27. Роман Нарокова «Мнимые величины»: взгляд на тоталитарную систему извне
Николай Нароков (Марченко) – известный прозаик русского зарубежья. Наибольшую популярность принес ему остросюжетный психологический роман «Мнимые величины». Тема Мнимых величин - большевизм и человек. Нароков дает не бытовой разоблачительный роман сположительными и отрицательными типами, Мнимые величины роман проблемный.
«Мнимые величины» - в назв романа исп-н мат теримин, обнач неЕ число. В эпиграфе: акцентирует ф.сущность явл-я: «мнимая величина в самой себе таит загадочную спб-ть превратиться в д-ную».
Перс романа живут в мире, где властвуют разрушит силы. Гл.героина с несовр-м именем Евлалия сохр веру в разумное начало, хотя все происх только кажется «заранее обдуманным». Случайная встреча 2 гл д-щих лиц, разделенных возрастными, соц, идеологич барьерами.. Евлалия идет на работу, ее чуть не сбивает автомобиль важного сов.лица, она теряется, робеет, он ведет себя властно. Уверенность и властность свид-т о презрении к другим. Антрита явл фактором, спб-щим расширению повест-я: герои предст собой полюса. Их черты стан еще более зримыми и vs др др. Частная сит-я выглядит как проявл общего конфликта, в кот вовлечены все, нах м/у крайними точками. Соц полярность видна герою наст явно, что он не стал рассм-ть, а одним взглядом успел все увидеть.
Х-ку изобр среды усугулбл опис родных и знакомых героини: мужа арестовали. Отец – бывш чиновник, не служил, не искал работы, негодуя на сатанинскую власть. В его образе: ос-ти, х-рные д/двор-чиновнич среды (безделье, легкомыслие, беспутство, потр-ть Е за чужой счет).
Конфл героини с вражд сов миром обусл ее стремл-м оставаться внутр свободной и незав-мой от него. Настоящ страх она испыт от мысли, что ее мал сны попадет в идеологч банку, из-за чего вырастет моральным уродом. Как нр компромисс она расценивает необх принимать помощь от партийного коммуниста, ответственного работника. В изобр мире нет отн-й, построенных на ч-ве, люди превр в какие-то особые существа. Когда приходят, чтоб арестовать ее отца, Евлалия понимает, что это необъяснимое зло, которое Е вне добра и независимо от него.
След события подтвержд вывод героини: изобр происх в НКВД. Работники боятся неведомой силы. Они ощущ, что не были никогда в в мире нормальн людей, ко чув-т и думают по-чел-ки. Он || их Е, и встреча с ним ненадолго вызывает желание посмотреть поближе. Но через мгновение они стан обычными собою. Гл – им надо ощущать, что их иллюзорный мир и есть настоящий. ? о том, есть ли ч-нбдь большее животной жажды жизни, решается в главах, откр 2 ч. Намереваясь отговорить Евлалию Григ от намерения хлопотать об освобожд отца, Семенов расс-т ей о злодеяниях, соверш им за бутылку вина, сардинку. И она оказ, как героиня Дост «ПиН», перед выбором – судить ей, добивать человека, виновного в ее собств несчастьях. Выбирая нр чистоту личности, она демонтр-т страшную светлую силу совести. С Соней Мармелю Евлалию Григ сближает и vs внеш слабости и внутр мощи. Как и Соня, Евлалия безответная, робкая, как маленький ребенок. Сильный и властный герой побит Евл. Ему хочется делаться маленьким и смириться перед нею.
Роман Дост явл реминисц фоном д/изобр отца Е.Г. Григорий Михайлович Володеев. Пережив в тюрьме невыносимые страдания, побывав в камере смертников, он ч-т, что в нем произошел перелом. В тюрьме он выраж в искреннем раскаянии, но дома мысль о нем сделалась «фальшивой, лишней, ненужной». Его гл заботой стан стремл «смыть с себя тоскливую муку, маетный страх и давящее зло». Встреченный дочерью и соседкой Софьей Дмитриевной (значимо д/х-ки явл имя: соня марм – она очень в бога верит и отказ-ся судить других, счит, что кажд д «идти на суд Его: простит») с теплотой и соч-т, а Е.Г обеспокоена тем, что она не м. забыть о своих невзгодах перед лицом страдания, оставаясь «так черства, холодно и так зла».
