Почему роман и.А.Гончарова назван «обыкновенная история»
Несносно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья, Что наши свежие мечтанья Истлели быстрой чередой, Как листья осенью гнилой.
А.С. Пушкин.
Однажды, готовясь к зачету по литературе, я заинтересовался книгой известного в середине 19 века писателя и литературного деятеля А.В.Дружинина «Литературная критика». Среди прочих там была и статья об Иване Александровиче Гончарове. Я знал этого писателя только по статье «Мильон терзаний», посвященной комедии «Горе от ума». Дружинин, в частности, писал: «В писателе, подарившем нашей словесности «Обыкновенную историю» и «Обломова» мы всегда видели и видим теперь одного из сильнейших... русских художников».
Я обратился к нашей учительнице литературы Александре Дмитриевне с вопросом, почему не нашлось места в школьной программе для этого писателя. Оказалось, что раньше изучали «Обломова». Александра Дмитриевна, к тому же, полагала, что отдали предпочтение другим, например, Н.Г.Чернышевскому, потому, что Гончаров не разделял взглядов революционных демократов. Зная мой интерес к литературе, она посоветовала мне прочесть «Обыкновенную историю»- книгу, по ее словам, необыкновенно полезную для юноши. И вот теперь, когда Гончаров включен в экзаменационные билеты по литературе, я очень благодарен ей за совет.
Жизнь главного героя романа Александра Адуева проходит передо мной. «Ему было двадцать лет. Жизнь от пелен ему улыбалась: мать лелеяла и баловала его, как балуют единственное чадо; нянька все пела ему над колыбелью, что он будет ходить в золоте и не знать горя: профессоры твердили, что он пойдет далеко... О горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху...» Жил он до поездки в Петербург в провинции, где жизнь была спокойна и патриархальна, воспитывался на романтической литературе. С одной стороны, такое воспитание сделало из него горячего романтика с высокими чувствами, который верит только в самые пылкие страсти и сильные порывы. С другой- не дало правильного представления о трудностях жизни, о том, что человеческие поступки чаще бывают низки, чем высоки. По словам Белинского, такие люди «долго бывают помешены на трех заветных идеях: это - слава, дружба и любовь».
Александр весело собирается в столицу и непреклонен перед просьбой матери остаться. Голова его полна прекрасных, светлых планов и мечтаний. Трогательна сцена прощания юноши с Софьей, первой любовью. Ему кажется, что он никогда не сможет забыть свое увлечение. Прощаясь с другом Поспеловым, он восклицает:
«О, есть дружба в мире! Навек, не правда ли?»
Итак, горячий юноша- мечтатель в Петербурге. Он едет к дяде Петру Ивановичу Адуеву, статскому советнику, умело делающему карьеру. Приезд племянника был для него неприятным сюрпризом: здесь ждало молодого человека первое разочарование. Дядя устраивает родственника на службу. И второе огорчение:
Александр мечтал о высоких свершениях. О таких писал Белинский: «Манит их и гражданская слава, но не иначе, как на таком условии, чтоб им прямо махнуть в министры и сейчас же преобразовать государство...» А тут скромная должность переписчика бумаг, а всеми проектами Адуева обклеены стены.
Юный провинциал считал, что у него талант поэта и он может прославиться на этом поприще. Но дядя, прочитав его стихи, посоветовал поступить с ними так же, как и с проектами. И это разочарование перенес Адуев. Так, желчная, язвительная критика Петра Ивановича, его насмешки развевают иллюзии и мечты юноши. От неверных взглядов надо избавляться, но Адуев отказывается от своих горячих замыслов чрезвычайно легко, без борьбы, без желания преодолеть рутину службы и достигнуть положения, которое позволит исполнить полезный проект государству. Или без стремления доказать, что он истинный поэт. Ведь не сломила Некрасова неудача с первым стихотворным сборником! Значит, это были не настоящие, а надуманные идеалы, просто забава молодого, богатого и односторонне образованного мальчика. В чем-то, в своей горячности, Александр Адуев напоминает Александра Чацкого. Но последний - боец, а первый- нет.
