logo
Методичка_История Русской литературы XIX века

II. Программа курса «История русской литературы XIX века (вторая половина)». Часть I.

Направление: филологическое образование.

Курс: 3.

Форма обучения: дневная, теоретическая.

Семестр: 5, начало 6-го.

Количество часов:

из них аудиторных:

52 час. – лекции; 42 час. – практические занятия.

Цель дисциплины: формировать филологическое мышление студентов в русле герменевтического подхода к литературе, развивать способности понимания литературного явления, создать представление о литературном процессе второй половины XIX века как диалоге творческих индивидуальностей и художественных систем.

Задачи дисциплины:

Принципы отбора и организации материала:

Текущая аттестация качества усвоения знаний:

Итоговая аттестация по курсу: зачет (пятый семестр, 3 курс); экзамен (шестой семестр, 3 курс).

Основное содержание:

1. История литературы как научная проблема. Теоретико-философские основания предлагаемого курса. Основные понятия. «Открытая структура большого диалога» (М. М. Бахтин). Понимание, объяснение, научение. Систематизация и проблематизация изучаемого материала.

2. Творческая индивидуальность и художественная система И. С. Тургенева. Наследие писателя изучается подробно, произведения рассматриваются в порядке их появления в печати, т. к. в ходе такого изучения оказываются затронутыми основные факты и проблемы, характерные для историко-литературного процесса второй половины XIX века в целом. Типология тургеневского романа (на материале романов «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь»). Роман и повесть. Проза и поэзия. «Слово» (М. М. Бахтин) Тургенева. Трагическая философия бытия как проявление творческой индивидуальности писателя. Особенности рецепции тургеневских произведений, его творческой индивидуальности в русской культуре XIX-XX вв. Итоги и проблемы научного описания художественной системы Тургенева.

3. Творческая индивидуальность и художественная система И. А. Гончарова. Творчество Гончарова и Тургенева в аспекте диалогической поэтики. Роман «Обломов» как центр художественной системы писателя. Своеобразие жанра, авторской позиции. Художественная философия романа. «Герой» как «идеал». Культурные контексты романа (поэтические, прозаические, философские, идеологические). «Слово» (М. М. Бахтин) Гончарова. «Художник по преимуществу» И. А. Гончаров в сложном целом «большого диалога»; темы «творчества», «целостной личности», «созерцателя» и «деятеля» как сквозные темы русской культуры и творчества Гончарова.

4. Н. Г. Чернышевский – центральная фигура «эпохи реализма». Личность, эстетика, творческая деятельность Н. Г. Чернышевского как объект полемики в русской культуре. «Слово» (М. М. Бахтин) Чернышевского. Роман «Что делать?»: наследуемые традиции и концепция «новой» художественности. «Что делать?» как новое Евангелие. Поэтика романа. Реализм Н. Г. Чернышевского и «мистический» реализм Ф. М. Достоевского. Идеологичность и художественность в культуре второй половины XIX века.

5. Писатель и направление. Писатели круга журнала «Современник». Литературная личность «нового» типа. Активная диалогическая позиция и ориентированность писателей «нового» типа в культурной ситуации второй половины XIX в. «Тургенев», «Чернышевский», «Достоевский» как историко-литературные явления и основные участники диалога. «Новый» герой в литературе 1860-х годов (на материале творчества В. А. Слепцова, Н. Г. Помяловского, Ф. М. Решетникова). Роман – повесть – очерк. «Слово» (М. М. Бахтин), творческая индивидуальность «писателей-демократов» и идеология отдельного направления. Особенности рецепции произведений писателей второго ряда в русской литературе XX века.

6. Творческая индивидуальность М. Е. Салтыкова-Щедрина. Обособленность его «места» в историко-литературном процессе второй половины XIX века. Концепция русской истории в книге «История одного города». Поэтика книги. Ментальность русских в изображении М. Е. Салтыкова-Щедрина. Историчность культуры второй половины XIX века и диалог-спор с ней Салтыкова-Щедрина. Специфика романной поэтики в «Господах Головлевых». Контексты романа. Художественная философия «слова» в романе «Господа Головлевы». Хроника «Пошехонская старина» в контексте русской литературы: трансформация мемуарной традиции. «Слово» (М. М. Бахтин) Салтыкова-Щедрина. Тенденции изучения творчества писателя.

7. Творческая индивидуальность и художественная система Ф. М. Достоевского. Наследие писателя изучается подробно, произведения рассматриваются в порядке их появления в печати, т. к. в ходе такого изучения оказываются затронутыми многие их тех проблем, которые уже ставились при описании, в частности творчества И. С. Тургенева. Таким образом соблюдается в курсе необходимое равновесие части и целого. Роман как основной жанр (на материале романов «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»). Типология романа Достоевского. Проза и поэзия. «Слово» (М. М. Бахтин) в художественной системе Ф. М. Достоевского. «Диалогическая сфера бытия» в изображении писателя. Диалогическая поэтика. Проблемы понимания, самосознания в русской культуре и творчество писателя. Актуальные, современные аспекты изучения наследия Достоевского.

8. Философия и поэтика русского романа. Автор – герой – читатель: своеобразие диалога в художественных системах русской классической литературы. Творческая индивидуальность русского писателя в интерпретационном поле «большого диалога».

Основные понятия курса: история литературы, историко-литературный процесс, художественная система, творческая индивидуальность, герменевтика, круг понимания, диалог, «слово», автор – произведение – читатель, диалогическая поэтика.

Рекомендуемая литература:

  1. История русской литературы XIX века (вторая половина). Учебное пособие для педагогических институтов. Под ред. Н. Н. Скатова. М., 1991.

  2. Русские писатели. 1800-1917. Биобиблиографический словарь. М., 1989-1999. Тт. 1-4 (издание продолжается).

  3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

  4. Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.

  5. Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982.

  6. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. (Статьи о творчестве Ф. М. Достоевского).

  7. Из истории русской культуры. Т. V. (XIX в.). М., 1996.

  8. Ляпушкина Е. Русская идиллия XIX-XX вв. и роман И. А. Гончарова «Обломов». СПб., 1996.

  9. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996.

  10. Лотман Ю. М. О русской литературе. М., 1997.

  11. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.

  12. Пумпянский Л. В. Классическая традиция. М., 2000.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4