Как рисует лев толстой штабных офицеров
Среди героев романа Толстого «Война и мир» немалое место занимают штабные офицеры русской армии 1805-1807 гг.
Что связано с понятием штаба армии? Это мозг, сердце, руководящий центр армии! Штабные офицеры должны быть людьми умными, храбрыми, дальновидными, умеющими принимать быстрые и правильные решения, бескорыстно преданными Родине, умеющими вести армию к победе и в то же время сохранить ее силы.
Как образец такого штабного офицера блестяще показан Толстым Андрей Болконский. Его очень высоко ценил полководец Кутузов: «Ваш сын,- писал он отцу Болконского,- надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
Но фигура Андрея Болконского не типична для штабных офицеров. Это явление одиночное. Недаром он разочаровывается в своих товарищах по штабу и уже в 1812 году участвует в войне боевым офицером.
Какими же рисует Толстой большинство штабных офицеров? Он описывает их (Несвицкого и Жеркова) в глубоко психологическом плане. Читатель понимает, что за внешней холеностью и знатным происхождением скрывается душа убогих людей, неумных и недалеких. Они думают, прежде всего, о своей карьере, наградах, о том, как выслужиться перед начальством.
Для подтверждения сказанного обратимся непосредственно к страницам романа. Противопоставляя князя Андрея штабным карьеристам, писатель заставляет читателя задуматься, в чьи руки была вверена судьба армии. Впечатляюще описана сцена встречи штабных офицеров с австрийским генералом Маком, потерпевшим поражение под Ульмом. Для Болконского ясно, что теперь «половина компании проиграна». А как отнеслись к этому несчастью Несвицкий и Жерков? Они не нашли ничего лучшего, как только глупо посмеяться над поражением своих же союзников. И здесь Толстой вкладывает свои мысли, полные достоинства и гнева, в уста князя Андрея: « Да ты пойми, что мы - или офицеры, которые служим царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Сорок тысяч человек погибло, и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить».
Но, может быть, более выгодно показывают себя Несвицкий и Жерков в боевой обстановке? Обратимся к сцене у моста через реку Энс. Чтобы отрезать неприятеля от русских войск, надо было взорвать мост. Эту операцию необходимо было осуществить как можно быстрее, чтобы избежать больших потерь. Князь Багратион поручил Несвицкому передать распоряжение взорвать мост, но тот по своему легкомыслию не сумел толково передать, кто должен это сделать. Было потеряно много времени. В результате грозила гибель целому эскадрону. Малейшее промедление - и французы форсируют реку. И вот эскадрон Денисова, рискуя жизнью, проводит опасную операцию взрыва. «Зажгут или не зажгут мост? Кто прежде? Они добегут и зажгут мост, или французы подъедут на картечный выстрел и перебьют их? Этот вопрос с замиранием сердца невольно задавал себе каждый из большого количества войск, которые стояли над мостом...» А что думают и как ведут себя люди, по вине которых рискует целый эскадрон храбрецов? «Ох! достанется гусарам! - говорил Несвицкий. - Не дальше картечного выстрела теперь».
Напрасно он так много людей повел, сказал свитский офицер. И в самом деле, сказал Несвицкий.- Тут бы двух молодцев послать, все равно бы.
Ах, ваше сиятельство вмешался Жерков, не спуская глаз с гусар, но все своею наивного манерой, из-за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет. Ах,... как вы судите! Двух человек послать, а нам-то кто же Владимира с бантом даст? А так-то хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить.
Кто перед нами? Карьеристы чистейшей воды!
Если князь Андрей даже в пылу проявляет благородство по
отношению к женщине и спасает ее, то ни Жеркова, ни Несвицкого вовсе не интересует такая «мелочь», как человеческая жизнь.
Не забывает своих героев Толстой и перед Шенграбенским сражением. Если Болконский просит позволения Кутузова остаться в отряде Багратиона, чтобы участвовать в самом горячем бою, то Несвицкий готовится к отступлению в тыл. И, сияя от удовольствия, сообщает, что «так перевьючил себе все,... что нужно... на двух лошадей, что хоть через Богемские горы удирать».
От художественного приема противопоставления героев писатель не отказывается до конца. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! «Багратион послал Жеркова к генералу левого фланга с приказанием немедленно отступать. Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания». А Болконский? «Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием. Это был князь Андрей... Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться»,- подумал он и медленно слез с лошади между орудиями... Он решил, что при себе снимет орудия с позиции о отведет их».
