logo search
Все сочинения по лит-ре

Образ Евгения Онегина

Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течении 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе.

Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении?

Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин - светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза - гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой - порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум" выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: Нет, рано чувства в нем остыли, Ему наскучил света шум...

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни.

Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохотни глупцов". В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности.

Образ Евгения Онегина открывает целую галерею "лишних людей". Вслед за Пушкиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

А. С. Пушкин

"Земли родной минувшая судьба". (Исторические произведения А. С. Пушкина)

Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годовщина", "Полтава", "Медный всадник", "Борис Годунов", "История Пугачевского бунта" и конечно же "Капитанская дочка". Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, описанных в древнерусском памятнике "Повесть временных лет", заканчивая совсем еще свежими в памяти поэта и его современников событиями Отечественной войны 1812 года.

Одно из первых таких произведений - "Песнь о вещем Олеге", написанная в 1822 году, в котором дается поэтическая версия автора о кончине великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности, над Византией: "Твой щит на вратах Цареграда". Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободителя, ярко и сильно звучит и произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы "Евгения Онегина", воспевающие подвиг Москвы:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленнопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

В строках стихотворения "Воспоминания в Царском Селе" перед нами встают прославившиеся в боях "Перун кагульских берегов" Румянцев, "вождь полунощного флага" Орлов. Этой же теме посвящено стихотворение "Бородинская годовщина", написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы.

Одно из центральных мест в творчестве Пушкина занимает образ Петра I. Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государства. Он пишет в поэме "Полтава":

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Похожие мысли встречаются и в "Медном всаднике", где он говорит о славном правлении Петра, называя его "властелином судьбы", поднявшем "Россию на дыбы" и прорубившем "окно в Европу".

Неоконченное произведение "Арап Петра Великого" продолжает эту тему. В этом произведении поэт рассказывает нам о своем предке, прадеде Ибрагиме Ганнибале.

В драме "Борис Годунов" обращается Пушкин к иной эпохе, эпохе смутного времени. Это был период тяжелейших испытаний для России. Драма "Борис Годунов" - в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, что якобы цель оправдывает средства. Оба - и царь Борис, и Раскольников - совершают преступления, оправдывая себя "благими намерениями", забывая, что именно ими вымощена дорога в ад.

"Капитанская дочка" - наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. "Капитанскую дочку" автор написал, работая над "Историей Пугачевского бунта" - документальным произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но "Капитанская дочка" - это романтическое произведение. На разницу этих двух произведений указывала Марина Цветаева в эссе "Мой Пушкин", по своему оригинально проведя границу между понятием реализма и романтизма. Пушкин - исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин - поэт помнит о ней, устами Швабрина пугая Машу участью Елизаветы Харловой. Помним о ней и мы, думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип, сержант Кармицкий, с камнем на шее "вниз по Яику". Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом "чара".

В повести "Капитанская дочка" Пушкин впервые разработал новый эпический жанр - жанр исторической повести, исторического романа. Отдавая дань поэту, наш современник Давид Самойлов так напишет об этом удивительном произведении:

Крестьянский бунт,

Начало русской прозы,

Не свифтов смех,

Не вертеровы слезы,

А заячий тулупчик Пугача,

Насильно снятый с барского плеча.

"Капитанская дочка" является началом русской исторической прозы. Без него не было бы "Тараса Бульбы" Н. В. Гоголя, "Войны и мира" Л. Н. Толстого, "Петра I" А. Н. Толстого.

А. С. Пушкин

"Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение"

"Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина.

В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде ("широкий боливар", фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны ), меню престижных ресторанов ("бифштекс окровавленный", сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидро), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П. А. Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе "Евгения Онегина": "Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодежи".

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство - то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об "Евгении Онегине" как об истинно народном произведении.

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России - декабристов, литераторов. Там "блистал Фонвизин, друг свободы", люди искусства - Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни "о соли светской злости", "ни о необходимых глупцах", "накрахмаленных нахалах" и тому подобное.

Глазами столичного жителя показана нам Москва - "ярмарка невест". Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает "бессвязный пошлый вздор". Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: "Москва... Как много в этом звуке для сердца русского слилось". Он гордится Москвой 12-го года: "Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля".

Современная поэту Россия - деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века - поэмой Гоголя "Мертвые души".

Красавец Ленский, "с душой прямо геттингемской",- романтик немецкого склада, "поклонник Канта", не погибни на дуэли, мог бы по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.

Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя "в сей толпе дворян освободителей крестьян".

Появление романа Пушкина "Евгений Онегин" оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой "Дворянского гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов.

Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху".

