logo
Билеты2012

1. Драма «Гроза». Идейно - художественное своеобразие.

Пьеса «Гроза» была написана островским в течении лета и осени 1859 года. В этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 году. Это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза»-это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60х годов.

«Гроза» была разрешена драматической цензурой представлением в 1859 году, а напечатана в январе 1860 года. По просьбе друзей Островского цензор И. Нордстрем благоволивший драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремление людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

От начала и до конца в «Грозе» изображается борьба двух сил: старины, упирающейся на принципы абсолютного авторитета, и новизны, отстаивающей и утверждающей демократические основы общественно – бытовых отношений.

Эта борьба, пронизывавшая все поры жизни, проявлявшаяся и в общественно – экономических и семейно – бытовых отношениях, раскрывается образами в большей или меньшей степени с противостоящих друг другу людей.

Характеризуя представителей старых традиций и новых тенденций, показывая их борьбу, Островский глубоко и полно раскрывает сущность Жизненных отношений и всего уклада предреформенной действительности.

Поданная на широком фоне русской предреформенной деятельности, основная или общая тема «Грозы» влечет за собой и ряд более частных тем.

Так, рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, а так же словами и поступками Дикого и Кабанихи, Островский дает подробную характеристику материально- правового положения как господствующих общественных слоев, так и трудящихся той эпохи.

Излагая взгляды и мечты Кулигина драматург в то же время обстоятельно знакомит читателей и зрителей с воззрениями правящих в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов изображаемого времени. В связи с этим в пьесе красной нитью проходит тема борьбы между реакционными и демократическими силами. Наиболее отчетливо эта борьба реализуется образами Дикого, Кабанихи и Феклуши, с одной стороны, и Кулигина и Екатерины,- с другой. Рисуя жизнь, стремление, влечение и переживание действующих лиц «Грозы» драматург с разных сторон воспроизводит тогдашний общественный и семейно – бытовой уклад купечества и мещанства. Тем самым в пьесе освящается тема социальных и семейно – бытовых отношений. Усложняя и детализируя эту тему, Островский яркой и полно обрисовал положение женщины в мещанско – купеческой среде.

Характеризуя обстановку, в которой действуют его герой, он, на ряду с социально-экономическими и бытовыми условиями мастерски нарисовал и окружающую природу, показав при этом и разное отношение к ней действующих лиц.

Говоря словами Гончарова , в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим и культурно-нравственным и семейно-бытовым обликом.

Воспроизводя в «Грозе» столкновения между стремлениями угнетенных людей к свободному проявлению своих духовных интересов и господствовавшими в предреформенной действительности социальными порядками, Островский выступил смелым обличителем последних. Беспощадная правда, с которой в «Грозе» изображались нравы правящих классов и положение трудового люда, делала пьесу зеркалом своей эпохи.

По своему мировоззрению Островский был величайшим оптимистом и жизнелюбцем. Горячо любя жизнь, восхищаясь красотой расстилающейся перед ним природой, он поем ей устами Кулигина восторженную хвалу: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.

-Кудряш- А что?

-Кулигин- Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

-Кудряш- Нечто!

Кулигин- Восторг! А ты: «нечто»! Пригляделись Вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита».

Природа, в которой живут люди, чудесна. Ее богатство беспредельно, ее красота изумительна. Но общественные порядки, управляющие жизнью людей, безобразны. При этих порядках – говорит своей пьесой Островский,- большинство населения находится в материальной кабале у богатого меньшинства, руководствующегося в своих действиях хищничества своекорыстием.

Располагая экономической силой и паратом общественного принуждения, богатое меньшинство с полной безнаказанностью осуществляет тут самую беззастенчивую эксплуатацию трудящегося населения.

«А у кого деньги,- рассказывает Кулигин Борису о нравах своего города,- тот старается бедного закабалить, что бы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал?...

При господстве своекорыстного произвола правящего меньшинства народ имел руки, но не имел работы. «Работу,- скорбит Кулагин,- надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего».

Лишенный работы народ бедствует, зарабатывая непосильным трудом жаркие гроши. «Бедным,- свидетельствует Кулигин,- гулять некогда, у них день и ночь работа и спят-то всего часа три в сутки».

При власти привилегий и денег люди труда обречены на безысходную нужду, на «бедность навальную», без всяких перспектив на улучшение своего материального состояния « И никогда нам, - уверяет Кулигин,- не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом нам никогда не заработать больше насущного хлеба».

