logo
Все сочинения по лит-ре

"Петербург Достоевского" (По роману Достоевского "Преступление и наказание").

Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит.

А.С.Пушкин Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. "Дух неволи", отмеченный в Петербурге ещё Пуш­киным, наложил отпечаток на разочарован­ных жизнью преждевременно усталых героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик.

Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из "Белых ночей"; Раскольникову же ближе другая, вторая столица- сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов, тёмные дворы, чёрные лестницы. Герой прос­то не замечает города, он слишком погло­щён своими думами, мыслями, переживаниями. Ему знаком только такой Петербург: "...духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу."

Родион живёт в коморке, "которая походи­ла более на шкаф, чем на квартиру". И, лёжа там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся детали: "вонь", "духота", как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в тумане, возникает Петер­бург перед Раскольниковым: "Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолеп­ной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..." Здесь Петербург уже как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила. Великолепная пано­рама Исаакиевского собора и Зимнего дво­рца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты, потому что всё её сознание заполнено страхом перед будущим. Но город этот ещё и город маленького человека - Мармеладова, титулярно­го советника, которого мы встречаем уже "с отёкшим от постоянного пьянства жёл­тым, даже зеленоватым лицом и с припухши­ми веками". В пьянстве он пытается уто­пить реальность жизни, хотя сам чётко сознаёт пагубность этого занятия. Траге­дия Мармеладова- трагедия и окружающих его людей. Теперь о пригородах. В фанта­стическом сне Раскольникова пригород-- большой кабак, где всегда "...орали, хохо­тали, ругались, так безобразно и сипло пе­ли..." Но ведь реальность ничуть не луч­ше: Соня Мармеладова, раздавленный копыта­ми лошади Мармеладов.

"Маленькие люди" описаны и Гоголем. В Пе­тербурге Гоголя есть те же "серые, жёлтые и грязно-зелёные дома" с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безыс­ходно: в этом мрачном городе мелькнёт хоть" один луч света". В душе героя и пи­сателя мечта о городе прекрасном, создан­ным для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: "он даже очень было, занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хо­рошо освежали воздух на всех площадях".

Так входит в роман тема города и челове­ка, развитая в "Преступлении и наказании". Петербург Достоевского - среда, в которой уживаются многочисленные слои общества : ростовщики, бедняки, студенты, интеллиген­ция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безы­сходно.

Достоевский писатель-гуманист, он протес­тует против существования зла в защиту людей. Человек и его душа, умеющая радова­ться тому, что на мгновенье "улица вдруг блеснёт", фантастика, контрасты - вот Петер­бург Достоевского.

P.S. П-г- город, где рождается преступ­ление. Что в облике города способствует этому? Какие средства использует автор в создании страшной картины города­преступления?

«ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ»

Поэт в России больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит

гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Поэт в ней - образ века своего и будущего призрачный прообраз.

Е. А. Евтушенко.

У разных народов было свое представление о назначении поэта. В легкий нравами европейский 18 век родилось мнение о том, что они должны говорить лишь о любви и амурах, о греческих и римских богах и богинях, о природе, о легких темах. Потом появились романтики, воспевающие неземное. Но во все времена среди поэтов были те, кто стремился пером бороться за свободу и права человека против рабства и тирании.

В России, лишенной свободной политической и общественной деятельности, среди сочинителей, писавших, по выражению Белинского, гладкие и легкие стихи, выделялся голос тех, чей стих «звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Великие русские поэты... Они «глаголом жгли сердца людей». Это о них говорит Е.Евтушенко в своей «Молитве перед поэмой», это к ним он обращается за советом и помощью.

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,

свою раскованную речь,

свою пленительную участь -

как бы шаля, глаголем жечь.

Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,

своей презрительности яд

и келью замкнутой души,

где дышит, скрытая в тиши,

недоброты твоей сестра-

лампада тайного добра.

Дай, Некрасов...

... мне подвиг мучительный твой, чтоб идти, волоча всю Россию, как бурлаки идут бечевой.

( Далее Евтушенко обращается к другим поэтам).

Да, русские поэты были больше, чем поэты. Они были со-

вестью страны, властителями дум, выразителями народных чаяний. И правительство воспринимало их не только как писателей, но порой как личных врагов. Известны отзывы Николая 1 на гибель Пушкина и Лермонтова. Да, судьба русских поэтов трагическая.

Русский гений издавна венчает

Тех, которые мало живут,

О которых народ замечает:

« У счастливого недруги мрут, У несчастного друг умирает...».

Как точно написал Некрасов.

Мартиролог- это список замученных страдальцев. Имеет этот

список и русская литература. Особенно много в нем поэтов. Рылеев, Одоевский, Пущин, Кюхельбекер, Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Полежаев, Шевченко и другие. Имеет длинный мартиролог, к сожалению, и советская поэзия, Гумилев, Цветаева, Мандельштам, Пастернак и другие.

Но сегодня хочется остановиться на судьбе четырех только русских поэтов. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Некрасов.

Коротка и непроста жизнь каждого из них. Но у всех она отдана служению родине, искусству, народу. И каждому из них правительство готово было предъявить свой счет за то, что они высмеивали недостатки, прославляли свободу, ненавидели тиранию.

Грибоедов, так остро и зло, высмеявший тупость, пошлость, отсутствие высоких интересов, ненависть к просвещению у московских тузов, создавший образ передового, свободолюбивого человека им в противовес, погиб в Персии. Правительство, по-видимому, было непричастно к смерти своего посла, сыграл роль роковой случай. Но что в Петербурге вздохнули с облегчением, несомненно.

В двадцать лет уже отправленный в ссылку, близкий к декабристам, Пушкин даже в пору своего приближения ко двору был подозрителен царю. Напрасно искал поэт в Николае 1 черты сходства с Петром, напрасно ждал от него «милости к падшим». Царь оказался мастером интриг. Да и как было простить поэту, который «восславил свободу», смеялся над покойным Александром 1, заявлял, что будь на то случай, примкнул бы к декабристам. Да и разве мог Пушкин стать дворцовым поэтом, чтобы «брать из рук» царя и вельмож крохи их милостей? Нет, какие бы зигзаги ни усматривали мы в его судьбе и в отношениях с двором, он всегда оставался честью и совестью нации.

А Лермонтов! Уже его стихотворение «Погиб поэт...» («Смерть поэта») должно навсегда сделать его опальным. А он пишет:

Прощай, немытая Россия;

Страна рабов, страна господ...

Да мог ли Николай, всю жизнь добивавшийся парадного блеска, стерпеть такое?

Николай Алексеевич Некрасов был первым поэтом в России, писавшим не только о народе, но и для народа...

Эти поэты заложили великие традиции русской поэзии и литературы, которым были верны Блок, Есенин, Пастернак и многие другие. Они всегда останутся в памяти народа не только как великие граждане России. Не потому ли так тревожно бьется сердце, когда мы вступаем на землю Михайловского, Тархан или Грешнева?