12.Основные темы и идеи лирики Фета.
В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый певец красоты и любви.
Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который увез мать поэта от его отца.
Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть незаконнорожденным. Главное, что он лишился при этом статуса дворянского сына. Он пытался “выслужить” дворянство, но тринадцать лет армейской и гвардейской лямки ничего не дали. Тогда он женился по расчету на старой и богатой, стал жестоким и прижимистым сельским хозяином-эксплуататором. Революционерам и даже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь желаемого дворянства, долго и громко демонстрировал свои верноподданнические чувства. И только когда Фету было уже пятьдесят три года, Александр I наложил благоприятную резолюцию на его прошение.
Но... При всем этом Фет писал божественные стихи. Вот его стихотворение 1888 года:
Полуразрушенный, полужилец могилы,
О таинствах любви зачем ты нам поешь ?
Зачем, куда тебя домчать не могут силы,
Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь ?
Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь;
В напевах старческих твой юный дух живет.
Цыганка старая одна еще поет.
“О, долго буду я в молчаньи ночи тайной...”, “Какое счастие! и мочь и мы одни...”, “Сияла ночь. Луной был полон сад...”, “Давно в любви отрады мало...”, “В дымке-невидимке...” и, конечно, “Я тебе ничего не скажу...” и “На заре ты ее не буди...” — вот лишь немногие стихотворения Фета, положенные на музыку разными композиторами.
Лирика Фета тематически довольно бедна: красота природы и женская любовь— вот главные его темы. Но какой огромной мощи, какой потрясающей выразительности достигает Фет в этих узких пределах! Достаточно вспомнить, например, следующие его строки:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало...
Или:
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Или
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Фетовские стихотворения о природе, на мой взгляд, гениальны. Каждое из них являет собой неповторимый шедевр.
Во всех этих стихотворениях Фет утверждает единство жизни природы и жизни человеческой души. И поневоле задумываешься: где источник этой красоты? Творение ли это Отца небесного? Или источник всего этого сам поэт, его умение видеть, его открытая красоте душа, каждое мгновение готовая ее прославлять? В своей лирике природы Фет выступает как антинигилист: если для тургеневского Базарова “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, то для Фета природа — единственно храм, храм любви, вдохновения, умиления и молитвы красоте.
Удивительны поздние стихи Фета, 80—90-х годов. Дряхлый старик в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли которого об одном — о любви, о трепете молодости (“Нет, я не изменил...”, “Еще люблю, еще томлюсь...”).
Особенно мне близко фетовское стихотворение “Я тебе ничего не скажу...”, датированное 2 сентября 1885 года. В нем выражена часто встречающаяся у романтиков мысль о том, что словами нельзя передать все движения души человека, его чувства.
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной... я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
С этим стихотворением перекликается другое стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета:
Как беден наш язык! - Хочу и не могу. -
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
И все-таки, как бы ни был “беден наш язык”, по утверждению самого Фета, он виртуозно, естественно.
- 1. Драма «Гроза». Идейно - художественное своеобразие.
- 2.А.Н. Островский-создатель русского национального театра.
- 3.Драма «Гроза». Образ Екатерины. Ее душевная трагедия.
- 5.Е.В. Базаров перед лицом смерти.
- 6.Основные темы и идеи лирики н.А.Некрасова.
- 7.Проблема «народного счастья» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
- 8.Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина».
- 9.Анализ стихов «Денисьевского цикла».
- 10.Основные темы и идеи лирики Тютчева.
- 12.Основные темы и идеи лирики Фета.
- 13.Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.
- 14.Художественный анализ сказки «Премудрый пескарь».
- 15.Художественный мир произведений Лескова.
- 16.Русский национальный характер на примере повести Лескова «Очарованный странник».
- 17.Петербург Достоевского
- 18.Образ Раскольникова и «сильных мира сего».
- 19.Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.
- 20.Значение снов в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- 21.Христианские мотивы в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
- 22.Проблематика романа «Война и мир».
- 23.Образ Андрея Болконского в романе л. Н. Толстого «Война и мир»
- 24.Кутузов и Наполеон в романе-эпопее л. Н. Толстого «Война и мир»
- 25.Тема гибели человеческой души в рассказе а.П.Чехова «Ионыч»
- 26.Чехов-драматург.
- 27.Художественное новаторство Чехова-драматурга
- 28.«Вишневый сад» - драма, комедия или трагедия?
- 29.Прошлое, настоящее и будущее в пьесе а. П. Чехова «Вишневый сад»
- 30.Дворянство в пьесе а. Чехова «Вишневый сад»
- 31.Лопахин- Нежная душа или хищный зверь?