С этого сюж момента перех кофл романа приобр этический х-р. Нр выбор д/многих стан непосильной задачей. Осознав, что н ов жизнь невозм д/того, кто работается с НКВД, покончил с собой отец героини. Ее коллеги, видя, наск особым стало ее положение, счит, что она или любовница начальника, или даже сексот, из-за чего страдают ее родные. Воспр несправедл обвинения и непонимания наравне с несч-ми семьи как пощечины жизни, не ожидая от будущего ничего светлого, Е.Г. предч-т, что нах на пороге гл испытаний. На ее вопросы (почему все так вышло? Семенов? Да, конечно, он, но… Почему же он так сделал: хотело хорошо, а вышло так плохо.. Это оттого, что он такой? Какой такой?) жизнь дает жестокий твет. Мнимым оказ герой (ведь никакого Семенова нет и не было, а по-наст я Любкин»). Ненастоящим оказ содержание его жизни. Исповедь Семенова-Любкина стан кульминац моментов в развитии конфл. Напряжение перед через внешние детали: бледнеет, изумляется, слушает с великим напряжением. Торопится произнести ужасные признания.
Слова чела в ЧК-форме, оказ всесильным Любкиным, от кот зависят судьбы всех героев, проясняют предыдущ ход событий. Стан понятным, что в повест-ии не случайно уделялось много места опис быта, воспроиз разговоров перс-й, не связ с основной сюж линией. Раскр тайны Сем-Люб обращ к этим ос-м, образ комп кольцо, обуславл целостность текста.
Ед-во реминисц фона подвержд и в повеств-и о заключит событиях романа. Герой появл на послед свидании, осозн, что до точки дошел. Он стал убийцей, потерял представл о том, что явл настоящим, испытал ужас, увидев, наск мнимой была его правда. Как и Раск, С-Л много зла делал. Но дя сов хозяев жизни нр ориентир недоступен: они отказ-сь от добра, продали его, и оно ушло. Объясняя, как герой Дост мотивы св поступков, он поним, что ве это было неправильно, но не верит в возм-ть исправиться. Не случайно вместе с героиней читая евангелие, Люкин выбирает отрывок, свид о том, что отсутствие соли, добрых начал души нельзя исправить.
Развязкой конфл стан не т. победа внутр силы в героинях, позв им vs том, что навалилось на них и давит, но и ф-фский вывод о неотвратимости конца «мнимых величин». Соф. Дм – сам старш среди героинь – с позиции жизн опыта обобщает: навалилось оно на всех и давит, а что оно такое, я не знаю. И вых так, вижу я теперь, что оно даже не на них самых давит, на тех, которые взвалили. Оно само себя задавит.
Ф-фским итогом романа явл мысль о том, что деспотизм лишь кажется крепкой твердыней. Следование сатанинским принципам разруш души ее строителей. Безликое зло обретает господство лишь на время, так как у него нет настоящего основания, оно давит, калечит, разбивает судьбы, губит, но у него нет силы победить людей с живым душами. В этой связи центр место в пр-нии Нарокова заним изобр действит величин. Продолж трад рус класс на 1 план выдвиг идея продолж жизни (обе центр героини призваны оградит душу сына Е.Г. Шурика от сов. «банки»)
- 1. Особенности литературы периода «позднего сталинизма»
- 2. Общая характеристика литературы «оттепели»
- 3. Феномен «шестидесятничества». Отражение идейных и нравственных установок эпохи
- 4. Развитие традиции «военной» прозы. Ее основные направления. Понятие «лейтенантской» прозы
- 5. 2 И 3 волны русской литературной эмиграции, представители, отличительные особенности
- 6. «Лагерная» проза и ее представители
- 7. Концепция мира и человека в системе нравственных ценностей в «деревенской» прозе. Рассказы в.Тендрякова
- 8. Литература эпохи «застоя». Политические процессы над писателями (Синявский-Даниэль, Бродский, Ратушинская). Повесть н.Аржака «Говорит Москва!».
- 9. Литературный процесс 2 пол 80-х – нач 90-х на пути к своей целостности(литература метрополии, «возвращенная литература», литература русского зарубежья, сам- и тамиздат)
- 10. Многоуровневость литературного процесса второй половины 80- 90х-, его жанровое и стилевое разнообразие
- 11. Развитие реалистической традиции в рус лит 80-х-90-х. Стилевые течения неоклассической прозы
- 12. Размежевание между писателями традиционной школы и его отражение в повестях Распутина и Астафьева
- 13. Особенности условно-метафорической прозы
- 14. Феномен «другой» прозы
- 16. Русский литературный постмодернизм: его философские основы и особенности
- 17. Русская поэзия на современном этапе: традиционное направление, его представители и поэтический поставангард
- 18. Современная драматургия: отличительные черты и направления
- 19. Человек на войне в эпосе Симонова и Гроссмана.
