Развитие эпических жанров
1. «Каждая басня заключает в себе непременно еще особый момент, который мы условно называли все время катастрофой басни по аналогии с соответствующим моментом трагедии и который, может быть, правильнее было бы назвать по аналогии с теорией новеллы pointe». (Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. С. 184).
Опираясь на это положение Л. С. Выготского, проанализируйте структуру нескольких басен И. А. Крылова. Укажите другие признаки структурного сходства басен как малого эпического жанра.
2. Какой принцип, по мнению Ю. М. Лотмана, является основанием новой поэтики, рождающейся в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
Привлекая текст романа, покажите особенности этой новой поэтической системы.
3. Сравните концепции авторского присутствия в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», принадлежащие современным литературоведам, обоснуйте сходство и различие во взглядах на проблему автора в романе.
4. Композиционное сопряжение каких планов «петербургской повести» А. С. Пушкина «Медный всадник» создает ее неразрешимый конфликт?
5. По мнению С. Г. Бочарова, пушкинская «суровая» или «смиренная» проза «означилась как иное авторское лицо на фоне вольной авторской “болтовни” романа в стихах». (Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1974. С. 105).
Охарактеризуйте суть этого изменения «авторского лица», сделав анализ повествовательной позиции «Повестей Белкина».
6. Опираясь на анализ текста «Повестей Белкина» А. С. Пушкина докажите или опровергните мысль Н. Я. Берковского о том, что «Пушкин пишет новеллы, полемизируя с самим жанром их» (Берковский Н. Я. О «Повестях Белкина» // Берковский Н. Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 27).
7. Укажите признаки структурного сходства и различия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» с романами В. Скотта.
8. Выявите в тексте романа «Герой нашего времени» мотивы, характерные для лирики М. Ю. Лермонтова, проанализируйте их трансформацию в структуре романа.
9. «В петербургских повестях Гоголя с героем-чиновником был установлен особый масштаб изображения человека. Этот масштаб таков, что человек воспринимается как частица и дробная величина …по отношению к огромному и безличному целому, которому принадлежит; человек в этом качестве как бы меньше целого числа, каким является суверенная личность». (Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 138).
Покажите, опираясь на анализ повести «Шинель» этот процесс «редукции» человека.
Какова его роль в создании гоголевской художественной картины мира в петербургских повестях?
10. Выявите в тексте лирического отступления VI главы поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» мотивы, характерные для жанра романтической элегии; проследите их развитие.
Как введение этих мотивов помогает автору перевести тему «мертвой души» в общечеловеческий, универсальный план?
Почему это отступление помещено в начало «плюшкинской» главы? Как это связано с изменением ракурса зрения на героя в этой главе?
11. По мнению современного исследователя, «В “Мертвых душах” структурно реализовалась принципиальная для становления новой русской прозы тенденция гуманизировать авторское отношение к герою, предоставив последнему бóльшую (в сравнении, например, с русской прозой XVIII века или же первых десятилетий XIX века) сюжетную свободу, речевую самостоятельность, большую возможность для различных форм самопроявления» (Кривонос В. Ш. «Мертвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. Воронеж, 1985. С. 29).
Подумайте в свете этого суждения над параллелизмом пути автора и дороги героя (Чичикова).
Следует ли, основываясь на этих наблюдениях, считать, что герой способен «самостоятельно овладеть значимой для автора целью, открыть в самом себе внутренние потенции изменения и возрождения»? (Там же. С. 44).
Рекомендуемая литература:
Мелетинский Е. М. Эпос // Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. М.; Л., 1962-1978. Стлб. 927-933.
Аверинцев С. С., Роднянская И. Б. Автор // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М., 1978. Стлб. 28-34.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 72-233, 447-483.
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
Лотман Ю. М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина»; Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 30-124.
Бочаров С. Г. О реальном и возможном сюжете («Евгений Онегин») // Динамическая поэтика. М., 1990. С. 14-38.
Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
Билинкис Я. С. Автор в «Евгении Онегине» // Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986. С. 69-78.
Крыстева Д. Поэтическая формализация мифов о Петре I и «Медный всадник» А. С. Пушкина // Русская литература. 1992. № 3. С. 14-25.
Берковский Н. Я. О «Повестях Белкина» // Берковский Н. Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 7-111.
Петрунина Н. Н. Проза Пушкина (пути эволюции). Л., 1987.
Маркович В. М. О лирико-символическом подтексте в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е годы). Л., 1982.
Маркович В. М. Петербургские повести Гоголя. Л., 1989.
Бочаров С. Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 124-160.
Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978.