Однако у юноши есть знание иностранного языка. И опять разочарование. Для перевода вместо пьесы дядя приносит ему статью о картофеле.
Итак, мечты о славе развеялись. Но осталась любовь! Он влюбляется в Наденьку. «Каким светлым умом блестят ее суждения! что за огонь в чувствах! как глубоко понимает она жизнь!...как прекрасна жизнь! как я счастлив!
У него выступили слезы; он бросился и с размаху обнял дядю». Любовь поглощает все внимание: заброшены служба, журнальные труды. «Его уже обошли местом: он едва приметил это». Кажется, что такие люди хотят все получить сразу, только самой высшей пробы, но трудиться для своего счастья не желают.
И вдруг- новая катастрофа. Мечтам о женитьбе на Наденьке не суждено сбыться. Она предпочла графа Новинского. Отчаянию нет предела, невозможно понять такое предательство. К счастью, дядя убеждает его отказаться от мысли вызвать соперника на дуэль, поясняя, чтобы впредь с любовью был поосторожнее. А тут еще бывший друг Поспелов не проявил достаточной внимательности. Но дядя не разделяет обиды племянника. «Вышел совсем сух из воды. Постой же выведу тебя на свежую воду»,- говорит он ему.
И вот постепенно совершается, к сожалению, та обыкновенная история, когда под влиянием первых же трудностей, несоответствия жизни и мечтаний из романтика рождается трезвый, расчетливый и эгоистичный человек, который теперь больше верит в богатство, должность и умение вести себя в обществе, который стыдится бывших своих идеалов. Первым таким шагом для Александра было согласие поволочиться за Юлией Тафаевой. Дядя хотел, чтобы он отбил от Тафаевой его компаньона Суркова, потому что любовные увлечения последнего мешали делу. Неожиданно Александр влюбляется вновь. Однако на этот раз изменяет любимой сам. То, что он оказался способен на низость, поражает его. Но история потому и называется обыкновенной, что раз от разу герой совершает все более эгоистичные поступки и все менее способен стыдиться их. Он вновь встречает любовь прелестной девушки Лизы, которую долгу мучит своей холодностью. Как же меняется его отношение к любви. «Она любит меня думал Александр, едучи домой Боже мой, какая скука! как это неле-по...»
Герой романа уезжает в деревню. Но мечты о славе еще живы. И после смерти матери он вновь в столице. Прошло несколько лет. История подходит к концу. «Как он переменился! Как пополнел, оплешивел, как стал румян! С каким достоинством он носит свое выпуклое брюшко и орден на шее!» Александр- действительный статский советник, собирается жениться на девушке из приличной семьи и с хорошим приданым. О любви, конечно, нет и речи. Племянник отлично усвоил уроки дяди. Теперь, когда он занимает высокий чин, ни о каких полезных проектах и не мечтает, сердце свое ничем не беспокоит.
История эта тем и обыкновенна, что и во времена Гончарова, и после, и сегодня тысячи и тысячи восторженных, не знающих жизни молодых людей мечтают о славе, великих свершениях и высокой любви, но, столкнувшись с прозой обыденности, с реальностью, раньше или позже отказываются от своих высоких принципов, предпочитая обыкновенные материальные блага. Не мне, конечно, судить их. Белинский писал, что «развязка романа... неестественна и ложна». Я не согласен с критиком. Напротив, она очень типична. Каждый человек волен строить свою жизнь, как считает нужным. Но если молодые люди вовремя прочтут роман Гончарова, может быть, они поймут, что, во-первых, не нужно надеяться, что славу, должности можно завоевать легко. А во-вторых, что жизнь гораздо сложнее и противоречивее, чем они представляют себе. И тогда, возможно, им легче будет пережить разочарования и они сумеют лучше бороться за свои идеалы.
- Предисловие
- Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”.
