32. Драматургия Вампилова и ее особенности. Эволюция главного героя.
Александр Валентинович Вампилов 1937-1972 Прошлым летом в Чулимске - Драма (1972)
Действие происходит в таежном райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему-то предпочитают ходить напрямик, по газону, минуя калитку.
Валентина влюблена в местного следователя Шаманова, который не замечает ее чувства. Шаманов ходит к аптекарше Кашкиной, которая живет рядом с чайной, и потому Валентине, как и всему поселку, известно об их связи. Она молча страдает. Шаманову около тридцати, но он чувствует себя много пожившим и уставшим человеком. Любимое его присловье: «Хочу на пенсию». Его любовница Кашкина обижается, что он ничего ей про себя не рассказывает, хотя она и без того знает о нем много от городских знакомых. Раньше он работал следователем в городе, ему прочили большое будущее, у него была красивая жена, машина и всякие прочие блага. Однако он был из тех, для кого правда важнее положения, и потому, расследуя дело сына какого-то сановника, сбившего человека, Шаманов, вопреки давлению сверху, не захотел замять дело. В результате, однако, нашлись люди сильней его. Суд перенесли, следствие дали вести другому. Шаманов обиделся, уволился с работы, расстался с женой, стал одеваться кое-как, а затем уехал сюда, в таежный райцентр, где нехотя, почти формально выполняет свои обязанности. Свою жизнь Шаманов считает конченой. Через два дня должен состояться суд по тому самому делу, которое начинал вести он и из-за которого ушел, его приглашают принять участие как свидетеля, но он отказывается. Ему не интересно. Он разочаровался и не верит больше в возможность установления справедливости. Он больше не хочет бороться. Однако в райцентре Шаманов все равно резко выделяется, — и Кашкина, и Валентина чувствуют его неординарность и тянутся к нему.
В Валентину влюблен Пашка, сын буфетчицы Но Валентина твердо отказывает ему. Пашка постоянно в центре семейных раздоров. Его мать и Дергачев привязаны друг к другу, можно сказать, любят друг друга. Однако Пашка — незаживающая даже со временем рана Дергачева, потому что родился от другого человека, когда Дергачев был на фронте. Еще один участник действия — бухгалтер Мечеткин, зануда и бюрократ. Он хочет жениться и поначалу имеет виды на Кашкину. Она уверяет Мечеткина, что он, уважаемый в поселке человек, легко может добиться успеха, если солидно обратится к отцу Валентины. Не откладывая в долгий ящик, Мечеткин сватает Валентину. Ее отец не возражает, но говорит, что ничего без Валентины решить не может.
Между Шамановым, ожидающим в чайной служебную машину, и Валентиной, чинящей ограду палисадника, завязывается разговор. Шаманов говорит, что Валентина напрасно занимается этим, потому что люди никогда не перестанут обходить его. Валентина упрямо возражает: когда-нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару. Неожиданно Шаманов делает Валентине комплимент: она — красивая девушка, она похожа на девушку, которую Шаманов любил когда-то. Он расспрашивает ее, почему она не уехала в город, как многие ее сверстницы. И неожиданно слышит признание, что она влюблена, и не в кого-нибудь, а именно в него, Шаманова. Шаманов растерян, ему трудно в это поверить, он советует Валентине выбросить это из головы. Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она вдруг становится для него «лучом света из-за туч». Шаманов пишет записку Валентине, назначая ей свидание на десять часов, и просит Еремеева передать. Однако записку хитростью перехватывает ревнующая Кашкина.
Тем же вечером Валентина, став свидетельницей очередного раздора между отчимом и Пашкой, которого оскорбляет и гонит его собственная мать, из жалости соглашается пойти с ним на танцы. Чувствуется, что Валентина решилась на что-то серьезное, потому что тоже идет напрямик через палисадник, как бы потеряв веру, что сможет преодолеть общее сопротивление. Они уходят. Вскоре появляется Шаманов и, встретив Кашкину, воодушевленно признается ей, что с ним сегодня вдруг что-то произошло: он как бы заново обретает мир. Это связано с Валентиной, про которую он спрашивает Кашкину. Та честно сообщает ему, что записка Шаманова у нее и что Валентина, не зная о назначенном свидании, ушла с Пашкой. Шаманов бросается на ее поиски. Поздно ночью Валентина и Пашка возвращаются. Ясно, что они были близки, хотя это нисколько не изменило их отношений: Пашка как был, так и остался для нее чужим. Испытывая угрызения совести, Кашкина сообщает Валентине, что Шаманов искал ее, что он ее любит. Вскоре появляется и сам Шаманов, он признается Валентине, что благодаря ей с ним произошло чудо. Валентина рыдает. Появившемуся отцу, готовому вступиться за ее честь, она говорит, что была на танцах не с Пашкой и не с Шамановым, а с Мечеткиным. На следующее утро Шаманов уезжает в город для выступления на суде. Пьеса кончается тем, что взгляды находящихся в чайной оборачиваются к вышедшей из дома Валентине. Она гордо подходит, как обычно, к калитке и начинает налаживать ее, а затем вместе с Еремеевым поправляет палисадник.