- 20. Нравственная проблематика в «лейтенантской» прозе: Бондарев, Воробьев
- 21. Личность Окуджавы — поэта и прозаика
- 22. Лагерная правда человеческого существования в рассказах Шаламова
- 23. Роман «в круге первом». Культурософская, социальная и нравственная проблематика. Проблема выбора
- 24. «Один день Ивана Денисовича» как этапное произведение лагерной прозы
- 25. Поэма Твардовского «Теркин на том сете» как пример сатиры на сов бюр систему
- 26. Идеалы «шестидесятников» в повестях Аксенова («Звездный билет», «Апельсины из Марокко», «Коллеги»)
- 27. Роман Нарокова «Мнимые величины»: взгляд на тоталитарную систему извне
- 28. Кризис духовных ценностей европейской цивилизации в романах Набокова («Лолита», «Камера обскура»).
- 29. Поэтический мир Иосифа Бродского
- 30. Иронико-исторический роман Дружникова «Ангелы на кончике иглы»
- 31. Проблема нравственного выбора и ответственности в повестях Васильева.
- 32. Драматургия Вампилова и ее особенности. Эволюция главного героя.
- 33. Нравственная проблематика «городской» прозы и ее осмысление в повести Трифонова «Обмен».
- 34. Человек в истории в повести Трифонова «Старик»
- 35. Поэзия Высоцкого, ее тематическое разнообразие и своеобразие поэтики
- 36. «Вечные» проблемы человеческого бытия, власти и свободы выбора в исторических пьесах Радзинского
- 37. Мир и человек в рассказах Шукшина
- 38. «До третьих петухов» Шукшина: сказочная условность, социально-нравственная проблематика, сатирическая направленность
- 39. «Верный Руслан» Владимова — новый взгляд на проблему несвободы в «лагерной» прозе
- 41. Театр Горина: проблематика, образы героев, приемы комического и актуальность во времени
- 42. Кризис современного общества и загадка русского характера в повести Астафьева «Печальный детектив»
- 44. «Жестокий реализм» в изображении ужасов современной жизни
- 43. Модель мира, дома и человека в повести Распутина «Пожар»
- 45. Мемуарно-художественное начало в поздних произведениях Нагибина
- 46. Толстовская традиция в современной литературе. «Диалектика души», постижение психологии человека тоталитарного общества в творчестве Маканина.
- 47. Сказочный тип условности в повести Искандера «Кролики и удавы».
- 48. «Демоническая» фантастика как условный способ отражения социальной действительности в произведениях Орлова
- 49. Мифологический тип условности в антиутопии Анатолия Кима «Поселок кентавров»
- 50. Оборотничество — превращение человека в животного — как условный прием в повести Кима «Белка»
- 51. Экзистенциальная проблема свободы личности вокруг «вечных возвращений» в романе Кима «Отец-лес»
- 52. Эволюция жанра рассказа в творчестве Толстой и Довлатова. Углубление чеховской традиции
- 53. Ироничное переосмысление культа великого писателя на фоне абсурдной действительности («Заповедник» Довлатова)
- 54. Ассоциативное восприятие действительности и диалог героя с самим собой в «Школе для дураков» Соколова
- 55. «Зона» как квинтэссенция советского общества в интерпретации Довлатова
- 56. «Москва-петушки» Ерофеева как пратекст русского постмодернизма
- 57. Постмодернистская интерпретация»вечных» тем в романе Анатолия Королева «Быть Босхом»
- 58. Экспериментальный взгляд на общество и человека в повести Плевина «Омон Ра».
- 59. Жанровая трансформация и своеобразие романа Татьяны Толстой «Кысь»
- 60. Модернистская концепция мира и человека в рассказах Вик. Ерофеева
- 61. Особенности «женской» прозы: Палей, Полянская, Толстая, Щербакова, Петрушевская, Улицкая
- 62. Роман «Азазель» как явление масскультовой литературы. Проблема жанра, героя, автора.
- 63. «Роман с языком» Новикова и трансформация жанра современного романа
- 64. Альтернативная история в цикле романов Ван Зайчика «Плохих людей нет».