Ничем не сдерживаемое в своих хищнических стремлениях богатое меньшинство грабит и давит и дальних и ближних, и чужих и родных.

«Ограбить сирот, родственников, племянников»- таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города.- « у нас,- жалуется Кудряш на Дикого,- никто и пикнуть не смеет о жалование, изругает на чем свет стоит. «Ты, говорит, по чем знаешь, что я на уме держу? Нечто ты мою душу можешь знать! А, может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и говори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ниразу в такое-то расположение не приходил».

Поглощенные ненасытной жаждой наживы представители богатого меньшинства, не удовлетворяясь грабежом закабаленных ими людей, ведут яростную борьбу за рубль и между собой. Блеск золота затмевает их разум, и они готовы пожрать друг друга не только из корысти, но и из зависти. Приобретательский ажиотаж, хищнический эгоизм превращает их в пауков, уничтожающих друг друга. «А между собой-то,- рассказывает Кулигин,- как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга».

В условиях предреформенного строя большинство населения угнеталось не только экономически, но и духовно. Здесь без всякого удержу проявлялась власть диспатического своеволия, грубо подавлявшего самые элементарные человеческие права.

Связанное с бюрократией, единством интересов купечество, как и дворянство, уверенное в своей полной безнаказанности, творило суд и расправу над «закабаленным меньшим братом», руководствуясь лишь собственными интересами и хотениями.

«Захочу,- чваниться Дикой перед Кулигиным,- помилую, захочу- раздавлю» и это не пустое похвальство. У Дикого «вся жизнь основана на ругательстве», вымогательстве и издевательстве.

С ним «ни одного расчета без брани» не обходится, другой рад от своего отступиться, только бы он унялся». Попав на базар он «всех мужиков переругает».

В грозном окрике и постоянном устрашении ей подвластных основной закон жизниустройста видит и Кабаниха.

Власть диспатического произвола и своеволия царит в изображаемом Островским городе Калинове и в общественных отношениях и семейном быту.

Находя подтверждение во всей совокупности семейно – бытовых отношений действующих лиц пьесы, а семейной тирании убедительно говорит Кулигин.

«А богатые-то что делают?- спрашивает он.- вы думаете, они дело делают, либо Богу молятся. Нет, сударь! И не от воров они запираются, а что б люди не видали, как они своих домашних поедом едят, семью тиранят. И что слез льется за этими заборами, не видимых не слышанных».

В семейной быту власть диспатического произвола особенно тяжело отзывалась на женщине в условиях домостроивщины женщина превращалась в рабыню мужа, в исполнительницу воли свекрови, домашнюю узницу, лишенную общения с внешним миром. Характеризуя ее положение, Борис говорит: «Здесь, что вышла замуж, что схоронили, все равно».

Резко осуждая отношения при которой женщина лишена всяких гражданских прав и является всего лишь принадлежностью домашнего обихода, рабыней, осужденной все жизнь сидеть в заперти, Островский смело поднимал свой голос за уравнение ее в правах с мужчиной, за ее свободу.

Касаясь в 1863 году «Грозы» Герцен писал: «В этой драме автор проник в глубочайшие тайники неозападничавшейся русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, этой безгласной, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».

Тема освобождения женщины ставилась и обсуждалась в эти годы во всех более или менее передовых органах печати.

Своей смелой защитой прав женщины Островский отражал освободительные настроения передовой общественность 50-х годов.

Так, еще в 1849 году, обращаясь к своей невесте Н.В. Шелгунов утверждал: «Жизнь супругов должна быть основана на товариществе, в котором равенство есть первое основание благоденствия».

«По моим понятиям,- записал Н.Г. Чернышевский в дневнике в 1853 году,- женщина занимает недостаточное место в семействе. Меня возмущает кроме того неравенство. Женщина должна быть ровна мужчине».

В 50-е годы подобные мысли приобрели большую популярность. Нестор Котляровский справедливо отмечал, что в 50-х годах «женский вопрос» имел за собой уже длинную историю, и не только на страницах изящной словесности.

Тема освобождения женщины ставилась и обсуждалась в эти годы во всех более или менее передовых органах печати.