Кривонос В. Ш. «Мертвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. Воронеж, 1985.
Смирнова Е. А. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.
- Комплекс учебно-методических материалов
- Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (первая половина)»*
- I. Программа курса «История русской литературы XIX века (первая половина)». Часть I.
- Общие работы
- Справочная литература
- Список художественных текстов
- Часть II. Методические рекомендации.
- Эволюция лирики в русской литературе первой половины XIX века
- Драматургия первой половины XIX века
- Развитие эпических жанров
- Часть III. Темы для самостоятельного изучения
- 1. Полемика «архаистов» и «новаторов» в контексте движения русской литературы 1800–1820-х гг.
- 2. Сентиментализм и романтизм в русской литературе 1800–1820-х гг.
- 3. Элегическое творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова (сопоставительный анализ стихотворений «Вечер» и «к другу»).
- 4. Элегическая традиция в жанрово-стилистических поисках поэтов 1820 – 1830-х гг.
- 5. Баллады в. А. Жуковского и фантастическая повесть эпохи романтизма.
- 6. Исторические повести декабристов и «Думы» к. Ф. Рылеева.
- 7. Поэтика комедии а. С. Грибоедова «Горе от ума».
- 8. Поэтика басни и. А. Крылова.
- 9. Жанр дружеского послания в поэзии первой трети хiх века (к. Н. Батюшков, в. А. Жуковский, а. С. Пушкин и др.).
- 10. Поэтическое слово и судьба поэта в осмыслении а. С. Пушкина (на материале лирики разных лет).
- 11. Лирическая традиция в «Евгении Онегине» а. С. Пушкина.
- 12. Тема Петра I в творчестве а. С. Пушкина.
- 13. Феномен самозванчества в осмыслении Пушкина.
- 14. Житейская реальность и законы бытия в «Повестях Белкина».
- 15. «Маленькие трагедии» а. С. Пушкина как художественное целое.
- 16. Эволюция «демонического» героя в поэмах, драме и прозе м. Ю. Лермонтова.
- 17. «Простой» герой и «простое» сознание в лирике и прозе м. Ю. Лермонтова.
- 18. Роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в контексте романтической прозы 1830-х гг. Проблемы жанрового синтеза.
- 19. Символический подтекст в поэме м. Ю. Лермонтова «Мцыри».
- 20. Петербургский миф в творчестве н. В. Гоголя (от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Петербургским повестям»).
- 21. Идиллическое в повести н. В. Гоголя «Старосветские помещики».
- 23. Поэма н. В. Гоголя «Мертвые души»: от замысла к воплощению. Соотношение гротескно-сатирического и символико-аллегорического планов поэмы.
- 24. Утопия позднего Гоголя: 2-й том «Мертвых душ» и «Выбранные места из переписки с друзьями».
- 25. Повесть а. И. Герцена «Доктор Крупов» в контексте произведений натуральной школы.
- 26. Проблематика повести в. А. Соллогуба «Тарантас» в свете полемики западников и славянофилов.
- Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)»*
- I. Введение.
- II. Программа курса «История русской литературы XIX века (вторая половина)». Часть I.
- III. Приложение к программе курса «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
- 1. Восприятие и интерпретация романа на современном этапе изучения.
- 2. Цикл практических занятий.
- IV. Программы дисциплин по выбору, сопутствующих курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
- V. Темы выпускных, дипломных работ, магистерских диссертаций, обусловленные научной проблематикой дисциплины «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
- VI. Информационно-библиографические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)». И. С. Тургенев
- I. Сочинения
- II. Библиографические справочники
- III. Биография
- IV. И. С. Тургенев в классической критике, отзывах писателей и философов XIX – начала XX вв.
- V. Литературоведение
- I. Сочинения и переписка
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. А. А. Фет в классической критике и отзывах русских писателей XIX – начала XX вв.
- V. Литературоведение
- Н. А. Некрасов
- I. Сочинения и переписка
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. Некрасов в классической критике и отзывах русских писателей XIX – начала XX вв.
- V. Литературоведение
- Н. Г. Чернышевский
- I. Сочинения
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. Н. Г. Чернышевский в русской классической критике и общественной мысли XIX – XX вв.
- V. Литературоведение
- М. Е. Салтыков-Щедрин
- I. Сочинения
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. М. Е. СаЛтыков-Щедрин в классической критике
- V. Литературоведение
- Ф. М. Достоевский
- I. Сочинения
- II. Библиографические указатели
- III. Справочная литература
- IV. Биография
- V. Ф. М. Достоевский в русской классической критике и философской мысли XIX – XX вв.
- V. Литературоведение