23. Роман «в круге первом». Культурософская, социальная и нравственная проблематика. Проблема выбора
Александр Исаевич Солженицын р. 1918 В круге первом. Роман (1955-1968)
Двадцать четвертого декабря 1949 в пятом часу вечера государственный советник второго ранга Иннокентий Володин почти бегом сбежал с лестницы Министерства иностранных дел, выскочил на улицу, взял такси, промчался по центральным московским улицам, вышел на Арбате, зашел в телефонную будку у кинотеатра «Художественный» и набрал номер американского посольства. Выпускник Высшей дипшколы, способный молодой человек, сын известного отца, погибшего в гражданскую войну, Володин принадлежал к высшим слоям советского общества. Однако природная порядочность, помноженная на знания, не позволяла Иннокентию полностью мириться с порядком, существующим на одной шестой части суши.
Окончательно открыла ему глаза поездка в деревню, к дяде, который рассказал Иннокентию и о том, какие насилия над здравым смыслом и человечностью позволяло себе государство рабочих и крестьян, и о том, что, по существу, насилием было и сожительство отца Иннокентия с его матерью, барышней из хорошей семьи. В разговоре с дядей Иннокентий обсуждал и проблему атомной бомбы: как страшно, если она появится у СССР.
Спустя некоторое время Иннокентий узнал, что советская разведка украла у американских ученых чертежи атомной бомбы и что на днях эти чертежи будут переданы агенту Георгию Ковалю. Именно об этом Володин пытался сообщить по телефону в американское посольство. Насколько ему поверили и насколько его звонок помог делу мира, Иннокентий, увы, не узнал.
Звонок, разумеется, был записан советскими спецслужбами и произвел эффект именно что разорвавшейся бомбы. Государственная измена! Страшно докладывать Сталину о государственной измене, но еще страшнее докладывать именно сейчас. Опасно произносить при Сталине само слово «телефон». Дело в том, что еще в январе прошлого года Сталин поручил разработать особую телефонную связь: особо качественную, чтобы было слышно, как будто люди говорят в одной комнате, и особо надежную, чтобы ее нельзя было подслушать. Работу поручили подмосковному научному спецобъекту, но задание оказалось сложным, все сроки прошли, а дело двигается еле-еле.
И очень некстати возник еще этот коварный звонок в чужое посольство. Арестовали четырех подозреваемых у метро «Сокольники», но всем ясно, что они тут совсем ни при чем. Круг подозреваемых в МИДе невелик — пять-семь человек, но всех арестовать нельзя. Как благоразумно сказал заместитель Абакумова Рюмин: «Это министерство — не Пищепром». Нужно опознать голос звонившего. Возникает идея эту задачу поручить тому же подмосковному спецобъекту.
Объект Марфино — так называемая шарашка. Род тюрьмы, в которой собран со всех островков ГУЛАГа цвет науки и инженерии для решения важных и секретных технических и научных задач. Шарашки удобны всем. Государству. На воле нельзя собрать в одной группе двух больших ученых: начинается борьба за славу и Сталинскую премию. А здесь слава и деньги никому не грозят, одному полстакана сметаны и другому полстакана сметаны. Все работают. Выгодно и ученым: избежать лагерей в Стране Советов очень трудно, а шарашка — лучшая из тюрем, первый и самый мягкий круг ада, почти рай: тепло, хорошо кормят, не надо работать на страшных каторгах. Кроме того, мужчины, надежно оторванные от семей, от всего мира, от каких бы то ни было судьбостроительных проблем, могут предаваться свободным или относительно свободным диалогам. Дух мужской дружбы и философии парит под парусным сводом потолка. Может быть, это и есть то блаженство, которое тщетно пытались определить все философы древности.
Филолог-германист Лев Григорьевич Рубин был на фронте майором «отдела по разложению войск противника». Из лагерей военнопленных он выбирал тех, кто был согласен вернуться домой, чтобы сотрудничать с русскими. Рубин не только воевал с Германией, не только знал Германию, но и любил Германию. После январского наступления 1945-го он позволил себе усомниться в лозунге «кровь за кровь и смерть за смерть» и оказался за решеткой. Судьба привела его в шарашку. Личная трагедия не сломила веры Рубина в будущее торжество коммунистической идеи и в гениальность ленинского проекта. Прекрасно и глубоко образованный человек, Рубин и в заточении продолжал считать, что красное дело побеждает, а невинные люди в тюрьме — только неизбежный побочный эффект великого исторического движения. Именно на эту тему Рубин вел тяжелые споры с товарищами по шарашке. И оставался верен себе. В частности, продолжал готовить для ЦК «Проект о создании гражданских храмов», отдаленного аналога церквей.
