54. Ассоциативное восприятие действительности и диалог героя с самим собой в «Школе для дураков» Соколова
Саша Соколов р. 1943 Школа для дураков - Повесть (1976)
Герой учится в специальной школе для слабоумных детей. Но его болезнь отличается от того состояния, в котором пребывает большинство его одноклассников. В отличие от них, он не вешает кошек на пожарной лестнице, не ведет себя глупо и дико, не плюет никому в лицо на больших переменках и не мочится в карман. Герой обладает, по словам учительницы литературы по прозвищу Водокачка, избирательной памятью: он запоминает только то, что поражает его воображение, и поэтому живет так, как хочет сам, а не так, как хотят от него другие. Его представления о реальности и реальность как таковая постоянно смешивают-ся, переливаются друг в друга. Герой считает, что его болезнь — наследственная, доставшаяся ему от покойной бабушки. Та часто теряла память, когда смотрела на что-нибудь красивое. Герой подолгу живет на даче вместе с родителями, и красота природы окружает его постоянно. Лечащий врач, доктор Заузе, даже советует ему не ездить за город, чтобы не обострять болезнь, но герой не может жить без красоты. Самое тяжелое проявление его болезни — раздвоение личности, постоянный диалог с «другим собой». Он чувст-вует относительность времени, не может разложить жизнь на «вчера», «сегодня», «завтра» — как и вообще не может разлагать жизнь на элементы, уничтожать ее, анализируя. Иногда он чувствует свое полное растворение в окружаю-щем, и доктор Заузе объясняет, что это тоже проявление его болезни. Директор спецшколы Перилло вводит унизитель-ную «тапочную систему»: каждый ученик должен приносить тапочки в мешке, на котором крупными буквами должно быть указано, что он учится в школе для слабоумных. А любимый учитель героя, географ Павел Петрович Норвегов, чаще всего ходит вовсе без обуви — во всяком случае, на даче, где он живет неподалеку от героя. Норвегова сковывает солидная, привычная для нормальных людей одежда. Когда он стоит босиком на платформе электрички, кажется, что он парит над щербатыми досками и плевками разных ДОС-тоинств. Герой хочет стать таким же честным, как Норвегов — «Павел, он же Савл». Норвегов называет его молодым дру-гом, учеником и товарищем, рассказывает о Насылающем ве-тер и смеется над книгой какого-то советского классика, ко-торую дал герою его отец-прокурор. Вместо этой Норвегов дает ему другую книгу, и герой сразу запоминает слова из нее: «И нам то любо — Христа ради, нашего света, постра-дать». Норвегов говорит, что во всем: в горьких ли кладезях народной мудрости, в сладких ли речениях и речах, в прахе отверженных и в страхе приближенных, в скитальческих Су-мах и в иудиных суммах, в войне и мире, в мареве и в мураве, в стыде и страданиях, во тьме и свете, в ненависти и жалости, в жизни и вне ее — во всем этом что-то есть, может быть, не-много, но есть. Отец-прокурор приходит в бешенство от этой дурацкой галиматьи. Герой влюблен в тридцатилетнюю учительницу ботаники Вету Акатову. Ее отец, академик Акатов, когда-то был арестован за чуждые идеи в биологии, потом отпущен после долгих издевательств и теперь тоже живет в дачной местности. Герой мечтает о том, как закончит школу, быстро выучится на инженера и женится на Вете, и в то же время осознает неосуществимость этих мечтаний. Вета, как и вообще женщина, остается для него загадкой. От Норвегова он знает, что отношения с женщиной — что-то совсем другое, чем говорят о них циничные надписи в школьном туалете.