До батареи Тушина Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине он смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком - капитаном Тушиным. Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия. И только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев. Обращаясь к Багратиону, он сказал: «Ваше сиятельство... Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого». И продолжал: «И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать мое мнение, то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».
Толстой отмечает, что такие умнейшие полководцы, как Кутузов и Багратион, отлично знали цену штабным офицерам. Багратион считал их «франтиками, посылаемыми для получения крести-ка». Кутузов сразу выделяет среди этих «франтиков» князя Андрея Болконского. Почему же ни Кутузов, ни Багратион не хотят изменить состав штаба? Это, очевидно, уже не в их воле. Очень часто люди выдвигались не по уму и заслугам, а по протекции влиятельных лиц. В том-то и значение великого русского писателя, что он сумел показать, кто истинный герой, а кто карьерист, наблюдающий за боем издалека. Всю жизнь Толстой боролся за то, чтобы в армии были гуманные порядки, чтобы ценили простых солдат и офицеров.
- Предисловие
- Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”.
- Изображение Руси в "Слове о полку Игореве"
- А. С. Грибоедов
- Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова “Горе от ума”.
- Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума"
- “Мильон терзаний” Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова “Горе от ума”).
- Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
- "Мильон терзаний" Чацкого
- А. С. Пушкин “ Лелеющая душу гуманность...” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
- Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе “Евгений Онегин”.
- Читая роман “Евгений Онегин”.
- Образ Евгения Онегина
- История Маши Мироновой (по повести "Капитанская дочка").
- Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин)
- Ваше отношение к дуэли... (по произведениям а.С. Пушкина и м.Ю. Лермонтова).
- Историческая тема в творчестве а.С. Пушкина.
- "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать"
- М. Ю. Лермонтов Темы Родины и природы в лирике м.Ю. Лермонтова.
- Патриотическая лирика Лермонтова
- Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в "Герое нашего времени"
- Печорин и Грушницкий (по роману м.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
- Поэт и общество в лирике м.Ю. Лермонтова.
- Поэт и общество в лирике м. Ю. Лермонтова
- Н. В. Гоголь Социально-историческое и общечеловеческое в героях н. В. Гоголя
- «Многоликость» внутреннего мира Чичикова.
- Сатира Гоголя
- Гоголевский “смех сквозь слезы” в поэме “Мертвые души”.
- Мертвые и живые души в поэме н.В. Гоголя “Мертвые души”
- Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы
- Хлестаков и хлестаковщина.
- Ревизор. Уездный город и его обитатели.
- Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"
- А. Н. Островский Художественные функции пейзажа в пьесах а. Н. Островского "Гроза" и а. П. Чехова "Вишневый сад"
- Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза"
- Протест Катерины в драме "Гроза" Островского
- На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза")
- Смысл названия драмы "Гроза"
- И. А. Гончаров Обломов и Штольц.
- Пути, которые не выбирал Обломов
- И. С. Тургенев "Отцы и дети" Тургенев.
- Сатирические мотивы и их роль в романе и. С. Тургенева "Отцы и дети"
- Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
- Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети"
- Аркадий и Базаров
- Н. А. Некрасов Настоящее и будущее России в произведениях н. А. Некрасова
- «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
- Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
- " Люди холопского звания" (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо").
- Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
- Некрасов о предназначении поэта и поэзии
- Н. А. Некрасов - народный поэт
- Ф. М. Достоевский " Униженные и оскорблённые "
- Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие"
- Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
- Тема "маленького человека" в произведениях ф. М. Достоевского
- Теория Родиона Раскольникова и ее крушение
- Л. Н. Толстой Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир"
- Отношения народа и государства в романе а. Н. Толстого "Петр Первый"
- Мой любимый герой в романе "Война и мир"
- В поисках смысла жизни (по роману л. Н. Толстого "Война и мир")
- "Мысль народная" в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе "Война и мир"
- Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года
- Три поколения Болконских в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Принципы психологического анализа в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Кутузов и Наполеон в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Смысл названия романа л. Н. Толстого "Война и мир"
- Использование приема антитезы у л. Н. Толстого ("Война и мир") и ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание")
- М. Е. Салтыков-Щедрин Народ и господа в сказках Салтыкова-Щедрина
- Особенности жанра сказки у м. Е. Салтыкова-Щедрина
- Анализ сказки м.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».