- 1. Особенности литературы периода «позднего сталинизма»
- 2. Общая характеристика литературы «оттепели»
- 3. Феномен «шестидесятничества». Отражение идейных и нравственных установок эпохи
- 4. Развитие традиции «военной» прозы. Ее основные направления. Понятие «лейтенантской» прозы
- 5. 2 И 3 волны русской литературной эмиграции, представители, отличительные особенности
- 6. «Лагерная» проза и ее представители
- 7. Концепция мира и человека в системе нравственных ценностей в «деревенской» прозе. Рассказы в.Тендрякова
- 8. Литература эпохи «застоя». Политические процессы над писателями (Синявский-Даниэль, Бродский, Ратушинская). Повесть н.Аржака «Говорит Москва!».
- 9. Литературный процесс 2 пол 80-х – нач 90-х на пути к своей целостности(литература метрополии, «возвращенная литература», литература русского зарубежья, сам- и тамиздат)
- 10. Многоуровневость литературного процесса второй половины 80- 90х-, его жанровое и стилевое разнообразие
- 11. Развитие реалистической традиции в рус лит 80-х-90-х. Стилевые течения неоклассической прозы
- 12. Размежевание между писателями традиционной школы и его отражение в повестях Распутина и Астафьева
- 13. Особенности условно-метафорической прозы
- 14. Феномен «другой» прозы
- 16. Русский литературный постмодернизм: его философские основы и особенности
- 17. Русская поэзия на современном этапе: традиционное направление, его представители и поэтический поставангард
- 18. Современная драматургия: отличительные черты и направления
- 19. Человек на войне в эпосе Симонова и Гроссмана.
- 20. Нравственная проблематика в «лейтенантской» прозе: Бондарев, Воробьев
- 21. Личность Окуджавы — поэта и прозаика
- 22. Лагерная правда человеческого существования в рассказах Шаламова
- 23. Роман «в круге первом». Культурософская, социальная и нравственная проблематика. Проблема выбора
- 24. «Один день Ивана Денисовича» как этапное произведение лагерной прозы
- 25. Поэма Твардовского «Теркин на том сете» как пример сатиры на сов бюр систему
- 26. Идеалы «шестидесятников» в повестях Аксенова («Звездный билет», «Апельсины из Марокко», «Коллеги»)
- 27. Роман Нарокова «Мнимые величины»: взгляд на тоталитарную систему извне
- 28. Кризис духовных ценностей европейской цивилизации в романах Набокова («Лолита», «Камера обскура»).
- 29. Поэтический мир Иосифа Бродского
- 30. Иронико-исторический роман Дружникова «Ангелы на кончике иглы»
- 31. Проблема нравственного выбора и ответственности в повестях Васильева.
- 32. Драматургия Вампилова и ее особенности. Эволюция главного героя.
- 33. Нравственная проблематика «городской» прозы и ее осмысление в повести Трифонова «Обмен».
- 34. Человек в истории в повести Трифонова «Старик»
- 35. Поэзия Высоцкого, ее тематическое разнообразие и своеобразие поэтики
- 36. «Вечные» проблемы человеческого бытия, власти и свободы выбора в исторических пьесах Радзинского
- 37. Мир и человек в рассказах Шукшина
- 38. «До третьих петухов» Шукшина: сказочная условность, социально-нравственная проблематика, сатирическая направленность
- 39. «Верный Руслан» Владимова — новый взгляд на проблему несвободы в «лагерной» прозе
- 41. Театр Горина: проблематика, образы героев, приемы комического и актуальность во времени
- 42. Кризис современного общества и загадка русского характера в повести Астафьева «Печальный детектив»
- 44. «Жестокий реализм» в изображении ужасов современной жизни
- 43. Модель мира, дома и человека в повести Распутина «Пожар»
- 45. Мемуарно-художественное начало в поздних произведениях Нагибина
- 46. Толстовская традиция в современной литературе. «Диалектика души», постижение психологии человека тоталитарного общества в творчестве Маканина.
- 47. Сказочный тип условности в повести Искандера «Кролики и удавы».
- 48. «Демоническая» фантастика как условный способ отражения социальной действительности в произведениях Орлова
- 49. Мифологический тип условности в антиутопии Анатолия Кима «Поселок кентавров»
- 50. Оборотничество — превращение человека в животного — как условный прием в повести Кима «Белка»
- 51. Экзистенциальная проблема свободы личности вокруг «вечных возвращений» в романе Кима «Отец-лес»
- 52. Эволюция жанра рассказа в творчестве Толстой и Довлатова. Углубление чеховской традиции
- 53. Ироничное переосмысление культа великого писателя на фоне абсурдной действительности («Заповедник» Довлатова)
- 54. Ассоциативное восприятие действительности и диалог героя с самим собой в «Школе для дураков» Соколова
- 55. «Зона» как квинтэссенция советского общества в интерпретации Довлатова
- 56. «Москва-петушки» Ерофеева как пратекст русского постмодернизма
- 57. Постмодернистская интерпретация»вечных» тем в романе Анатолия Королева «Быть Босхом»
- 58. Экспериментальный взгляд на общество и человека в повести Плевина «Омон Ра».
- 59. Жанровая трансформация и своеобразие романа Татьяны Толстой «Кысь»
- 60. Модернистская концепция мира и человека в рассказах Вик. Ерофеева
- 61. Особенности «женской» прозы: Палей, Полянская, Толстая, Щербакова, Петрушевская, Улицкая
- 62. Роман «Азазель» как явление масскультовой литературы. Проблема жанра, героя, автора.
- 63. «Роман с языком» Новикова и трансформация жанра современного романа
- 64. Альтернативная история в цикле романов Ван Зайчика «Плохих людей нет».