Именно Рубину и предлагают сличать голоса подозреваемых в измене с голосом человека, совершившего предательский звонок. Рубин берется за задание с огромным энтузиазмом. Во-первых, он преисполнен ненавистью к человеку, который хотел помешать Родине завладеть самым совершенным оружием. Во-вторых, эти исследования могут стать началом новой науки с огромными перспективами: любой преступный разговор записывается, сличается, и злоумышленник без колебаний изловлен. Для Рубина сотрудничать с властями в таком деле — долг и высшая нравственность.
Проблему такого сотрудничества решают для себя и многие другие узники шарашки. Иллариону Павловичу Герасимовичу представляется счастливая возможность: сделать ночной фотоаппарат для дверных косяков, чтобы снимал всякого входящего-выходящего. Сделает: досрочное освобождение. Но он ответил все же: «Сажать людей в тюрьму — не по моей специальности! Довольно, что нас посадили...»
Рассчитывает на досрочное освобождение и друг-враг Рубина по диспутам Сологдин. Он разрабатывает втайне от коллег особую модель шифратора, проект которой почти уже готов положить на стол начальству. Нержина гибнет труд многих лет: в последнее время Нержин испытывает нежные чувства к вольной лаборантке Симочке.
Усилия Рубина приносят свои плоды: круг подозреваемых в измене сузился до двух человек. Володин и человек по фамилии Щевронок. Принято решение арестовать обоих. В этот момент, поняв, что его стараниями в ад ГУЛАГа идет невинный, Рубин почувствовал страшную усталость. Он вспомнил и о своих болезнях, и о своем сроке, и о тяжелой судьбе революции. И только приколотая им самим к стене карта Китая с закрашенным красным коммунистической территорией согревала его. Несмотря ни на что, мы побеждаем.
Иннокентия Володина арестовали за несколько дней до отлета в заграничную командировку — в ту самую Америку. Со страшным недоумением и с великими муками вступает он на на территорию ГУЛАГа.
Глеб Нержин и Герасимович уходят на этап. Заключенных, отправленных на этап, грузят в машину с надписью «Мясо». Корреспондент газеты «Либерасьон», увидев фургон, делает запись в блокноте: «На улицах Москвы то и дело встречаются автофургоны с продуктами, очень опрятные, санитарно-безупречные».
- 1. Особенности литературы периода «позднего сталинизма»
- 2. Общая характеристика литературы «оттепели»
- 3. Феномен «шестидесятничества». Отражение идейных и нравственных установок эпохи
- 4. Развитие традиции «военной» прозы. Ее основные направления. Понятие «лейтенантской» прозы
- 5. 2 И 3 волны русской литературной эмиграции, представители, отличительные особенности
- 6. «Лагерная» проза и ее представители
- 7. Концепция мира и человека в системе нравственных ценностей в «деревенской» прозе. Рассказы в.Тендрякова
- 8. Литература эпохи «застоя». Политические процессы над писателями (Синявский-Даниэль, Бродский, Ратушинская). Повесть н.Аржака «Говорит Москва!».
- 9. Литературный процесс 2 пол 80-х – нач 90-х на пути к своей целостности(литература метрополии, «возвращенная литература», литература русского зарубежья, сам- и тамиздат)
- 10. Многоуровневость литературного процесса второй половины 80- 90х-, его жанровое и стилевое разнообразие
- 11. Развитие реалистической традиции в рус лит 80-х-90-х. Стилевые течения неоклассической прозы
- 12. Размежевание между писателями традиционной школы и его отражение в повестях Распутина и Астафьева
- 13. Особенности условно-метафорической прозы
- 14. Феномен «другой» прозы
- 16. Русский литературный постмодернизм: его философские основы и особенности
- 17. Русская поэзия на современном этапе: традиционное направление, его представители и поэтический поставангард
- 18. Современная драматургия: отличительные черты и направления
- 19. Человек на войне в эпосе Симонова и Гроссмана.
