Образ базарова
Евгений Базаров - нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. «Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять - он прогулок без цели терпеть не мог, а собирать травы». Базаров признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. «Только своим трудом нужно добиваться цели», - считает Базаров. Он говорит, что знающий человек - это личность. В Марьино и поместье родителей своих этот нигилист лечит больных. Он всегда там, где нужны его знания. Эти качества отличают его от других героев романа, в том числе и от «новых» людей.
Базаров - это человек дела. Он, однако, резок в своих оценках и мнениях. Созидания не признает, говорит: «Сначала нужно место расчистить...». Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Резко отзывается он о людях, проявляет нетерпимость к их мнениям. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович Кирсанов, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, они не любят свой народ.
Но, видимо, такие, как Базаров, были нужны русскому обществу, как овод быку, чтобы это общество проснулось от спячки и взглянуло на себя объективно. Такие, как наш герой, появляются только в определенные эпохи, и резкость их - проявление противоречий времени. Но нас не могут не восхищать сила духа, твердость и непреклонность Базарова, его умение смотреть прав-де в глаза даже перед своей смертью.
Этот борец понимает, что жизнь его будет тяжела, и дорога, по которой он идет, потребует от него многих жертв. Но он не изменяет своим убеждениям. Именно это качество и привлекает нас в этом образе. Душевная сила его проявляется и в любви. Уже то, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он увидел ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. И это поднимает его в наших глазах. Базаров в разговорах с любимой женщиной делится с ней своими мыслями и взглядами. Убедившись, что она не способна пройти все те лишения, на которые идет Базаров, он прямо объясняется с ней. И Анна Сергеевна понимает, что перед ней человек, который пожертвует всем, даже любовью, ради своего дела. Многие критики того времени писали, что любовь выбила Базарова из колеи. Но это не так. Конечно, ему трудно, он переживает и ломает себя. И, если бы не смерть, Евгений, без сомнения, преодолел бы свою «слабость», как он называл любовь.
Во многом странный для нас и не во всем приятный, Евгений Базаров в то же время привлекает нас такими чертами, которые хотел бы видеть в себе и своем избраннике почти каждый человек.
В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман «Отцы и дети», который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи. Злободневность произведения заключается в том, что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром, доказывает «торжество демократизма со старым, обреченным ни гибель миром, доказывает «торжество демократизма над аристократией». «Новый» человек - это Базаров. Каким же мы видим его? Он показан в длинном «балахоне с кистями», с «обнаженными красными руками», не знающими перчаток и привыкшими к труду.
Кто же он?
Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова. Нельзя
жить без красоты, искусства, любви к природе. И нельзя не согласиться с одним молодым поэтом:
Природа-храм,
не только мастерская,
Где не учли такого пустяка,
Что можно,
все тычинки, различая, Не полюбить ни одного цветка.
Нет, нет, уж лучше верить
сказкам детства,
Когда мы все
с природою на «ты».
Ведь вы тогда - вам стоит
лишь вглядеться - Поймете вдруг, о чем поют цветы.
ПРИМЕР НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА (отзыв о книге П.Ф.Нилина «Жестокость»)
И фантастическую честность с собой носили, как билет...
Павел Коган.
Когда-то Максим Горький высказал интересную мысль: «Любите книгу... Она научит вас уважать человека и самих себя». Книги - мои лучшие друзья. О чем только не узнаешь из них! Но в последние годы меня все больше интересует тема настоящего человека, который не хочет приспосабливаться к тому в жизни, что он не принимает, который в любых условиях остается человеком.
Нравятся нам или нет идеи Овода или Павки Корчагина, мы в любом случае не можем не восхищаться силой духа этих людей, их железной волей, как не можем не удивляться стойкости и мужеству молодогвардейцев, или удивительному упорству Дмитрия Лопатина, изобретателя из романа В.Дудинцева «Не хлебом единым», или твердости в исполнении намеченной цели Сани Григорьева из «Двух капитанов» В.Каверина.
