Эпоха классицизма. Основные особенности
- 37. Корнель. Основные произведения
- 38. Расин. Основные произведения
- 39. Д.И. Фонвизин
- 40. Н.А. Карамзин
- 41. Эпоха романтизма. Основные черты романтизма
- 42. Творчество Дж. Г. Байрона
- 43. Творчество Вальтера Скотта
- 44. Виктор Гюго
- 45. В. Гете. «Фауст», мистерии «Каин», «Манфред»
- 46. Особенности русского романтизма
- 47. В.А Жуковский, к. Батюшков
- 48. Романтические произведения а.С Пушкина
- 49. М.Ю Лермонтов. Романтические поэмы
- 50. Роман «Евгений Онегин» а.С. Пушкина
- 51. Роман Лермонтова «Герой нашего времени»
- 52. Место творчества н.В Гоголя
- 53. Литература середины 19 века
- 54. Эмиль Золя. Одно из произведений
- 55. Ги де Мопассан. Одно из произведений
- 56. Оноре де Бальзак. Одно из произведений