V. Темы выпускных, дипломных работ, магистерских диссертаций, обусловленные научной проблематикой дисциплины «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
Проблема понимания в онтологической герменевтике М. М. Бахтина. (На материале «Рабочих записей 60-х – начала 70-х годов»).
Философия и поэтика «высказывания». (На материале трудов М. М. Бахтина).
Проблемы восприятия русской классической литературы (творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоев-ского, Н. С. Лескова…) в современной культуре.
К проблеме соотношения художественного, критического и мемуарного текстов в литературном процессе XIX века. Ф. В. Ростопчин в изображении Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, Л. А. Ростопчиной («Война и мир», «Герои Отечественной войны по гр. Л. Н. Толстому», «Семейная хроника»).
Флора в повествовательном цикле И. С. Тургенева «Записки охотника». (Статистика. Поэтика).
Литературная личность писателя-разночинца: Ф. М. Решетников. (На материале творчества, дневников писателя и воспоминаний о нем).
«Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина и фольклорно-литературные интерпретации образа Иуды.
Библейская «притча о блудном сыне» в автопсихологической прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина. («Господа Головлевы» и «Пошехонская старина»).
Тема «пустоты» в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и в постмодернистской прозе конца XX – начала XXI веков.
Роман Ф. М Достоевского «Идиот» в интерпретации религиозных философов и «религиозных» филологов: к проблеме нарушения традиций.
Эстетическая функция ритма в романе Ф. М. Достоевского «Идиот».
«Рембрандтовское освещение» в поэтике романа Ф. М. Достоевского «Идиот».
«Мнемонический круг сознания» в повести Ф. М. Достоевского «Кроткая».
Кроткие герои Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. П. Чехова. (Архетип и индивидуализация).
Страх в поэтике «литературного героя»: от «Господина Прохарчина» Ф. М. Достоевского к рассказам М. А. Зощенко.
«Кроткая» Ф. М. Достоевского и «Беглянка» М. Пруста: поэтика и семантика памяти.
«Записки из подполья» Ф. М. Достоевского и «Контрабас» П. Зюскинда. (К проблеме элитарное / массовое в словесной культуре).
«Горизонт ожидания» и проблемы понимания произведений Н. С. Лескова.
Имплицитный читатель в малой прозе Н. С. Лескова 1860-х годов.
К пониманию «святости» в праведническом цикле Н. С. Лескова.
Н. С. Лесков о русской литературе XIX века: эпистолярные отклики.
Н. С. Лесков в роли героя своих произведений. (К проблеме автор – герой – читатель в русской классике).
«Совместители» Н. С. Лескова как «буколическая» повесть.
«Византийские» легенды Н. С. Лескова. (Стиль и стилизация).
«Антик»: типологическая характеристика литературного героя. (На материале творчества Н. С. Лескова).
Художественная функция имени исторического лица в творчестве Н. С. Лескова.
Поэтика имени в прозе Н. С. Лескова.
Н. С. Лесков о русских суевериях.
Русские ментальные представления о творце и творчестве. (На материале произведений Н. С. Лескова).
Проза Н. С. Лескова 1890-х годов и роман Ф. Сологуба «Мелкий бес»: творческие сближения.
Русская классика в «Рассказе неизвестного человека» А. П. Чехова. (Темы, сюжеты, мотивы).
П. А. Флоренский о художественном и онтологическом потенциале памяти в произведении «Детям моим. Воспоминания прошлых дней…»
Память и забвение в тексте А. М. Ремизова «Тургенев – сновидец».
Русская классика в восприятии В. В. Розанова («Уединенное», «Опавшие листья»).
Образ Тургенева в книге Б. К. Зайцева «Жизнь Тургенева»: тургеневские традиции в поэтике книги.
- Комплекс учебно-методических материалов
- Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (первая половина)»*
- I. Программа курса «История русской литературы XIX века (первая половина)». Часть I.
- Общие работы
- Справочная литература
- Список художественных текстов
- Часть II. Методические рекомендации.
