logo
Билеты2012

2.А.Н. Островский-создатель русского национального театра.

Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский

национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми

предпочтениями. И самое главное – со своим репертуаром. То есть с обширным

набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать

на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики. Островский

сознательно стремился насытить российский театральный репертуар множеством

«долгоиграющих» образцовых сочинений. И потому вся жизнь его превратилась в

неустанный, без отдыха и пауз, литературный труд. Зато и результат

превзошёл все ожидания. До Островского гениальные творения Фонвизина,

Крылова, Гоголя сияли как яркие, но редкие звёзды на ровном театральном

небосклоне. Основу репертуара русских театров XIX века составляли

переводные пьесы и водевили-однодневки. Островский же сумел совершить в

области драматургии такой же прорыв, какой Пушкин, Гоголь, Лермонтов

совершили в области поэзии и прозы. Не случайно между понятиями «театр

Островского» и «русский театр» стоит знак равенства.

В то время, как литература искала «обратную связь» с обществом, для

Островского эта проблема была решена. Он был способен передавать свой текст

живым голосом актера, его сценическим самочувствием в роли, реакцией зала и

проч. Текст островского обладает каким-то почти физическим качеством

заразительности, запоминаемости. Он как бы был рассчитан на то, чтобы

публика, расходясь из театра, уносила эти фразы с собой, перебрасывалась

ими. Это означает быть у всех на устах. Не только актеры-современники

драматурга, но и актеры нашей эпохи не раз говорили о том, как сразу

«ложится» текст реплик, почти не требуя запоминания.

Литературное творчество Островского существовало для театра, жило в

нем. Такое отличительное качество драматурга связано с тем, что он как бы

концентрирует в своей художественной системе многое из того живого и

насущного, что происходило в мире. Художественный мир Островского органично

входил в новую русскую литературу, при этом сочетая в себе вне- и

долитературные пласты культуры, допетровские и допушкинские пласты

сознания.

Важно, что и сам Островский всегда сознавал себя именно театральным

деятелем, отчетливо понимая свою роль создателя национального театра. Читая

деловую и личную переписку драматурга, его дневники и «записки», с которыми

он обращался в различные официальные инстанции, стремясь повлиять на

постановку театрального дела в России, постоянно встречаешь подтверждения

этому. Неустанное практическое участие в строительстве русского театра

диктовало драматургические формы Островскому-писателю: он не просто сочинял

пьесы, а создавал национальный репертуар. Такой репертуар не может состоять

из одних трагедий, или драм, или комедий, а должен быть разнообразен.

Художественные принципы драматургии Островского во многом определяются

ее адресатом. Сам автор читал, что наибольшее воспитательное значения для

зрителей, которых не коснулось просвещение, имеет бытовая и историческая

драматургия. Создавая бытовой репертуар, он стремился к тому, чтобы зрители

увидели себя со стороны, узнали на сцене себя и свои слабости и пороки,

свои смешные стороны. Вместе с тем пьесы построены так, чтобы зритель

поверил в возможность исправиться, измениться. Островский не отказывается

от мысли о высоком общественном назначении литературы – чисто

просветительского намерения с помощью искусства «исправлять народ». Он

считает, что средством такого исправления должно быть не сатирическое

обличение, а «соединение высокого с комическим», как некое

противопоставление чистой сатире.

Вообще, характерной чертой поэтики Островского является поиск чисто

житейских мотивов в поведении и судьбах своих персонажей. Его интересует

преломление идей и теорий в сознании и повседневном быту обыкновенных

людей. Целью Островского остается «исправление нравов». Для этого, как

думает драматург, следует показать в народе не только дурное, но и хорошее.

Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.

«Гроза», как охарактеризовал ее Добролюбов – «самое решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес автора о «темном царстве».

Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями «тёмного царства».

В доме Кабанихи всё построено на авторитете силы, как и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.

Под стать ей Дикой, самая большая радость для которого надругаться над человеком, унизить его. Брань для него ещё и способ самозащиты, когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.

Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом видят, как рушатся «заветы патриархальной нравственности». Это «закон времени, закон природы и истории берёт своё, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут», тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.

Например, Варвара - дочь Марфы Кабановой. Главное её правило: «делай, что хочешь, только бы всё шито да крыто было». Она умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась к «тёмному царству», выучила его законы. Думаю, властность и желание обманывать делает её очень похожей на свою мать.

В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…», - говорит Кудряш.

В конце концов, Варвара и Иван покидают «тёмное царство», но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.

Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон – муж Катерины - безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а душа её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье». По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он променял любовь на бабушкино наследство.

Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - говорит она Варваре. Постепенно жизнь в доме свекрови становится для неё невыносимой. Выход из этого тупика она видит в своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это «тихое болото», ведь были и сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и невежества.

Таким образом, мы видим, что все жители Калинова принадлежат к «темному царству», которое устанавливает здесь свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на гибель.