Изобличая в образах Кабанихи, Дикого и Феклуши, представителей мракобесия, носителей консервативных воззрений, Островский боролся за просвещение, за демократизм. В лице Кулигина он противопоставлял невежеству и суеверию- науку в социальной рутине- идее прогресса. Имея в виду власть имущих, Кулигин укоризненно замечает : «Вот какой у нас городишко. Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то, один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать».

Упрекая своих сограждан в невежестве он говорит: «Северное сияние загорится, любоваться бы надобно, да дивиться премудрости: « С полуночных стран встает заря!» А вы ужасаетесь, да придумываете, к войне это или к мору. Комета ли идет, - не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а эта обновка; ну. Смотрел бы. да любовался! А вы боитесь взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Из всего-то вы себе пугал наделали! Эх, народ!».

Экономическая эксплуатация и духовное подавление органически связаны с ложью, обманом, мошенничеством. Вот почему обман пронизывает все отношения и связи купечества, и профессиональные и бытовые. «Ты вспомни, обращается Варвара к Катерине, где ты живешь! У нас весь дом на том держится».

В мире насилия и произвола, обмана и мошенничества, невежественных суеверий и предрассудков, социальной косности и рутины жизнь людей грубо калечилась.

Кончившему камерческую академию Борису приходится быть под гнетом невежественного дяди, который без конца помыкает им.

Обращенную всеми своими помыслами к добру и красоте чуткую помучительную Катерину рано выдают замуж за нелюбимого, и она осуждена жить в душной неволе и диспатической свекрови.

Умный, талантливый самородок – самоучка Кулигин, способные строить чудесные машины на пользу трудящимся обречен прозябать в бездействии снося издевательства Дикого.

Не глупый и добрый по натуре Тихон, которого мать «поедом ест», превращается здесь в жалкую, забитую, загнанную жертву бессмысленного самодурства.

Ссылаемый дядей в ненавистную ему Сибирь, Борис в бессильной злобе кричит: «Злодеи вы! Изверги! Эх, как бы сила!».

Общественные и моральные установления, властвовавшие в предреформенную пору, являлись оковами, мертвящими жизнь, задерживающими ее развитие. Личности, в которой пробуждали стремление к свободе, жить в этих условиях уже было нельзя. Она задыхалась в них. Для Катерины лучше могила, чем дом Кабанихи, и она бросается с обрыва в Волгу.

Глядя на нее уже мертвую, Тихон в безысходной тоске восклицает: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете, да мучиться!». Несправедливыми социальными порядками люди изуродовали жизнь. Храм красоты они превратили в душную тюрьму, в ад материальных решений и нравственных пыток. Рисуя господствующие в предреформенной действительности порядки, Островский со всей определенностью обнаружил не только их несправедливость, но и то, что в жизни уже растут противодействующие им силы, неумолимо подтачивающие их крепость.

Он убедительно показал, что почка под ногами самодурствующих деспотов становится все более шаткой предвещая их к неизбежный и уже близкий конец.

Это начинали замечать и сами хозяева жизни. Так, Кабаниха скорбит о том, что «старина-то выводится», что старших «не очень-то уважают». Распад всего старозаветного уклада охранителей диспатических отношений отождествляли с гибелью всей жизни, соглашаясь с Феклушей, что по всем приметам наступают последние времена».

Чем более заметными становились признаки надвигающегося крушения старого порядка, тем яростнее защищали его сторонники старины.

Но Диким и Кабанихам не спасти своих порядков, ибо против них возмущаются не только разум, но и чувства. Появляются люди, которые уже не могут дышать воздухом повседневного угнетения человеческой личности и жизни в нем предпочитают смерть. Это непреодолимо растущее и ширящаяся сила протеста наиболее яркое свое выражение нашла в образе Катерины.

В 50-е годы, как это явствует из пьесы, общественная атмосфера накалилась, как перед грозой.

Утверждая несправедливость господствующих порядков, при которых люди задыхаются и гибнут, Островский всей внутренней логикой образов своей пьесы заявляет, что в общественных отношениях, как и в природе, нужна благодатная, освежающая и очищающая гроза.

«Гроза» как заглавие пьесы представляет собой яркое выражение своеобразной реалистической символики.

«Гроза» - это гроза уходящего, внутреннего неправого, но еще внешне сильного властью своих мертвящих начал феодально-крепостнического мира, в котором задыхаются и гибнут замечательные люди. Вместе с тем» Гроза» - это и благая весть о новых силах, призванных очистить спертый воздух в гнетущей диспатии- политической и семейно-бытовой.

