2.А.Н. Островский-создатель русского национального театра.
Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский
национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми
предпочтениями. И самое главное – со своим репертуаром. То есть с обширным
набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать
на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики. Островский
сознательно стремился насытить российский театральный репертуар множеством
«долгоиграющих» образцовых сочинений. И потому вся жизнь его превратилась в
неустанный, без отдыха и пауз, литературный труд. Зато и результат
превзошёл все ожидания. До Островского гениальные творения Фонвизина,
Крылова, Гоголя сияли как яркие, но редкие звёзды на ровном театральном
небосклоне. Основу репертуара русских театров XIX века составляли
переводные пьесы и водевили-однодневки. Островский же сумел совершить в
области драматургии такой же прорыв, какой Пушкин, Гоголь, Лермонтов
совершили в области поэзии и прозы. Не случайно между понятиями «театр
Островского» и «русский театр» стоит знак равенства.
В то время, как литература искала «обратную связь» с обществом, для
Островского эта проблема была решена. Он был способен передавать свой текст
живым голосом актера, его сценическим самочувствием в роли, реакцией зала и
проч. Текст островского обладает каким-то почти физическим качеством
заразительности, запоминаемости. Он как бы был рассчитан на то, чтобы
публика, расходясь из театра, уносила эти фразы с собой, перебрасывалась
ими. Это означает быть у всех на устах. Не только актеры-современники
драматурга, но и актеры нашей эпохи не раз говорили о том, как сразу
«ложится» текст реплик, почти не требуя запоминания.
Литературное творчество Островского существовало для театра, жило в
нем. Такое отличительное качество драматурга связано с тем, что он как бы
концентрирует в своей художественной системе многое из того живого и
насущного, что происходило в мире. Художественный мир Островского органично
входил в новую русскую литературу, при этом сочетая в себе вне- и
долитературные пласты культуры, допетровские и допушкинские пласты
сознания.
Важно, что и сам Островский всегда сознавал себя именно театральным
деятелем, отчетливо понимая свою роль создателя национального театра. Читая
деловую и личную переписку драматурга, его дневники и «записки», с которыми
он обращался в различные официальные инстанции, стремясь повлиять на
постановку театрального дела в России, постоянно встречаешь подтверждения
этому. Неустанное практическое участие в строительстве русского театра
диктовало драматургические формы Островскому-писателю: он не просто сочинял
пьесы, а создавал национальный репертуар. Такой репертуар не может состоять
из одних трагедий, или драм, или комедий, а должен быть разнообразен.
Художественные принципы драматургии Островского во многом определяются
ее адресатом. Сам автор читал, что наибольшее воспитательное значения для
зрителей, которых не коснулось просвещение, имеет бытовая и историческая
драматургия. Создавая бытовой репертуар, он стремился к тому, чтобы зрители
увидели себя со стороны, узнали на сцене себя и свои слабости и пороки,
свои смешные стороны. Вместе с тем пьесы построены так, чтобы зритель
поверил в возможность исправиться, измениться. Островский не отказывается
от мысли о высоком общественном назначении литературы – чисто
просветительского намерения с помощью искусства «исправлять народ». Он
считает, что средством такого исправления должно быть не сатирическое
обличение, а «соединение высокого с комическим», как некое
противопоставление чистой сатире.
Вообще, характерной чертой поэтики Островского является поиск чисто
житейских мотивов в поведении и судьбах своих персонажей. Его интересует
преломление идей и теорий в сознании и повседневном быту обыкновенных
людей. Целью Островского остается «исправление нравов». Для этого, как
думает драматург, следует показать в народе не только дурное, но и хорошее.
Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
«Гроза», как охарактеризовал ее Добролюбов – «самое решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес автора о «темном царстве».
Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями «тёмного царства».
В доме Кабанихи всё построено на авторитете силы, как и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
Под стать ей Дикой, самая большая радость для которого надругаться над человеком, унизить его. Брань для него ещё и способ самозащиты, когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.
Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом видят, как рушатся «заветы патриархальной нравственности». Это «закон времени, закон природы и истории берёт своё, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут», тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.
Например, Варвара - дочь Марфы Кабановой. Главное её правило: «делай, что хочешь, только бы всё шито да крыто было». Она умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась к «тёмному царству», выучила его законы. Думаю, властность и желание обманывать делает её очень похожей на свою мать.
В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…», - говорит Кудряш.
В конце концов, Варвара и Иван покидают «тёмное царство», но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.
Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон – муж Катерины - безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а душа её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье». По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он променял любовь на бабушкино наследство.
Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - говорит она Варваре. Постепенно жизнь в доме свекрови становится для неё невыносимой. Выход из этого тупика она видит в своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это «тихое болото», ведь были и сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и невежества.
Таким образом, мы видим, что все жители Калинова принадлежат к «темному царству», которое устанавливает здесь свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на гибель.
- 1. Драма «Гроза». Идейно - художественное своеобразие.
- 2.А.Н. Островский-создатель русского национального театра.
- 3.Драма «Гроза». Образ Екатерины. Ее душевная трагедия.
- 5.Е.В. Базаров перед лицом смерти.
- 6.Основные темы и идеи лирики н.А.Некрасова.
- 7.Проблема «народного счастья» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
- 8.Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина».
- 9.Анализ стихов «Денисьевского цикла».
- 10.Основные темы и идеи лирики Тютчева.
- 12.Основные темы и идеи лирики Фета.
- 13.Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.
- 14.Художественный анализ сказки «Премудрый пескарь».
- 15.Художественный мир произведений Лескова.
- 16.Русский национальный характер на примере повести Лескова «Очарованный странник».
- 17.Петербург Достоевского
- 18.Образ Раскольникова и «сильных мира сего».
- 19.Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.
- 20.Значение снов в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- 21.Христианские мотивы в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
- 22.Проблематика романа «Война и мир».
- 23.Образ Андрея Болконского в романе л. Н. Толстого «Война и мир»
- 24.Кутузов и Наполеон в романе-эпопее л. Н. Толстого «Война и мир»
- 25.Тема гибели человеческой души в рассказе а.П.Чехова «Ионыч»
- 26.Чехов-драматург.
- 27.Художественное новаторство Чехова-драматурга
- 28.«Вишневый сад» - драма, комедия или трагедия?
- 29.Прошлое, настоящее и будущее в пьесе а. П. Чехова «Вишневый сад»
- 30.Дворянство в пьесе а. Чехова «Вишневый сад»
- 31.Лопахин- Нежная душа или хищный зверь?