- Изображение Руси в "Слове о полку Игореве"
- А. С. Грибоедов
- Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова “Горе от ума”.
- Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума"
- “Мильон терзаний” Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова “Горе от ума”).
- Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
- "Мильон терзаний" Чацкого
- А. С. Пушкин “ Лелеющая душу гуманность...” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
- Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе “Евгений Онегин”.
- Читая роман “Евгений Онегин”.
- Образ Евгения Онегина
- История Маши Мироновой (по повести "Капитанская дочка").
- Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин)
- Ваше отношение к дуэли... (по произведениям а.С. Пушкина и м.Ю. Лермонтова).
- Историческая тема в творчестве а.С. Пушкина.
- "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать"
- М. Ю. Лермонтов Темы Родины и природы в лирике м.Ю. Лермонтова.
- Патриотическая лирика Лермонтова
- Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в "Герое нашего времени"
- Печорин и Грушницкий (по роману м.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
- Поэт и общество в лирике м.Ю. Лермонтова.
- Поэт и общество в лирике м. Ю. Лермонтова
- Н. В. Гоголь Социально-историческое и общечеловеческое в героях н. В. Гоголя
- «Многоликость» внутреннего мира Чичикова.
- Сатира Гоголя
- Гоголевский “смех сквозь слезы” в поэме “Мертвые души”.
- Мертвые и живые души в поэме н.В. Гоголя “Мертвые души”
- Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы
- Хлестаков и хлестаковщина.
- Ревизор. Уездный город и его обитатели.
- Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"
- А. Н. Островский Художественные функции пейзажа в пьесах а. Н. Островского "Гроза" и а. П. Чехова "Вишневый сад"
- Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза"
- Протест Катерины в драме "Гроза" Островского
- На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза")
- Смысл названия драмы "Гроза"
- И. А. Гончаров Обломов и Штольц.
- Пути, которые не выбирал Обломов
- И. С. Тургенев "Отцы и дети" Тургенев.
- Сатирические мотивы и их роль в романе и. С. Тургенева "Отцы и дети"
- Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
- Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети"
- Аркадий и Базаров
- Н. А. Некрасов Настоящее и будущее России в произведениях н. А. Некрасова
- «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
- Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
- " Люди холопского звания" (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо").
- Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
- Некрасов о предназначении поэта и поэзии
- Н. А. Некрасов - народный поэт
- Ф. М. Достоевский " Униженные и оскорблённые "
- Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие"
- Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
- Тема "маленького человека" в произведениях ф. М. Достоевского
- Теория Родиона Раскольникова и ее крушение
- Л. Н. Толстой Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир"
- Отношения народа и государства в романе а. Н. Толстого "Петр Первый"
- Мой любимый герой в романе "Война и мир"
- В поисках смысла жизни (по роману л. Н. Толстого "Война и мир")
- "Мысль народная" в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе "Война и мир"
- Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года
- Три поколения Болконских в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Принципы психологического анализа в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Кутузов и Наполеон в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Смысл названия романа л. Н. Толстого "Война и мир"
- Использование приема антитезы у л. Н. Толстого ("Война и мир") и ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание")
- М. Е. Салтыков-Щедрин Народ и господа в сказках Салтыкова-Щедрина
- Особенности жанра сказки у м. Е. Салтыкова-Щедрина
- Анализ сказки м.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».
- А. П. Чехов Будущее в пьесе Чехова "Вишневый сад"
- Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова
- Почему доктор Старцев стал "Ионычем"
- Дворянство в пьесе а. П. Чехова "Вишневый сад"
- А. М. Горький Ранний романтизм Горького
- Человек и идея в романе а. М. Горького "Мать"
- "Дно жизни" - трагический образ пьесы а. М. Горького "На дне"
- Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне"
- Сила и слабость человека в понимании м. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне")
- А. А. Блок Особенности изображения двух миров в поэме а.Блока «Двенадцать».
- Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать"
- Лирический герой в поэзии а. А. Блока
- Тема любви в поэзии а. А. Блока и с. А. Есенина
- С. А. Есенин Тема Родины в лирике Есенина
- А. А. Ахматова Поэзия Анны Ахматовой
- Б. Пастернак Мой любимый поэт и писатель б. Пастернак
- В. В. Маяковский Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского
- Современна ли сатира Маяковского?
- Сочинение по творчеству Маяковского. Оружие любимейшего рода.
- М. Булгаков "Дни Турбиных" - пьеса об интеллигенции и революции
- Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
- М. Цветаева Мотивы лирики м. Цветаевой
- А. Платонов Особенности прозы а. Платонова
- А. Т. Твардовский Герой и народ в поэме а. Т. Твардовского "Василий Теркин"
- Изображение народного характера в произведениях а. Т. Твардовского и Шолохова. (Василий Теркин и Андрей Соколов)
- В. Высоцкий Мой любимый поэт в. Высоцкий
- В. Шукшин Нравственная сила добра (по произведениям в. Шукшина, а. Алексина, г. Щербакова)
- А. И. Солженицын Жизнь и творчество а. Солженицына
- В. Быков Нравственный выбор героев в повести в. Быкова "Сотников"
- Е. Замятин Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману е. Замятина "Мы")
- Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг.
- Художественное своеобразие и историко-философская проблематика " Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
- Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?
- Почему н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"?
- "Петербург Достоевского" (По роману Достоевского "Преступление и наказание").
- Они сражались за родину
- Чичиков - «рыцарь копейки»
- Печорин - младший брат онегина
- Образы помещиков
- Патриотические мотивы в поэзии лермонтова
- Образ базарова
- Творчество ч.Айтматова (краткий литературный обзор).
- Татьяна ларина «милый идеал» автора
- Изображение дворянства в романе «евгений онегин»
- Поэзия пушкина- «союз волшебных звуков, чувств и дум»
- Памятник русскому солдату
- Тема родины в поэзии есенина
- Мой любимый герой в романе а.М. Горького «мать»
- Почему доктор старцев стал «ионычем»?
- Духовные искания главных героев романа л.Н.Толстого «война и мир»
- Образ базарова. Сила и бессилие героя романа тургенева «отцы и дети»
- Теория раскольникова и жизнь
- «Я лиру посвятил народу своему»
- Я верю этим писателям
- Подвиги советских людей в великой отечественной войне
- Человек и природа
- Судьба катерины
- Россия и русский народ в поэме н.В.Гоголя «мертвые души»
- Вам жалко печорина?
- Тема одиночества в лирике м.Ю. Лермонтова
- Татьяна - «милый идеал» пушкина
- « Я вас любил...»
- Как я отношусь к поэзии маяковского
- Нравственные проблемы в произведениях современных писателей
- Мое отношение к творчеству а.М.Горького
- Проблема молодежи в современной литературе
- Сталинское время через призму поэзии
- Какая дорога ведет к храму?
- Как я понимаю перестройку?
- Роман о русской революции
- Рахметов - особенный человек
- Как рисует лев толстой штабных офицеров
- Поэма «реквием» анны ахматовой как выражение народного горя
- Экологическая тема в современной литературе
- Народ и господа в сказках м.Е.Салтыкова-щедрина
- Общественно - исторические проблемы в литературе
- История в школе, плюсы и минусы преподавания
- Судьба крестьянства в произведениях современной литературы
- Проблема нравственной свободы в современной прозе
- Своей земли минувшие дела
- Поиски смысла и правды жизни
- Герой нашего времени
- Палачи и жертвы
- Осуждение сталинизма в произведениях современной литературы
- Коллективизация без прикрас
- Донские казаки и революция на примере судьбы григория мелехова
- Почему роман и.А.Гончарова назван «обыкновенная история»
- Мое отношение к роману м.А.Шолохова «поднятая целина» и его героям
- « Герой времени» в « горе от ума « грибоедова
- Подвиг молодогвардейцев