А. С. Пушкин

"Лишние люди" в произведениях Пушкина и Лермонтова

"Лишний человек", "лишние люди", "галерея лишних людей" - откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Существует точка зрения, что впервые наиболее отчетливо им воспользовался И. С. Тургенев, создав произведение, озаглавленное "Дневник лишнего человека". По другой версии сам Пушкин в черновом варианте VIII главы "Евгения Онегина" назвал своего героя лишним: "Онегин как нечто лишнее стоит".

Так или иначе, но именно образ лишнего человека надолго стал предметом исследования русских писателей. Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергнувший это общество "лишний человек" не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы.

Образ "лишнего человека" в русской литературе очень разнообразен. Романтические герои Пушкина и Лермонтова - натуры страстные, бунтующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода - в них самих, в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими.

Алеко, герой поэмы Пушкина "Цыганы", уйдя от "неволи душных городов" в цыганский табор, хочет иметь полную свободу. Но это свобода только "для себя". Земфире и никому другому он этого не позволяет. Старик - цыган, отец Земфиры, говорит ему: Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли.

В этой поэме выразился взгляд Пушкина на свободу личности. Он считал, что свобода конкретной личности, любого человека кончается там, где начинается свобода другого человека.

Кавказский пленник, герой одноименной поэмы, обременен не условными, а настоящими веригами, и поэтому его мечты о свободе приобретают вполне реальные очертания родного края, любимого человека:

Я вижу образ вечно милый:

Его зову, к нему стремлюсь.

Юная черкешенка ценой своей жизни даровала ему долгожданную волю, но будет ли он счастлив?

"Мцыри" - это гимн жизни. Любовь к жизни героя Лермонтова такова, что он готов заплатить за нее жизнью. И никакого парадокса здесь нет, потому что жизнь в тюрьме для Мцыри - это смерть, а смерть на воле - часть жизни, последняя, но часть.

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Демон - "Дух изгнания", которому наскучило зло. Любовь к Тамаре пробудила в нем желание верить добру, но творить его он так и не смог. Тамара погибла.

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде во вселенной.

Дубровский и Вадим, герои одноименных произведений, оскорблены обществом и унижены. Удовлетворив, однако, жажду мести, оба не смогли стать счастливыми. Маша и Ольга потеряны, удел героев - одиночество.

В реалистических произведениях Пушкина и Лермонтова перед читателем предстают иные герои. Это Онегин из "Евгения Онегина" Пушкина и Печорин из "Героя нашего времени" Лермонтова. Оба этих человека благородны, честны, умны, на голову выше всех окружающих. В их груди кипят силы необъятные, но не находят применения. Онегин так и не может найти своего места в жизни, ничто его не радует, не волнует, он ни к чему не стремится. Даже любовь искренней, неиспорченной светом девушки, Татьяны Лариной, не вызывает в нем никаких стремлений.

Печорин становится, подобно Демону, разрушителем чужих жизней. Все, к чему он прикасается, погибает, рассыпается в прах: по его вине погибает черкешенка Бела, из-за него "честным контрабандистам" приходится менять свой жизненный уклад, от его руки погибает Грушницкий, разочаровывается в жизни и любви княжна Мери Лиговская, он становится причиной, пусть невольной, гибели Вулича в повести "Фаталист".

Объединяет их одна болезнь - "русская хандра", аналог "английского сплина", которым болел еще Чайльд - Гарольд. Хандра вызывалась противоречием между высокой интеллектуальной культурой "русских европейцев", к которым принадлежали все передовые люди того времени и "азиатичной" крепостнических отношений. Люди с "озлобленным умом, кипящем в действии пустом" и душой, испорченной светом, они презирали общество, в котором жили, и были в нем одиноки.

А. С. Пушкин

Политические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 10-20-х гг.)

Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Лицее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок, который увидел молодой поэт,- это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие.

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу,

Дает Закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.

Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, развиваться обществу. Рабство - это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия - великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о каком величии можно говорить, когда "младые сыновья" растут для того, чтобы пополнить "дворовые толпы измученных рабов", чтобы до гроба влачить "тягостный ярем". Именно об этом идет речь в стихотворении "Деревня":

Склонясь на чуждый плуг,

Покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого Владельца.

Кто же он, "неумолимый Владелец", "присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца"? Монарх, ставший выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспотизм и тирания губят все:

Свободный Рим возрос,

А рабством погублен.

Пушкин никогда не выступал против "короны", он всегда считал, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его защитником, хранителем трона и империи:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие стихи поэта этого периода воспринимались современниками как призыв к действию, как лозунг. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву П. Я.:

Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов. Его взгляды становятся более жестким и критичными. В 1827 году он пишет стихотворение "Арион", которое является аллегорическим рассказом о событиях на Сенатской площади. Он ясно дает понять, что принципы его не изменились:

Я гимны прежние пою,

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Образцом политической лирики Пушкина является и стихотворение "Анчар". Это стихотворение также является аллегорией. Образ анчара - древа яда Пушкин использовал для обличения политики Николая I:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет - лишь вихрь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос, каким же должен быть монарх, властитель России? Самодержец должен сочетать свою власть с законом, защищать права человека, олицетворять собой идеал справедливости, силы и величия. А именно о такой России мечтал поэт.