«То было,- вспоминает С.В. Максимов, один из ближайших друзей Островского,- вообще незабвенное время светлых купований, свободных и веселых работ, требовавших неустанной энергии молодых сил на всех путях и разнообразных поприщах, обеспечивающих свободу от крепостного права.»

Решая проблему старого и нового жизнестроительства, Островский показал, что принцип абсолютного авторитета, тогда еще царивший в жизни, явно отжил, что он мертвит и губит все живое, светлое, передовое.

Жизнь не могла больше течь в прежних берегах. В корне несправедливый социальный уклад должен был быть изменен.

Островский видел решение лишь в обращении к народу.

Жизнь способны были по-настоящему преобразовать лишь люди угнетаемые, связанные с трудом, наукой, просвещением, охваченные всерастущей ненавистью к несправиделивости, насилию и произволу, загоревшиеся стремление к раскрепощению.

Но в то время эти люди, среди которых были и Кулигины и Катерины, еще не обладали необходимой силой для решительного выступления против самодержавного произвола. И в следствии этого они принуждены были или временно смериться и подчиниться воле господствующих миров, как Кулигин, или погибать в неравной борьбе, как Катерина.

В условиях 1859-1861 годов трудящиеся были еще бессильны для решительного выступления против власти угнетения, но будущее принадлежало им. Над темным царством уже забрезжил рассвет, ширилось недовольство, возникала и росла органическая потребность новых форм жизни, все громче раздавались протестующие голоса. Против самоуправства Дикого и Кабанихи восстали не только Кулиги и Катерина, но и Кудряш, Варвара, Борис и даже забитый Тихон.

Островский глубоко сочувствовал этому ширящемуся протесу, видя в нем знамение времени, выражение общенародного движения, зачатки того, что должно было изменить всю жизнь в интересах людей труда.

Придет время,- как бы говорил драматург своей пьесой,- когда протестующие голоса превратятся в могучую силу, в грозу, которая сметет ненавистный социально-политический строй, строй кабалы и тьмы.

Демократизм Островского придал огромную силу его резким обличением дворянства, буржуазии и бюрократии. В «Грозе» они приняли форму решительной критики существовавшего тогда строя и правящих классов, но эта критика не превращалась в сознательное утверждение революционных средств борьбы, как у Чернышевского, Добролюбова и Некрасова. Решительно обличая и трицая феодально-крепостнический порядок Островский. Однако, не выступил в «Грозе», как и в других своих пьесах, прямым пропагандистов революционного его переустройства. Он склонялся к изменению действительности под средством реформ. И в этом отчетливо сказалась его социальная ограниченность, но решительность осуждения феодально-крепостничесокго порядка, прямое сочувствие протесту, росшему в недрах этого порядка. Так ярко выражены в «Грозе», помогли этому замечательному произведению действенно послужить делу революционного изменения действительности. Именно об этом Добролюбов и говорит своей статье «луч света в темном царстве», посвященной «Грозе».

Герцен был прав: темные силы феодально-крепостнического порядка судорожно цеплялись за руль истории пытаясь остановить движение жизни, но они могли лишь замедлить ее развитие, остановить ее они уже были не в состоянии.

В жизни пробивались и зрели новые силы, предвещавшие конец феодально-крепостничесокго режима.

В борьбе темных и светлых сил в предвестии конца изжившего себя старого жизненного уклада и начало новых социальных отношений и состоит подлинный смысл «Грозы».

Идейная направленность «Грозы» с исключительной рельефностью обнажается в столкновении Дикого, для которого гроза- наказание за грехи, и Кулигина, для которого гроза- электричество.

Дикой олицетворяет невежество, питающееся религиозными предрассудками, Кулиги представляет собою науку. Бичуя диких, Островский утверждает Кулигиных. «Рисуя нам в яркой картине ложные отношения, со всеми их последствиями,- пишет Добролюбов об Островском в статье, посвященной «Грозе»,-через то самое служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства».

В «Грозе» Островский объективно выразил «потребность» возникавшего в предреформенных условиях «движение русской жизни» в коренных преобразованиях. В этой пьесе «русская жизнь и русские силы вызваны…на решительное дело», т.е. на революционное действие.