logo
Рус

36. «Вечные» проблемы человеческого бытия, власти и свободы выбора в исторических пьесах Радзинского

Как сказал русский философ Сергей Булгаков "Зло есть состояние мира, но не его суть". Трагическое произведение Эдварда Радзинского "Театр времен Нерона и Сенеки" поистине называют "пищей для ума".

Причудливые диалоги между учителем Сенекой и его учеником Нероном, наполнены глубокими философскими изречениями великого римского мыслителя и яростно-безумными циничными выпадами и выходками кровавого диктатора. Все это происходит в самом сердце Рима - величественном Колизее. Именно здесь по замыслу Нерона разыгрывается "последняя антреприза жизни" Сенеки. В этом спектакле говорится о многом - о жизни и смерти, верности и предательстве, правде и лжи, личности и обществе. Здесь же происходит страшное - проливается кровь, разврат не знает границ, человеческое достоинство втаптывается в грязь, жизнь и смерть меняются местами, как карнавальными масками. Но главная задача Нерона - режиссера не выполнена. Ему не удается сломить и унизить Сенеку. Философ, верящий в любовь и добро, не отступает от своей веры. Он предпочитает смерть унижению и не изменяет своим нравственным идеалам. Смертельный словесный поединок - пьеса-молния от Эдварда Радзинского рекомендована тем, кто ищет в искусстве не только развлечения но, прежде всего мудрости и познания.

Среди героев Радзинского лишь немногие познают эту Истину, и живут, находясь в согласии с ней. Большая часть героев отходит от истинного пути, бежит от Истины, но Она беспощадна. Она рано или поздно настигает героев Радзинского. Истина, по мнению автора, заключается в том, что нужно любить людей, потому что без любви сердце превратиться в льдинку. Это понимает Сенека в финале пьесы «Театр времен Нерона и Сенеки». И поэтому он впервые в жизни кричит: «Я учил тебя любви». Но Нерон ответит ему: «Любовь это солнце, а ты ледяной старик».Сенека, величайший моралист, воспитал величайшего убийцу. Почему же так получилось? И Радзинский отвечает на этот вопрос своей пьесой. В Сенеке не было Любви, он не познал Истины, в Нероне он видел лишь орудие своей будущей Власти! Он не заметил в маленьком мальчике человека. Он молча одобрял убийства.… Так что же должно было получиться в итоге?

Они знают, что, отрекаясь от себя ради жизни, они ничего не добьются. Например, Сенека отрекся от себя, залез в бочку Диогена, пытаясь спастись. Но, увы, это не помогло ему. Нерон, увидев там Сенеку, поджег бочку, испокойно смотрел, как она догорает. Отрекшись от себя, Сенека так и не смог спастись.

Свобода подлинная и свобода мнимая… Что значит свобода для «властителей дум» Эдварда Радзинского: Свободны ли они или это только видимость? О свободе все произведения Э.Радзинского, но особенно интересна в этом плате пьеса «Лунин, или смерть Жака». Луни пишет свою исповедь, назвав ее «исповедь слуги Жака, записанная в присутствии Хозяина». Он пишет: «по рождению в стране рабов я заслужил прозвище «слуга Жак». Ведь и хозяин у нас в России всегда один». Но был ли он слугой? Или все же он был свободным, несмотря на то, что родился в стране, где нет свободы и что он сидит в тюрьме. Он человек «с сердцем, с чувствами, со страстями», для которого «свобода есть естественное состояние». Нет, Лунин не слуга, он свободный человек, сам избравший свою судьбу, Хозяин, сообщив Лунину о заговоре, приглашает его на охоту, надеясь, что тот убежит, ибо «слуге должно убегать от гнева Хозяина». Но Лунин как свободный человек сам избирает свою судьбу: он не убегает, он выбирает каторгу, тюрьму, зная, что «мог избежать, но избрал, сам». В этой пьесе появился образ Хозяина, беспощадного к своим рабам, образ тирана и деспота. Так на чем держится Российская империя? Империей правит страх, всеобщий, всепоглощающий. Общество развращено рабством, все поклоняются одному Хозяину. Даже заговорщики выдавали друг друга, ибо рождены и выросли в стране рабов, где всё за тебя давно решено, и ведь как просто жить, когда за тебя думают и решают. Все они были слугами, преданно любившими Хозяина. Но Лунин – другой: «с рождения во мне был убит раб. С рождения я сладостно ненавидел Хозяина. Хозяин всегда знал, что у него всегда есть слуга Жак… А Жак всегда знал, что у него нет Хозяина». Но он был лишь один из немногих, страна молчала. И Хозяин понял, что «с человеком можно сделать все, что общества нет в стране, а есть власть беспощадная, всемогущая». Хозяин открыл закон всех тиранов, известный еще Нерону: Если страной правит страх, то общества не существует, существуют лишь слуги, рабски преданные своему хозяину