- А. П. Чехов Будущее в пьесе Чехова "Вишневый сад"
- Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова
- Почему доктор Старцев стал "Ионычем"
- Дворянство в пьесе а. П. Чехова "Вишневый сад"
- А. М. Горький Ранний романтизм Горького
- Человек и идея в романе а. М. Горького "Мать"
- "Дно жизни" - трагический образ пьесы а. М. Горького "На дне"
- Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне"
- Сила и слабость человека в понимании м. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне")
- А. А. Блок Особенности изображения двух миров в поэме а.Блока «Двенадцать».
- Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать"
- Лирический герой в поэзии а. А. Блока
- Тема любви в поэзии а. А. Блока и с. А. Есенина
- С. А. Есенин Тема Родины в лирике Есенина
- А. А. Ахматова Поэзия Анны Ахматовой
- Б. Пастернак Мой любимый поэт и писатель б. Пастернак
- В. В. Маяковский Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского
- Современна ли сатира Маяковского?
- Сочинение по творчеству Маяковского. Оружие любимейшего рода.
- М. Булгаков "Дни Турбиных" - пьеса об интеллигенции и революции
- Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
- М. Цветаева Мотивы лирики м. Цветаевой
- А. Платонов Особенности прозы а. Платонова
- А. Т. Твардовский Герой и народ в поэме а. Т. Твардовского "Василий Теркин"
- Изображение народного характера в произведениях а. Т. Твардовского и Шолохова. (Василий Теркин и Андрей Соколов)
- В. Высоцкий Мой любимый поэт в. Высоцкий
- В. Шукшин Нравственная сила добра (по произведениям в. Шукшина, а. Алексина, г. Щербакова)
- А. И. Солженицын Жизнь и творчество а. Солженицына
- В. Быков Нравственный выбор героев в повести в. Быкова "Сотников"
- Е. Замятин Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману е. Замятина "Мы")
- Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг.
- Художественное своеобразие и историко-философская проблематика " Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
- Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?
- Почему н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"?
- "Петербург Достоевского" (По роману Достоевского "Преступление и наказание").
- Они сражались за родину
- Чичиков - «рыцарь копейки»
- Печорин - младший брат онегина
- Образы помещиков
- Патриотические мотивы в поэзии лермонтова
- Образ базарова
- Творчество ч.Айтматова (краткий литературный обзор).
- Татьяна ларина «милый идеал» автора
- Изображение дворянства в романе «евгений онегин»
- Поэзия пушкина- «союз волшебных звуков, чувств и дум»
- Памятник русскому солдату
- Тема родины в поэзии есенина
- Мой любимый герой в романе а.М. Горького «мать»
- Почему доктор старцев стал «ионычем»?
- Духовные искания главных героев романа л.Н.Толстого «война и мир»
- Образ базарова. Сила и бессилие героя романа тургенева «отцы и дети»
- Теория раскольникова и жизнь
- «Я лиру посвятил народу своему»
- Я верю этим писателям
- Подвиги советских людей в великой отечественной войне
- Человек и природа
- Судьба катерины
- Россия и русский народ в поэме н.В.Гоголя «мертвые души»
- Вам жалко печорина?
- Тема одиночества в лирике м.Ю. Лермонтова
- Татьяна - «милый идеал» пушкина
- « Я вас любил...»
- Как я отношусь к поэзии маяковского
- Нравственные проблемы в произведениях современных писателей
- Мое отношение к творчеству а.М.Горького
- Проблема молодежи в современной литературе
- Сталинское время через призму поэзии
- Какая дорога ведет к храму?
- Как я понимаю перестройку?
- Роман о русской революции
- Рахметов - особенный человек
- Как рисует лев толстой штабных офицеров
- Поэма «реквием» анны ахматовой как выражение народного горя
- Экологическая тема в современной литературе
- Народ и господа в сказках м.Е.Салтыкова-щедрина
- Общественно - исторические проблемы в литературе
- История в школе, плюсы и минусы преподавания
- Судьба крестьянства в произведениях современной литературы
- Проблема нравственной свободы в современной прозе
- Своей земли минувшие дела
- Поиски смысла и правды жизни
- Герой нашего времени
- Палачи и жертвы
- Осуждение сталинизма в произведениях современной литературы
- Коллективизация без прикрас
- Донские казаки и революция на примере судьбы григория мелехова
- Почему роман и.А.Гончарова назван «обыкновенная история»
- Мое отношение к роману м.А.Шолохова «поднятая целина» и его героям
- « Герой времени» в « горе от ума « грибоедова
- Подвиг молодогвардейцев