I. Введение.
Достаточно известно, что история литературы в настоящее время, когда переоценке подвергаются многие явления прошлого, вплоть до хронологии и календаря, переживает ощутимый кризис. Поставленными под сомнение оказались как принципы систематизации исторического материала, так и традиционные методы его анализа. Дестабилизация историко-литературных представлений, порождающая, помимо прочего, релятивизм в оценках и восприятии классики, создает необходимость обновленных концепций литературного развития прошлого.
В основу комплекса учебно-методических материалов положены такие принципы изучения и описания истории русской литературы XIX века, которые совмещают накопления филологической и методической традиций с обновленными взглядами как на литературный процесс эпохи в целом, так и на его отдельные явления. Необходимым научным базисом является в данном случае теоретическое наследие М. М. Бахтина и в частности созданные ученым теории «большого диалога», высказывания, романного слова, автора и героя.
Предполагается внесение в традиционные методики историко-литературного изучения герменевтического подхода к литературе, а также приемов «исторической поэтики» и «рецептивной эстетики», применяемых для изучения отдельного литературного явления. Подобного рода научно-методический опыт нацелен на развитие у студентов способности понимания литературного явления, создание представлений о литературном процессе второй половины XIX века как диалоге творческих индивидуальностей и художественных систем.
- Комплекс учебно-методических материалов
- Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (первая половина)»*
- I. Программа курса «История русской литературы XIX века (первая половина)». Часть I.
- Общие работы
- Справочная литература
- Список художественных текстов
- Часть II. Методические рекомендации.
- Эволюция лирики в русской литературе первой половины XIX века
- Драматургия первой половины XIX века
- Развитие эпических жанров
- Часть III. Темы для самостоятельного изучения
- 1. Полемика «архаистов» и «новаторов» в контексте движения русской литературы 1800–1820-х гг.
- 2. Сентиментализм и романтизм в русской литературе 1800–1820-х гг.
- 3. Элегическое творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова (сопоставительный анализ стихотворений «Вечер» и «к другу»).
- 4. Элегическая традиция в жанрово-стилистических поисках поэтов 1820 – 1830-х гг.
- 5. Баллады в. А. Жуковского и фантастическая повесть эпохи романтизма.
- 6. Исторические повести декабристов и «Думы» к. Ф. Рылеева.
- 7. Поэтика комедии а. С. Грибоедова «Горе от ума».
- 8. Поэтика басни и. А. Крылова.
- 9. Жанр дружеского послания в поэзии первой трети хiх века (к. Н. Батюшков, в. А. Жуковский, а. С. Пушкин и др.).
- 10. Поэтическое слово и судьба поэта в осмыслении а. С. Пушкина (на материале лирики разных лет).
- 11. Лирическая традиция в «Евгении Онегине» а. С. Пушкина.
- 12. Тема Петра I в творчестве а. С. Пушкина.
- 13. Феномен самозванчества в осмыслении Пушкина.
- 14. Житейская реальность и законы бытия в «Повестях Белкина».
- 15. «Маленькие трагедии» а. С. Пушкина как художественное целое.
- 16. Эволюция «демонического» героя в поэмах, драме и прозе м. Ю. Лермонтова.
- 17. «Простой» герой и «простое» сознание в лирике и прозе м. Ю. Лермонтова.
- 18. Роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в контексте романтической прозы 1830-х гг. Проблемы жанрового синтеза.
- 19. Символический подтекст в поэме м. Ю. Лермонтова «Мцыри».
- 20. Петербургский миф в творчестве н. В. Гоголя (от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Петербургским повестям»).
- 21. Идиллическое в повести н. В. Гоголя «Старосветские помещики».
- 23. Поэма н. В. Гоголя «Мертвые души»: от замысла к воплощению. Соотношение гротескно-сатирического и символико-аллегорического планов поэмы.
- 24. Утопия позднего Гоголя: 2-й том «Мертвых душ» и «Выбранные места из переписки с друзьями».
- 25. Повесть а. И. Герцена «Доктор Крупов» в контексте произведений натуральной школы.
- 26. Проблематика повести в. А. Соллогуба «Тарантас» в свете полемики западников и славянофилов.
- Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)»*
- I. Введение.
- II. Программа курса «История русской литературы XIX века (вторая половина)». Часть I.
- III. Приложение к программе курса «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
- 1. Восприятие и интерпретация романа на современном этапе изучения.
- 2. Цикл практических занятий.
- IV. Программы дисциплин по выбору, сопутствующих курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
- V. Темы выпускных, дипломных работ, магистерских диссертаций, обусловленные научной проблематикой дисциплины «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
- VI. Информационно-библиографические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)». И. С. Тургенев
- I. Сочинения
- II. Библиографические справочники
- III. Биография
- IV. И. С. Тургенев в классической критике, отзывах писателей и философов XIX – начала XX вв.
- V. Литературоведение
- I. Сочинения и переписка
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. А. А. Фет в классической критике и отзывах русских писателей XIX – начала XX вв.
- V. Литературоведение
- Н. А. Некрасов
- I. Сочинения и переписка
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. Некрасов в классической критике и отзывах русских писателей XIX – начала XX вв.
- V. Литературоведение
- Н. Г. Чернышевский
- I. Сочинения
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. Н. Г. Чернышевский в русской классической критике и общественной мысли XIX – XX вв.
- V. Литературоведение
- М. Е. Салтыков-Щедрин
- I. Сочинения
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. М. Е. СаЛтыков-Щедрин в классической критике
- V. Литературоведение
- Ф. М. Достоевский
- I. Сочинения
- II. Библиографические указатели
- III. Справочная литература
- IV. Биография
- V. Ф. М. Достоевский в русской классической критике и философской мысли XIX – XX вв.
- V. Литературоведение