А. С. Пушкин

История любви Евгения Онегина (по роману в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин")

Роман "Евгений Онегин" создан с удивительной тонкостью поэтического мастерства, которое нашло выражение и в композиции и в построении сюжета, и в ритмической организации романа. А. С. Пушкин создал роман в стихах, подобно поэме Байрона "Дон Жуан".

Главный герой произведения А. С. Пушкина - молодой, привлекательный, очень неглупый человек, дворянин. Пушкин относится к своему герою с симпатией и со значительной долей иронии. В I главе поэт рассказывает о жизни молодого повесы Евгения Онегина в Петербурге. О том как и кем он воспитывался:

Сперва мадам за ним ходила,

Потом мосье ее сменил,

Ребенок был резов, но мил.

В пору юности он вел себя точно так, как молодые люди его круга, то-есть "по-французски совершенно мог изъясняться, легко мазурку танцевал". Но главной его наукой, признает Пушкин, "была наука страсти нежной". Жертвой любви, как позднее мы узнаем, и пал Евгений.

Пушкин подчеркивает, что "труд упорный ему был тошен". Он рассказывает о жизни Онегина, проводимой в ресторанах, в театрах, на балах, в ухаживании за женщинами. Такой же бездельной жизнью жили тысячи молодых дворян. Такой уклад жизни был привычен дворянскому сословию. Но не следует спешить с выводами, определяя Онегина в разряд "лишних". Для своего круга он не был лишним. Онегин занимал определенное место в светском обществе, где имел "счастливый талант" и возбуждал "улыбку дам огнем нежданных эпиграмм". Так бы и протекала размеренно его жизнь, если бы не встреча с Татьяной Лариной. Онегин дает влюбиться в себя Татьяне, долго мучает и терзает ее. Татьяна пишет письмо Евгению с признанием в любви. Девушка задает ему вопрос: "Кто ты... Ангел ли хранитель или коварный искуситель?"

Кажется, неспособный к серьезному чувству, Онегин отвергает ее любовь, которая для Татьяны становится смыслом жизни. Мечтательная, романтическая девушка "верит, что Евгений послан богом". Онегин тронут признанием Татьяны, но не более того.

Следующим необдуманным шагом являются взаимоотношения с Ольгой Лариной. Онегин просто так, от скуки начинает ухаживать за Ольгой Лариной, невестой Владимира Ленского. Девушка увлекается Евгением, что, естественно, вызывает ревность Ленского.

Переломным моментом во взаимоотношениях с девушками явилась дуэль Евгения с Ленским. Поединок кончается трагически для Владимира. И здесь наш герой словно прозревает, "Онегин с содроганием" видит дело своих рук, как "труп оледенелый" юноши везут в санях. Ленский убит "приятельской рукой". Бессмысленность этого поступка становится очевидной.

А что же Татьяна? Она молчаливо поддерживает в горе сестру. Впрочем, Ольга "не долго плакала", а увлеклась неким уланом, с которым вскоре пошла под венец.

В Татьяне борются любовь к Евгению и неприязнь к нему, как к убийце Ленского. Девушка начинает вдруг понимать, что Евгений не такой, каким она представляла его в своих мечтаниях. Ветреный эгоист, сердцеед, человек, несущий боль и слезы другим, а сам неспособный сострадать.

Возвратившись в Петербург, Евгений встречает уже другую Татьяну - светскую женщину, "законодательницу мод". Он узнает, что теперь она замужем за важным генералом, героем Отечественной войны. Происходит удивительное превращение. Теперь Евгений ищет свидания с Татьяной Лариной, ставшей "равнодушною княгиней, неприступною богиней", томится, страдает. Да, Татьяна перестала быть похожей на провинциальную дворянку. Сколько царственности во взоре! Сколько величавости и небрежности! Евгений влюблен, он преследует ее, ищет ответного чувства. Но, увы!

Написано письмо, но ответа на него Евгений не получил. И вот, наконец, они встретились. Какой удар, какое разочарование! Онегин отвергнут: "Я вас прошу меня оставить". "Как будто громом поражен" стоит Евгений и чувствует вдруг внутреннее опустошение, свою ненужность. Вот достойная концовка романа.

А. С. Пушкин проверял своего героя истинным чувством - любовью. Но, увы, не выдержал этого испытания главный герой романа: испугался, отступил. Когда же наступило прозрение, оказалось, что уже поздно, ничего вернуть и исправить нельзя.

Таким образом, роман "Евгений Онегин" - не просто рассказ об эпохе, в которой "отразился век и современный человек", но и трогательная история несостоявшейся, пропущенной любви.

А.С.Пушкин