Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин)
Евгений Онегин и Григорий Печорин - два героя, две эпохи, две судьбы. Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах свободы, равенства, братства), так как его творец сформировался как личность в 10-е - 20-е годы XIX века. Другой - типичный представитель молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием, наступившим после восстания на Сенатской площади; отсутствием идеалов вообще.
Оба героя открывают многочисленную галерею "лишних людей". Да их, по меткому выражению Герцена А. И., можно считать братьями: "Онегин - это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу... "Герой нашего времени" Лермонтова - его младший брат". У Онегина и Печорина много сходного: оба они являются представителями столичного дворянства, они богаты, хорошо образованы, оба владеют наукой "страсти нежной", умны, стоят на голову выше окружающих. В душе их скопились необъятные силы, не находящие положительного применения. Жизнь им скучна, как давно прочитанная книга. И они ее равнодушно листают, позевывая в кулак.
Еще в поэме "Кавказский пленник" Пушкин ставил своей задачей показать в герое "преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения". Эта цель была достигнута только в романе "Евгений Онегин".
Онегин - современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяла светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью "по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам", то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, "страдающий эгоист", "эгоист поневоле",- все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум".
Печорин - другой пример "до времени созревшего", состарившегося, молодого человека. Как ни парадоксально это сравнение, тем не менее оно очень четко отражает суть характера Печорина. Невольно вспоминаются строки из "Думы" Лермонтова:
Так ранний плод,
До времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз
Висит среди цветов - пришлец осиротелый.
И час их красоты - его паденья час.
По словам Белинского, Онегин "был не из числа обыкновенных людей". Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит от того, что у него не было общественно-полезного дела.
Печорин - герой 30-х годов 19 века. Эта натура более активная, чем Онегин. Печорин жаждет деятельности. У него - осознание своей силы и желание применить эту силу в жизни. В своем дневнике он записывает: "Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные". Возможностей применить свои богатые силы у молодых людей того времени было очень мало.
В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века богатые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения. "Но не угадал я своего назначения, увлекся приманками страстей..." Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям несчастье: покидают свой дом контрабандисты ("Тамань"), убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера ("Княжна Мери"), умирает Бэла ("Бэла"), зарублен пьяным казаком Вулич ("Фаталист"), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. Причем Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: "Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил".
По словам Белинского, "Герой нашего времени" - это "грустная дума о нашем времени...", а Печорин - "это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".
В предисловии ко второму изданию "Героя нашего времени" Лермонтов не высказал прямо своего отношения к герою. Прежде всего автор ставил перед собой задачу правдиво показать типичного героя своего времени.
И все же Лермонтов верит в своего героя, верит в то, что "сердце его жаждет любви чистой и бескорыстной", в то, что Печорин не стопроцентный эгоист, потому что "эгоизм не страдает, не обвиняет себя, но доволен собою, рад себе..." Лермонтов, по словам Белинского, верит в духовное возрождение своего героя: "Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь,- и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви".
Мы восхищаемся гением Пушкина и Лермонтова, сумевших отразить в своих героях веяние времени. Их произведения мы по праву можем назвать документами своей эпохи.
А. С. Пушкин
Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А. С. Пушкина
В. Г. Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.
Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя "Татьяна". Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.
Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины". Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все:
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.
Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней, обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:
...Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм.
Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.
Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни.
Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.
А. С. Пушкин
- Предисловие
- Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”.
- Изображение Руси в "Слове о полку Игореве"
- А. С. Грибоедов
- Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова “Горе от ума”.
- Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума"
- “Мильон терзаний” Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова “Горе от ума”).
- Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
- "Мильон терзаний" Чацкого
- А. С. Пушкин “ Лелеющая душу гуманность...” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
- Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе “Евгений Онегин”.
- Читая роман “Евгений Онегин”.
- Образ Евгения Онегина
- История Маши Мироновой (по повести "Капитанская дочка").
- Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин)
- Ваше отношение к дуэли... (по произведениям а.С. Пушкина и м.Ю. Лермонтова).
- Историческая тема в творчестве а.С. Пушкина.
- "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать"
- М. Ю. Лермонтов Темы Родины и природы в лирике м.Ю. Лермонтова.
- Патриотическая лирика Лермонтова
- Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в "Герое нашего времени"
- Печорин и Грушницкий (по роману м.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
- Поэт и общество в лирике м.Ю. Лермонтова.
- Поэт и общество в лирике м. Ю. Лермонтова
- Н. В. Гоголь Социально-историческое и общечеловеческое в героях н. В. Гоголя
- «Многоликость» внутреннего мира Чичикова.
- Сатира Гоголя
- Гоголевский “смех сквозь слезы” в поэме “Мертвые души”.
- Мертвые и живые души в поэме н.В. Гоголя “Мертвые души”
- Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы
- Хлестаков и хлестаковщина.
- Ревизор. Уездный город и его обитатели.
- Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"
- А. Н. Островский Художественные функции пейзажа в пьесах а. Н. Островского "Гроза" и а. П. Чехова "Вишневый сад"
- Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза"
- Протест Катерины в драме "Гроза" Островского
- На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза")
- Смысл названия драмы "Гроза"
- И. А. Гончаров Обломов и Штольц.
- Пути, которые не выбирал Обломов
- И. С. Тургенев "Отцы и дети" Тургенев.
- Сатирические мотивы и их роль в романе и. С. Тургенева "Отцы и дети"
- Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
- Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети"
- Аркадий и Базаров
- Н. А. Некрасов Настоящее и будущее России в произведениях н. А. Некрасова
- «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
- Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
- " Люди холопского звания" (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо").
- Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
- Некрасов о предназначении поэта и поэзии
- Н. А. Некрасов - народный поэт
- Ф. М. Достоевский " Униженные и оскорблённые "
- Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие"
- Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
- Тема "маленького человека" в произведениях ф. М. Достоевского
- Теория Родиона Раскольникова и ее крушение
- Л. Н. Толстой Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир"
- Отношения народа и государства в романе а. Н. Толстого "Петр Первый"
- Мой любимый герой в романе "Война и мир"
- В поисках смысла жизни (по роману л. Н. Толстого "Война и мир")
- "Мысль народная" в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе "Война и мир"
- Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года
- Три поколения Болконских в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Принципы психологического анализа в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Кутузов и Наполеон в романе л. Н. Толстого "Война и мир"
- Смысл названия романа л. Н. Толстого "Война и мир"
- Использование приема антитезы у л. Н. Толстого ("Война и мир") и ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание")
- М. Е. Салтыков-Щедрин Народ и господа в сказках Салтыкова-Щедрина
- Особенности жанра сказки у м. Е. Салтыкова-Щедрина
- Анализ сказки м.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».
- А. П. Чехов Будущее в пьесе Чехова "Вишневый сад"
- Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова
- Почему доктор Старцев стал "Ионычем"
- Дворянство в пьесе а. П. Чехова "Вишневый сад"
- А. М. Горький Ранний романтизм Горького
- Человек и идея в романе а. М. Горького "Мать"
- "Дно жизни" - трагический образ пьесы а. М. Горького "На дне"
- Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне"
- Сила и слабость человека в понимании м. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне")
- А. А. Блок Особенности изображения двух миров в поэме а.Блока «Двенадцать».
- Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать"
- Лирический герой в поэзии а. А. Блока
- Тема любви в поэзии а. А. Блока и с. А. Есенина
- С. А. Есенин Тема Родины в лирике Есенина
- А. А. Ахматова Поэзия Анны Ахматовой
- Б. Пастернак Мой любимый поэт и писатель б. Пастернак
- В. В. Маяковский Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского
- Современна ли сатира Маяковского?
- Сочинение по творчеству Маяковского. Оружие любимейшего рода.
- М. Булгаков "Дни Турбиных" - пьеса об интеллигенции и революции
- Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
- М. Цветаева Мотивы лирики м. Цветаевой
- А. Платонов Особенности прозы а. Платонова
- А. Т. Твардовский Герой и народ в поэме а. Т. Твардовского "Василий Теркин"
- Изображение народного характера в произведениях а. Т. Твардовского и Шолохова. (Василий Теркин и Андрей Соколов)
- В. Высоцкий Мой любимый поэт в. Высоцкий
- В. Шукшин Нравственная сила добра (по произведениям в. Шукшина, а. Алексина, г. Щербакова)
- А. И. Солженицын Жизнь и творчество а. Солженицына
- В. Быков Нравственный выбор героев в повести в. Быкова "Сотников"
- Е. Замятин Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману е. Замятина "Мы")
- Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг.
- Художественное своеобразие и историко-философская проблематика " Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
- Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?
- Почему н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"?
- "Петербург Достоевского" (По роману Достоевского "Преступление и наказание").
- Они сражались за родину
- Чичиков - «рыцарь копейки»
- Печорин - младший брат онегина
- Образы помещиков
- Патриотические мотивы в поэзии лермонтова
- Образ базарова
- Творчество ч.Айтматова (краткий литературный обзор).
- Татьяна ларина «милый идеал» автора
- Изображение дворянства в романе «евгений онегин»
- Поэзия пушкина- «союз волшебных звуков, чувств и дум»
- Памятник русскому солдату
- Тема родины в поэзии есенина
- Мой любимый герой в романе а.М. Горького «мать»
- Почему доктор старцев стал «ионычем»?
- Духовные искания главных героев романа л.Н.Толстого «война и мир»
- Образ базарова. Сила и бессилие героя романа тургенева «отцы и дети»
- Теория раскольникова и жизнь
- «Я лиру посвятил народу своему»
- Я верю этим писателям
- Подвиги советских людей в великой отечественной войне
- Человек и природа
- Судьба катерины
- Россия и русский народ в поэме н.В.Гоголя «мертвые души»
- Вам жалко печорина?
- Тема одиночества в лирике м.Ю. Лермонтова
- Татьяна - «милый идеал» пушкина
- « Я вас любил...»
- Как я отношусь к поэзии маяковского
- Нравственные проблемы в произведениях современных писателей
- Мое отношение к творчеству а.М.Горького
- Проблема молодежи в современной литературе
- Сталинское время через призму поэзии
- Какая дорога ведет к храму?
- Как я понимаю перестройку?
- Роман о русской революции
- Рахметов - особенный человек
- Как рисует лев толстой штабных офицеров
- Поэма «реквием» анны ахматовой как выражение народного горя
- Экологическая тема в современной литературе
- Народ и господа в сказках м.Е.Салтыкова-щедрина
- Общественно - исторические проблемы в литературе
- История в школе, плюсы и минусы преподавания
- Судьба крестьянства в произведениях современной литературы
- Проблема нравственной свободы в современной прозе
- Своей земли минувшие дела
- Поиски смысла и правды жизни
- Герой нашего времени
- Палачи и жертвы
- Осуждение сталинизма в произведениях современной литературы
- Коллективизация без прикрас
- Донские казаки и революция на примере судьбы григория мелехова
- Почему роман и.А.Гончарова назван «обыкновенная история»
- Мое отношение к роману м.А.Шолохова «поднятая целина» и его героям
- « Герой времени» в « горе от ума « грибоедова
- Подвиг молодогвардейцев