logo search
Рус

12. Размежевание между писателями традиционной школы и его отражение в повестях Распутина и Астафьева

Неопочвенники трибуной которых стали журналы "Наш современник", "Молодая гвардия", "Москва", считают, что почвой, питающей нациолнальную культуру и определяющую национальную физиономию народа, является крестьянство.

Русское почвенничество родилось в 50-е годы XIX века как стремление ввести русскую культуру в контекст других национальных культур. Оно обращалось к поискам самобытного пути развития России, который почвенники видели в усилении религиозно-нравственных национальных начал. Доводят соображения почевенников до крайнего выражения.

"Пожар" В. Распутина, явившись "неопочвенническим" произведением рубежного периода, отразил многие черты переходного времени. В образе Ивана Петровича Егорова Распутин воплотил народный характер крестьянина-правдолюбца, радетеля справедливости, у которого болит душа при виде разрушения веками складывающейся деревенской общинной нравственности. Этот образ продолжает ряд созданных ранее Распутиным характеров, типологически объединенных обостренным чувством личной совестливости, пониманием ответственности каждого перед обществом за прошлое и будущее. Образ Ивана Петровича преемственно связан с образами старухи Анны из "Последнего срока1', Дарьи из "Прощания с Матерой". Он стоит в одном раду с шукшинскими "болеющими за жизнь" героями. Событийная основа повести предельно проста: в леспромхозовеком поселке Сосновкп загорелись скл;щы. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, к себе. То, как ведут еебя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным размышлениям героя повести шофера Ивана Петровича Егорова.

"Печальный детектив" Астафьева определяет "жестокий реализм". В повести сконцентрированы криминальные эпизоды из жизни заштатного городка Вейска, причем в таком количестве, что кажется неправдоподобным, чтобы на столь малом Географическом пространстве было сосредоточено столько негативного, столько грязи, крови. Здесь собраны чудовищные проявления распада и деградации общества. Но этому есть и художественное, и реальное оправдание. Астафьев заставляет ужаснуться реальности, он будит привыкший к информации слух не только смыслом преступлений, но и их количеством. Нагнетаемые факты, судьбы, лица беспощадно повергают в страшную в своей озлобленности, безмотивности преступлений действительность. Этот "жестокий реализм" соединяет вымышленные и реальные эпизоды в единое полотно, проникнутое гневным пафосом.

Такая насыщенность криминальными событиями объясняется и профессией главного героя Леонида Сошнина. Сошнин — оперуполномоченный, милиционер, ежедневно сталкивающийся с нравственным падением человека. Он еще и начинающий писатель. Все, что видит Сошнин вокруг, становится материалом для его записок, всеми гранями своей души он повернут к людям, Но работа в милиции вытравила из него жалость к преступникам, эту вселенскую, никем не понятую до конца и необъяснимую русскую жалость. Как в калейдоскопе, мелькают один за другим эпизоды убийств, драк, изнасилований. Вот четверо пьяных юнцов надругались над добрейшим в городе человеком — тетей Граней, прожившей трудную жизнь.

Астафьев — вопр. 42, Распутин — вопр. 43