Директор, подстрекаемый завучем Шейной Трахтенберг-Тинберген, увольняет Норвегова с работы за крамолу. Герой пытается протестовать, но Перилло грозит отправить его в лечебницу. Во время последнего своего урока, прощаясь с учениками, Норвегов говорит о том, что не боится увольнения, но ему мучительно больно расстаться с ними, девочками и мальчиками грандиозной эпохи инженерно-литературных потуг, с Теми Кто Пришли и уйдут, унеся с собою великое право судить, не будучи судимыми. Вместо завещания он рассказывает им историю о Плотнике в пустыне. Этот плотник очень хотел работать — строить дом, лодку, карусели или качели. Но в пустыне не было ни гвоздей, ни досок. Однажды в пустыню пришли люди, которые пообещали плотнику и гвозди, и доски, если он поможет им вбить гвозди в руки распинаемого на кресте. Плотник долго колебался, но все-таки согласился, потому что он очень хотел получить все необходимое для любимой работы, чтобы не умереть от безделья. Получив обещанное, плотник много и с удовольствием работал. Распятый, уми-рающий человек однажды позвал его и рассказал, что и сам был плотником, и тоже согласился вбить несколько гвоздей в руки распинаемого... «Неужели ты до сих пор не понял, что между нами нет никакой разницы, что ты и я — это один и тот же человек, разве ты не понял, что на кресте, который ты сотворил во имя своего высокого плотницкого мастерства, распяли тебя самого и, когда тебя распинали, ты сам забивал гвозди». Вскоре Норвегов умирает. В гроб его кладут в купленной в складчину неудобной, солидной одежде. Герой заканчивает школу и вынужден окунуться в жизнь, где толпы умников рвутся к власти, женщинам, машинам, инженерным дипломам. Он рассказывает о том, что точил карандаши в прокуратуре у отца, потом был дворником в Министерстве Тревог, потом — учеником в мастерской Леонардо во рву Миланской крепости. Однажды Леонардо спросил, каким должно быть лицо на женском портрете, и герой ответил: это должно быть лицо Веты Акатовой. Потом он работал кон-тролером, кондуктором, сцепщиком, перевозчиком на реке... И всюду он чувствовал себя смелым правдолюбцем, наслед-ником Савла. Автору приходится прервать героя: у него кончилась бумага. «Весело болтая и пересчитывая карманную мелочь, хлопая друг друга по плечу и насвистывая дурацкие песенки, мы выходим на тысяченогую улицу и чудесным образом превращаемся в прохожих».
- 1. Особенности литературы периода «позднего сталинизма»
- 2. Общая характеристика литературы «оттепели»
- 3. Феномен «шестидесятничества». Отражение идейных и нравственных установок эпохи
- 4. Развитие традиции «военной» прозы. Ее основные направления. Понятие «лейтенантской» прозы
- 5. 2 И 3 волны русской литературной эмиграции, представители, отличительные особенности
- 6. «Лагерная» проза и ее представители
- 7. Концепция мира и человека в системе нравственных ценностей в «деревенской» прозе. Рассказы в.Тендрякова
- 8. Литература эпохи «застоя». Политические процессы над писателями (Синявский-Даниэль, Бродский, Ратушинская). Повесть н.Аржака «Говорит Москва!».
- 9. Литературный процесс 2 пол 80-х – нач 90-х на пути к своей целостности(литература метрополии, «возвращенная литература», литература русского зарубежья, сам- и тамиздат)
- 10. Многоуровневость литературного процесса второй половины 80- 90х-, его жанровое и стилевое разнообразие
- 11. Развитие реалистической традиции в рус лит 80-х-90-х. Стилевые течения неоклассической прозы
- 12. Размежевание между писателями традиционной школы и его отражение в повестях Распутина и Астафьева
- 13. Особенности условно-метафорической прозы
- 14. Феномен «другой» прозы
- 16. Русский литературный постмодернизм: его философские основы и особенности
- 17. Русская поэзия на современном этапе: традиционное направление, его представители и поэтический поставангард
- 18. Современная драматургия: отличительные черты и направления
- 19. Человек на войне в эпосе Симонова и Гроссмана.