Но сегодня мне хочется поговорить о герое, который не сумел справиться с грязью жизни и предпочел уйти из нее совсем, чтобы не запачкаться, не поступиться совестью. Он из тех людей, на смерть которых поэт сказал:
Беспощадная пошлость ни тени
Положить не успела на нем.
Становись перед ним на колени,
Украшай его кудри венком!
Это Венька Малышев из повести П.Нилина «Жестокость». Да, это тот герой, о поступке которого можно спорить, можно обвинять его в малодушии, неумении преодолеть сложности. Но его честностью нельзя не восхищаться.
Веньку отделяют от нас много лет, но он понятен и дорог мне. Он принадлежит к тем людям, которые нравятся как-то сразу и заставляют верить в себя. Наверное, потому, что они предельно честные. Его молодая энергия, безупречная душевная чистота, суровость, требовательность к себе дают представление о герое революционного времени. Но разве эти качества не нужны нам? Разве не украшают они моих современников, которых мы считаем героями?
Малышев работал в уголовном розыске. Эта профессия всегда опасна, а в начале 20-х годов тем более. Венька очень любит свою работу, отдает ей все силы. «Венька был решительным, хитрым и даже грубым... когда требовали обстоятельства». Таким его знали многие. Но мало кто знал, что он бывает и застенчивым, нерешительным, что им руководит чистое, высокое представление о нравственности в отношениях с людьми, будь то даже пойманный бандит. Он хотел, «чтобы жизнь наша была чистой, как родник». Главную задачу работника уголовного розыска он понимал иначе, чем начальник и те сотрудники, которые не видят в преступнике человека, считают, что их дело лишь построже наказать его, что мораль в отношениях с преступниками не нужна. Малышев верит, что многих можно исправить, хочет доверять людям. Однажды на комсомольском собрании он защитил хорошего парня Сашу Егорова, и того оставили в комсомоле. Очень интересно, что впоследствии Саша тоже пришел в уголовный розыск и стал героем другой повести Нилина «Испытательный срок».
Но трудно жить Веньке с такими взглядами на жизнь среди людей, которые не понимают душевного благородства. Несколько месяцев он беседовал, спорил, общался с бандитом Лазарем Баукиным, ненавидевшим новую власть. Наконец тот поверил ему, начал помогать в поисках банды, почувствовал потребность стать человеком, готовность понести наказание за прошлое. Но когда неуловимую банду с помощью Лазаря поймали, самого Баукина ведут в тюрьму под конвоем. Выходит, что Венька его только обманывал, чтобы узнать, где банда, а так «комиссары» его за человека не считают. Венька не может перенести такого позора, такой бесчестности. Он говорит: «...вы лучше выдайте мне другие глаза, чтобы я смог смотреть на вас и на все и не стыдиться». И с этим тут же совпал другой удар. Как относился Венька к любимой девушке! Его страстная, бескорыстная любовь к Юле Мальцевой заставляет нас страдать и переживать вместе с ним. Но получается так, что случайно его письмо к ней попадает в руки бессовестного человека Якова Узелкова, который уверяет, что Юля сама отдала ему книгу с письмом. Так бездушие и клевета сломали Веньку. Он погиб, как погибали до него другие «невольники чести».
Год назад я прочитал эту повесть, взяв книгу в библиотеке. Не так давно, когда я был у дедушки, я случайно нашел в его шкафу книгу с автографом Павла Нилина. В ней помещены две повести. Я вновь запоем перечитал «Жестокость», чтобы навсегда оставить в душе образ Веньки, и был страшно рад продолжить знакомство с Сашей Егоровым, героем повести «Испытательный срок», таким же честным и совестливым юношей, как и Венька Малышев.
- Предисловие
- Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”.
- Изображение Руси в "Слове о полку Игореве"
- А. С. Грибоедов
- Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова “Горе от ума”.
- Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума"
- “Мильон терзаний” Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова “Горе от ума”).
- Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
- "Мильон терзаний" Чацкого
- А. С. Пушкин “ Лелеющая душу гуманность...” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
- Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе “Евгений Онегин”.
- Читая роман “Евгений Онегин”.
- Образ Евгения Онегина
- История Маши Мироновой (по повести "Капитанская дочка").
- Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин)
- Ваше отношение к дуэли... (по произведениям а.С. Пушкина и м.Ю. Лермонтова).
- Историческая тема в творчестве а.С. Пушкина.
- "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать"
- М. Ю. Лермонтов Темы Родины и природы в лирике м.Ю. Лермонтова.
- Патриотическая лирика Лермонтова
- Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в "Герое нашего времени"
- Печорин и Грушницкий (по роману м.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
- Поэт и общество в лирике м.Ю. Лермонтова.
- Поэт и общество в лирике м. Ю. Лермонтова
- Н. В. Гоголь Социально-историческое и общечеловеческое в героях н. В. Гоголя
- «Многоликость» внутреннего мира Чичикова.
- Сатира Гоголя
- Гоголевский “смех сквозь слезы” в поэме “Мертвые души”.
- Мертвые и живые души в поэме н.В. Гоголя “Мертвые души”
- Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы
- Хлестаков и хлестаковщина.
- Ревизор. Уездный город и его обитатели.
- Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"
- А. Н. Островский Художественные функции пейзажа в пьесах а. Н. Островского "Гроза" и а. П. Чехова "Вишневый сад"
- Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза"
- Протест Катерины в драме "Гроза" Островского
- На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза")
- Смысл названия драмы "Гроза"
- И. А. Гончаров Обломов и Штольц.
- Пути, которые не выбирал Обломов
- И. С. Тургенев "Отцы и дети" Тургенев.
- Сатирические мотивы и их роль в романе и. С. Тургенева "Отцы и дети"
- Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
- Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети"
- Аркадий и Базаров
- Н. А. Некрасов Настоящее и будущее России в произведениях н. А. Некрасова
- «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
- Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
- " Люди холопского звания" (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо").
- Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
- Некрасов о предназначении поэта и поэзии
- Н. А. Некрасов - народный поэт
- Ф. М. Достоевский " Униженные и оскорблённые "
- Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие"
- Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
- Тема "маленького человека" в произведениях ф. М. Достоевского
- Теория Родиона Раскольникова и ее крушение
- Л. Н. Толстой Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир"
- Отношения народа и государства в романе а. Н. Толстого "Петр Первый"
- Мой любимый герой в романе "Война и мир"
- В поисках смысла жизни (по роману л. Н. Толстого "Война и мир")
- "Мысль народная" в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе "Война и мир"
- Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года
- Три поколения Болконских в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Принципы психологического анализа в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Кутузов и Наполеон в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Смысл названия романа л. Н. Толстого "Война и мир"
- Использование приема антитезы у л. Н. Толстого ("Война и мир") и ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание")
- М. Е. Салтыков-Щедрин Народ и господа в сказках Салтыкова-Щедрина
- Особенности жанра сказки у м. Е. Салтыкова-Щедрина
- Анализ сказки м.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».
- А. П. Чехов Будущее в пьесе Чехова "Вишневый сад"
- Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова
- Почему доктор Старцев стал "Ионычем"
- Дворянство в пьесе а. П. Чехова "Вишневый сад"
- А. М. Горький Ранний романтизм Горького
- Человек и идея в романе а. М. Горького "Мать"
- "Дно жизни" - трагический образ пьесы а. М. Горького "На дне"
- Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне"
- Сила и слабость человека в понимании м. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне")
- А. А. Блок Особенности изображения двух миров в поэме а.Блока «Двенадцать».
- Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать"
- Лирический герой в поэзии а. А. Блока
- Тема любви в поэзии а. А. Блока и с. А. Есенина
- С. А. Есенин Тема Родины в лирике Есенина
- А. А. Ахматова Поэзия Анны Ахматовой
- Б. Пастернак Мой любимый поэт и писатель б. Пастернак
- В. В. Маяковский Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского
- Современна ли сатира Маяковского?
- Сочинение по творчеству Маяковского. Оружие любимейшего рода.
- М. Булгаков "Дни Турбиных" - пьеса об интеллигенции и революции
- Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
- М. Цветаева Мотивы лирики м. Цветаевой
- А. Платонов Особенности прозы а. Платонова
- А. Т. Твардовский Герой и народ в поэме а. Т. Твардовского "Василий Теркин"
- Изображение народного характера в произведениях а. Т. Твардовского и Шолохова. (Василий Теркин и Андрей Соколов)
- В. Высоцкий Мой любимый поэт в. Высоцкий
- В. Шукшин Нравственная сила добра (по произведениям в. Шукшина, а. Алексина, г. Щербакова)
- А. И. Солженицын Жизнь и творчество а. Солженицына
- В. Быков Нравственный выбор героев в повести в. Быкова "Сотников"
- Е. Замятин Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману е. Замятина "Мы")
- Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг.
- Художественное своеобразие и историко-философская проблематика " Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
- Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?
- Почему н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"?
- "Петербург Достоевского" (По роману Достоевского "Преступление и наказание").
- Они сражались за родину
- Чичиков - «рыцарь копейки»
- Печорин - младший брат онегина
- Образы помещиков
- Патриотические мотивы в поэзии лермонтова
- Образ базарова
- Творчество ч.Айтматова (краткий литературный обзор).
- Татьяна ларина «милый идеал» автора
- Изображение дворянства в романе «евгений онегин»
- Поэзия пушкина- «союз волшебных звуков, чувств и дум»
- Памятник русскому солдату
- Тема родины в поэзии есенина
- Мой любимый герой в романе а.М. Горького «мать»
- Почему доктор старцев стал «ионычем»?
- Духовные искания главных героев романа л.Н.Толстого «война и мир»
- Образ базарова. Сила и бессилие героя романа тургенева «отцы и дети»
- Теория раскольникова и жизнь
- «Я лиру посвятил народу своему»
- Я верю этим писателям
- Подвиги советских людей в великой отечественной войне
- Человек и природа
- Судьба катерины
- Россия и русский народ в поэме н.В.Гоголя «мертвые души»
- Вам жалко печорина?
- Тема одиночества в лирике м.Ю. Лермонтова
- Татьяна - «милый идеал» пушкина
- « Я вас любил...»
- Как я отношусь к поэзии маяковского
- Нравственные проблемы в произведениях современных писателей
- Мое отношение к творчеству а.М.Горького
- Проблема молодежи в современной литературе
- Сталинское время через призму поэзии
- Какая дорога ведет к храму?
- Как я понимаю перестройку?
- Роман о русской революции
- Рахметов - особенный человек
- Как рисует лев толстой штабных офицеров
- Поэма «реквием» анны ахматовой как выражение народного горя
- Экологическая тема в современной литературе
- Народ и господа в сказках м.Е.Салтыкова-щедрина
- Общественно - исторические проблемы в литературе
- История в школе, плюсы и минусы преподавания
- Судьба крестьянства в произведениях современной литературы
- Проблема нравственной свободы в современной прозе
- Своей земли минувшие дела
- Поиски смысла и правды жизни
- Герой нашего времени
- Палачи и жертвы
- Осуждение сталинизма в произведениях современной литературы
- Коллективизация без прикрас
- Донские казаки и революция на примере судьбы григория мелехова
- Почему роман и.А.Гончарова назван «обыкновенная история»
- Мое отношение к роману м.А.Шолохова «поднятая целина» и его героям
- « Герой времени» в « горе от ума « грибоедова
- Подвиг молодогвардейцев