logo
Рус

27. Роман Нарокова «Мнимые величины»: взгляд на тоталитарную систему извне

Николай Нароков (Марченко) – известный прозаик русского зарубежья. Наибольшую популярность принес ему остросюжетный психологический роман «Мнимые величины». Тема Мнимых величин - большевизм и человек. Нароков дает не бытовой разоблачительный роман сположительными и отрицательными типами, Мнимые величины роман проблемный.

«Мнимые величины» - в назв романа исп-н мат теримин, обнач неЕ число. В эпиграфе: акцентирует ф.сущность явл-я: «мнимая величина в самой себе таит загадочную спб-ть превратиться в д-ную».

Перс романа живут в мире, где властвуют разрушит силы. Гл.героина с несовр-м именем Евлалия сохр веру в разумное начало, хотя все происх только кажется «заранее обдуманным». Случайная встреча 2 гл д-щих лиц, разделенных возрастными, соц, идеологич барьерами.. Евлалия идет на работу, ее чуть не сбивает автомобиль важного сов.лица, она теряется, робеет, он ведет себя властно. Уверенность и властность свид-т о презрении к другим. Антрита явл фактором, спб-щим расширению повест-я: герои предст собой полюса. Их черты стан еще более зримыми и vs др др. Частная сит-я выглядит как проявл общего конфликта, в кот вовлечены все, нах м/у крайними точками. Соц полярность видна герою наст явно, что он не стал рассм-ть, а одним взглядом успел все увидеть.

Х-ку изобр среды усугулбл опис родных и знакомых героини: мужа арестовали. Отец – бывш чиновник, не служил, не искал работы, негодуя на сатанинскую власть. В его образе: ос-ти, х-рные д/двор-чиновнич среды (безделье, легкомыслие, беспутство, потр-ть Е за чужой счет).

Конфл героини с вражд сов миром обусл ее стремл-м оставаться внутр свободной и незав-мой от него. Настоящ страх она испыт от мысли, что ее мал сны попадет в идеологч банку, из-за чего вырастет моральным уродом. Как нр компромисс она расценивает необх принимать помощь от партийного коммуниста, ответственного работника. В изобр мире нет отн-й, построенных на ч-ве, люди превр в какие-то особые существа. Когда приходят, чтоб арестовать ее отца, Евлалия понимает, что это необъяснимое зло, которое Е вне добра и независимо от него.

След события подтвержд вывод героини: изобр происх в НКВД. Работники боятся неведомой силы. Они ощущ, что не были никогда в в мире нормальн людей, ко чув-т и думают по-чел-ки. Он || их Е, и встреча с ним ненадолго вызывает желание посмотреть поближе. Но через мгновение они стан обычными собою. Гл – им надо ощущать, что их иллюзорный мир и есть настоящий. ? о том, есть ли ч-нбдь большее животной жажды жизни, решается в главах, откр 2 ч. Намереваясь отговорить Евлалию Григ от намерения хлопотать об освобожд отца, Семенов расс-т ей о злодеяниях, соверш им за бутылку вина, сардинку. И она оказ, как героиня Дост «ПиН», перед выбором – судить ей, добивать человека, виновного в ее собств несчастьях. Выбирая нр чистоту личности, она демонтр-т страшную светлую силу совести. С Соней Мармелю Евлалию Григ сближает и vs внеш слабости и внутр мощи. Как и Соня, Евлалия безответная, робкая, как маленький ребенок. Сильный и властный герой побит Евл. Ему хочется делаться маленьким и смириться перед нею.

Роман Дост явл реминисц фоном д/изобр отца Е.Г. Григорий Михайлович Володеев. Пережив в тюрьме невыносимые страдания, побывав в камере смертников, он ч-т, что в нем произошел перелом. В тюрьме он выраж в искреннем раскаянии, но дома мысль о нем сделалась «фальшивой, лишней, ненужной». Его гл заботой стан стремл «смыть с себя тоскливую муку, маетный страх и давящее зло». Встреченный дочерью и соседкой Софьей Дмитриевной (значимо д/х-ки явл имя: соня марм – она очень в бога верит и отказ-ся судить других, счит, что кажд д «идти на суд Его: простит») с теплотой и соч-т, а Е.Г обеспокоена тем, что она не м. забыть о своих невзгодах перед лицом страдания, оставаясь «так черства, холодно и так зла».

С этого сюж момента перех кофл романа приобр этический х-р. Нр выбор д/многих стан непосильной задачей. Осознав, что н ов жизнь невозм д/того, кто работается с НКВД, покончил с собой отец героини. Ее коллеги, видя, наск особым стало ее положение, счит, что она или любовница начальника, или даже сексот, из-за чего страдают ее родные. Воспр несправедл обвинения и непонимания наравне с несч-ми семьи как пощечины жизни, не ожидая от будущего ничего светлого, Е.Г. предч-т, что нах на пороге гл испытаний. На ее вопросы (почему все так вышло? Семенов? Да, конечно, он, но… Почему же он так сделал: хотело хорошо, а вышло так плохо.. Это оттого, что он такой? Какой такой?) жизнь дает жестокий твет. Мнимым оказ герой (ведь никакого Семенова нет и не было, а по-наст я Любкин»). Ненастоящим оказ содержание его жизни. Исповедь Семенова-Любкина стан кульминац моментов в развитии конфл. Напряжение перед через внешние детали: бледнеет, изумляется, слушает с великим напряжением. Торопится произнести ужасные признания.

Слова чела в ЧК-форме, оказ всесильным Любкиным, от кот зависят судьбы всех героев, проясняют предыдущ ход событий. Стан понятным, что в повест-ии не случайно уделялось много места опис быта, воспроиз разговоров перс-й, не связ с основной сюж линией. Раскр тайны Сем-Люб обращ к этим ос-м, образ комп кольцо, обуславл целостность текста.

Ед-во реминисц фона подвержд и в повеств-и о заключит событиях романа. Герой появл на послед свидании, осозн, что до точки дошел. Он стал убийцей, потерял представл о том, что явл настоящим, испытал ужас, увидев, наск мнимой была его правда. Как и Раск, С-Л много зла делал. Но дя сов хозяев жизни нр ориентир недоступен: они отказ-сь от добра, продали его, и оно ушло. Объясняя, как герой Дост мотивы св поступков, он поним, что ве это было неправильно, но не верит в возм-ть исправиться. Не случайно вместе с героиней читая евангелие, Люкин выбирает отрывок, свид о том, что отсутствие соли, добрых начал души нельзя исправить.

Развязкой конфл стан не т. победа внутр силы в героинях, позв им vs том, что навалилось на них и давит, но и ф-фский вывод о неотвратимости конца «мнимых величин». Соф. Дм – сам старш среди героинь – с позиции жизн опыта обобщает: навалилось оно на всех и давит, а что оно такое, я не знаю. И вых так, вижу я теперь, что оно даже не на них самых давит, на тех, которые взвалили. Оно само себя задавит.

Ф-фским итогом романа явл мысль о том, что деспотизм лишь кажется крепкой твердыней. Следование сатанинским принципам разруш души ее строителей. Безликое зло обретает господство лишь на время, так как у него нет настоящего основания, оно давит, калечит, разбивает судьбы, губит, но у него нет силы победить людей с живым душами. В этой связи центр место в пр-нии Нарокова заним изобр действит величин. Продолж трад рус класс на 1 план выдвиг идея продолж жизни (обе центр героини призваны оградит душу сына Е.Г. Шурика от сов. «банки»)