- 20. Нравственная проблематика в «лейтенантской» прозе: Бондарев, Воробьев
- 21. Личность Окуджавы — поэта и прозаика
- 22. Лагерная правда человеческого существования в рассказах Шаламова
- 23. Роман «в круге первом». Культурософская, социальная и нравственная проблематика. Проблема выбора
- 24. «Один день Ивана Денисовича» как этапное произведение лагерной прозы
- 25. Поэма Твардовского «Теркин на том сете» как пример сатиры на сов бюр систему
- 26. Идеалы «шестидесятников» в повестях Аксенова («Звездный билет», «Апельсины из Марокко», «Коллеги»)
- 27. Роман Нарокова «Мнимые величины»: взгляд на тоталитарную систему извне
- 28. Кризис духовных ценностей европейской цивилизации в романах Набокова («Лолита», «Камера обскура»).
- 29. Поэтический мир Иосифа Бродского
- 30. Иронико-исторический роман Дружникова «Ангелы на кончике иглы»
- 31. Проблема нравственного выбора и ответственности в повестях Васильева.
- 32. Драматургия Вампилова и ее особенности. Эволюция главного героя.
- 33. Нравственная проблематика «городской» прозы и ее осмысление в повести Трифонова «Обмен».
- 34. Человек в истории в повести Трифонова «Старик»
- 35. Поэзия Высоцкого, ее тематическое разнообразие и своеобразие поэтики
- 36. «Вечные» проблемы человеческого бытия, власти и свободы выбора в исторических пьесах Радзинского
- 37. Мир и человек в рассказах Шукшина
- 38. «До третьих петухов» Шукшина: сказочная условность, социально-нравственная проблематика, сатирическая направленность
- 39. «Верный Руслан» Владимова — новый взгляд на проблему несвободы в «лагерной» прозе
- 41. Театр Горина: проблематика, образы героев, приемы комического и актуальность во времени
- 42. Кризис современного общества и загадка русского характера в повести Астафьева «Печальный детектив»
- 44. «Жестокий реализм» в изображении ужасов современной жизни
- 43. Модель мира, дома и человека в повести Распутина «Пожар»
- 45. Мемуарно-художественное начало в поздних произведениях Нагибина
- 46. Толстовская традиция в современной литературе. «Диалектика души», постижение психологии человека тоталитарного общества в творчестве Маканина.
- 47. Сказочный тип условности в повести Искандера «Кролики и удавы».
- 48. «Демоническая» фантастика как условный способ отражения социальной действительности в произведениях Орлова
- 49. Мифологический тип условности в антиутопии Анатолия Кима «Поселок кентавров»
- 50. Оборотничество — превращение человека в животного — как условный прием в повести Кима «Белка»
- 51. Экзистенциальная проблема свободы личности вокруг «вечных возвращений» в романе Кима «Отец-лес»
- 52. Эволюция жанра рассказа в творчестве Толстой и Довлатова. Углубление чеховской традиции
- 53. Ироничное переосмысление культа великого писателя на фоне абсурдной действительности («Заповедник» Довлатова)
- 54. Ассоциативное восприятие действительности и диалог героя с самим собой в «Школе для дураков» Соколова
- 55. «Зона» как квинтэссенция советского общества в интерпретации Довлатова
- 56. «Москва-петушки» Ерофеева как пратекст русского постмодернизма
- 57. Постмодернистская интерпретация»вечных» тем в романе Анатолия Королева «Быть Босхом»
- 58. Экспериментальный взгляд на общество и человека в повести Плевина «Омон Ра».
- 59. Жанровая трансформация и своеобразие романа Татьяны Толстой «Кысь»
- 60. Модернистская концепция мира и человека в рассказах Вик. Ерофеева
- 61. Особенности «женской» прозы: Палей, Полянская, Толстая, Щербакова, Петрушевская, Улицкая
- 62. Роман «Азазель» как явление масскультовой литературы. Проблема жанра, героя, автора.
- 63. «Роман с языком» Новикова и трансформация жанра современного романа
- 64. Альтернативная история в цикле романов Ван Зайчика «Плохих людей нет».