- Эволюция лирики в русской литературе первой половины XIX века
- Драматургия первой половины XIX века
- Развитие эпических жанров
- Часть III. Темы для самостоятельного изучения
- 1. Полемика «архаистов» и «новаторов» в контексте движения русской литературы 1800–1820-х гг.
- 2. Сентиментализм и романтизм в русской литературе 1800–1820-х гг.
- 3. Элегическое творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова (сопоставительный анализ стихотворений «Вечер» и «к другу»).
- 4. Элегическая традиция в жанрово-стилистических поисках поэтов 1820 – 1830-х гг.
- 5. Баллады в. А. Жуковского и фантастическая повесть эпохи романтизма.
- 6. Исторические повести декабристов и «Думы» к. Ф. Рылеева.
- 7. Поэтика комедии а. С. Грибоедова «Горе от ума».
- 8. Поэтика басни и. А. Крылова.
- 9. Жанр дружеского послания в поэзии первой трети хiх века (к. Н. Батюшков, в. А. Жуковский, а. С. Пушкин и др.).
- 10. Поэтическое слово и судьба поэта в осмыслении а. С. Пушкина (на материале лирики разных лет).
- 11. Лирическая традиция в «Евгении Онегине» а. С. Пушкина.
- 12. Тема Петра I в творчестве а. С. Пушкина.
- 13. Феномен самозванчества в осмыслении Пушкина.
- 14. Житейская реальность и законы бытия в «Повестях Белкина».
- 15. «Маленькие трагедии» а. С. Пушкина как художественное целое.
- 16. Эволюция «демонического» героя в поэмах, драме и прозе м. Ю. Лермонтова.
- 17. «Простой» герой и «простое» сознание в лирике и прозе м. Ю. Лермонтова.
- 18. Роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в контексте романтической прозы 1830-х гг. Проблемы жанрового синтеза.
- 19. Символический подтекст в поэме м. Ю. Лермонтова «Мцыри».
- 20. Петербургский миф в творчестве н. В. Гоголя (от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Петербургским повестям»).
- 21. Идиллическое в повести н. В. Гоголя «Старосветские помещики».
- 23. Поэма н. В. Гоголя «Мертвые души»: от замысла к воплощению. Соотношение гротескно-сатирического и символико-аллегорического планов поэмы.
- 24. Утопия позднего Гоголя: 2-й том «Мертвых душ» и «Выбранные места из переписки с друзьями».
- 25. Повесть а. И. Герцена «Доктор Крупов» в контексте произведений натуральной школы.
- 26. Проблематика повести в. А. Соллогуба «Тарантас» в свете полемики западников и славянофилов.
- Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)»*
- I. Введение.
- II. Программа курса «История русской литературы XIX века (вторая половина)». Часть I.
- III. Приложение к программе курса «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
- 1. Восприятие и интерпретация романа на современном этапе изучения.
- 2. Цикл практических занятий.
- IV. Программы дисциплин по выбору, сопутствующих курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
- V. Темы выпускных, дипломных работ, магистерских диссертаций, обусловленные научной проблематикой дисциплины «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
- VI. Информационно-библиографические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)». И. С. Тургенев
- I. Сочинения
- II. Библиографические справочники
- III. Биография
- IV. И. С. Тургенев в классической критике, отзывах писателей и философов XIX – начала XX вв.
- V. Литературоведение
- I. Сочинения и переписка
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. А. А. Фет в классической критике и отзывах русских писателей XIX – начала XX вв.
- V. Литературоведение
- Н. А. Некрасов
- I. Сочинения и переписка
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. Некрасов в классической критике и отзывах русских писателей XIX – начала XX вв.
- V. Литературоведение
- Н. Г. Чернышевский
- I. Сочинения
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. Н. Г. Чернышевский в русской классической критике и общественной мысли XIX – XX вв.
- V. Литературоведение
- М. Е. Салтыков-Щедрин
- I. Сочинения
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. М. Е. СаЛтыков-Щедрин в классической критике
- V. Литературоведение
- Ф. М. Достоевский
- I. Сочинения
- II. Библиографические указатели
- III. Справочная литература
- IV. Биография
- V. Ф. М. Достоевский в русской классической критике и философской мысли XIX – XX вв.
- V. Литературоведение