- 20. Нравственная проблематика в «лейтенантской» прозе: Бондарев, Воробьев
- 21. Личность Окуджавы — поэта и прозаика
- 22. Лагерная правда человеческого существования в рассказах Шаламова
- 23. Роман «в круге первом». Культурософская, социальная и нравственная проблематика. Проблема выбора
- 24. «Один день Ивана Денисовича» как этапное произведение лагерной прозы
- 25. Поэма Твардовского «Теркин на том сете» как пример сатиры на сов бюр систему
- 26. Идеалы «шестидесятников» в повестях Аксенова («Звездный билет», «Апельсины из Марокко», «Коллеги»)
- 27. Роман Нарокова «Мнимые величины»: взгляд на тоталитарную систему извне
- 28. Кризис духовных ценностей европейской цивилизации в романах Набокова («Лолита», «Камера обскура»).
- 29. Поэтический мир Иосифа Бродского
- 30. Иронико-исторический роман Дружникова «Ангелы на кончике иглы»
- 31. Проблема нравственного выбора и ответственности в повестях Васильева.
- 32. Драматургия Вампилова и ее особенности. Эволюция главного героя.
- 33. Нравственная проблематика «городской» прозы и ее осмысление в повести Трифонова «Обмен».
- 34. Человек в истории в повести Трифонова «Старик»
- 35. Поэзия Высоцкого, ее тематическое разнообразие и своеобразие поэтики
- 36. «Вечные» проблемы человеческого бытия, власти и свободы выбора в исторических пьесах Радзинского
- 37. Мир и человек в рассказах Шукшина
- 38. «До третьих петухов» Шукшина: сказочная условность, социально-нравственная проблематика, сатирическая направленность
- 39. «Верный Руслан» Владимова — новый взгляд на проблему несвободы в «лагерной» прозе
- 41. Театр Горина: проблематика, образы героев, приемы комического и актуальность во времени
- 42. Кризис современного общества и загадка русского характера в повести Астафьева «Печальный детектив»
- 44. «Жестокий реализм» в изображении ужасов современной жизни
- 43. Модель мира, дома и человека в повести Распутина «Пожар»
- 45. Мемуарно-художественное начало в поздних произведениях Нагибина
- 46. Толстовская традиция в современной литературе. «Диалектика души», постижение психологии человека тоталитарного общества в творчестве Маканина.
- 47. Сказочный тип условности в повести Искандера «Кролики и удавы».
- 48. «Демоническая» фантастика как условный способ отражения социальной действительности в произведениях Орлова
- 49. Мифологический тип условности в антиутопии Анатолия Кима «Поселок кентавров»
- 50. Оборотничество — превращение человека в животного — как условный прием в повести Кима «Белка»
- 51. Экзистенциальная проблема свободы личности вокруг «вечных возвращений» в романе Кима «Отец-лес»
- 52. Эволюция жанра рассказа в творчестве Толстой и Довлатова. Углубление чеховской традиции
- 53. Ироничное переосмысление культа великого писателя на фоне абсурдной действительности («Заповедник» Довлатова)
- 54. Ассоциативное восприятие действительности и диалог героя с самим собой в «Школе для дураков» Соколова
- 55. «Зона» как квинтэссенция советского общества в интерпретации Довлатова
- 56. «Москва-петушки» Ерофеева как пратекст русского постмодернизма
- 57. Постмодернистская интерпретация»вечных» тем в романе Анатолия Королева «Быть Босхом»
- 58. Экспериментальный взгляд на общество и человека в повести Плевина «Омон Ра».
- 59. Жанровая трансформация и своеобразие романа Татьяны Толстой «Кысь»
- 60. Модернистская концепция мира и человека в рассказах Вик. Ерофеева
- 61. Особенности «женской» прозы: Палей, Полянская, Толстая, Щербакова, Петрушевская, Улицкая
- 62. Роман «Азазель» как явление масскультовой литературы. Проблема жанра, героя, автора.
- 63. «Роман с языком» Новикова и трансформация жанра современного романа
- 64. Альтернативная история в цикле романов Ван Зайчика «Плохих людей нет».