75. Смысл жизни и смысл бытия человека. Культурно-исторические типы личности Фрейд, Фромм, Юнг
Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
«В чём состоят жизненные ценности?»,
«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),
«Зачем (Для чего) мне жить?».
Мощное, хотя и косвенное, влияние на современную философскую антропологию оказал психоанализ. Психоанализ в его классической формулировке был основан Фрейдом на рубеже XIX-XX вв., когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, выявилась неудовлетворенность механистическим и натуралистическим толкованиями. В связи с этим особенно в области отвлеченного мышления, не связанного с традиционным эмпиризмом, начинает складываться антирациональное восприятие мира и человека.
Фрейдовский психоанализ был, в известной степени, попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческой природы: не ограничиваясь исследованием природных элементов человеческого существа, ОН направлен и на раскрытие психических влечений человека, его внутреннего мира.
Как покорный слуга бессознательных влечений "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция – "Сверх-Я" или "Идеал-Я", которая царит над "Я" как совесть или бесспорное чувство вины. "Сверх-Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека "Сверх-Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле слова как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Сверх-Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я" как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного сознания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в ДРУГУЮ сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Сверх-Я". Деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где доминирующую роль играют так называемые "инстинкт жизни" (Эрос) и "инстинкт смерти" (Танатос).
Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предположил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека.
Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по Юнгу, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам психики Юнг дает название - "архетипы", которые как бы имманентно присущи всему человеческому роду
Архетипы – формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам содержательной деятельности человека.
В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг проводит четкую дифференциацию между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное (личное, персональное) отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой содержательный характер в силу забвения или подавления.
Коллективное бессознательное отражает скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и национальностей. Именно коллективное бессознательное является тем резервуаром, где сконцентрированы все архетипы.
Проблема отношения личности и общества, взаимодействия психологических и социальных аспектов - центральная тема теоретических работ Э. Фромма (1900-1980), у которого много общего со взглядами экзистенциалистов ("Бегство от свободы" (1941); "Чело-пек для себя" (1947), "Искусство любить" (1956); "Революция надежды" (1968); "Иметь или быть" (1976) и др.).
Он выделяет экзистенциальные и исторические дихотомии человеческой сущности. К экзистенциальным ОН относит дихотомию между жизнью и смертью. Человек брошен в этом мире в случайном месте и времени и выбирается из него опять же случайно. Человек осознает ограниченность своего существования и поэтому никогда не является свободным от данной дихотомии. Исторические дихотомии не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрушаются человеком или в процессе собственной жизни, или I последующие периоды истории.
Экзистенциальные противоречия неустранимы, считает Фромм, и каждый человек дает им ответ всем своим существом; он отделен от мирового целого, бездомен , но стремится к гармонии с миром; он конечен и смертен, знает об этом, но пытается реализовать себя в отведенный им век, утверждая вечные идеалы и ценности; человек одинок, осознает свою обособленность от других, но стремится к солидарности с ними и т. д. Фромм считает, что человек - не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свой текст. В соответствии с этим природа человека определяется не как биологически заданная совокупность влечений, страстей, но как осмысленный ответ, целостное отношение к миру. Таким ответом может быть стремление к свободе, справедливости, истине, но в равной степени ими могут стать ненависть, садизм, деструктивность (от лат. destructivus – разрушительный), конформизм (от лат. comformis – приспособленческий).
- 1Место философии в мировоззрении человека.
- 2. Психогенные факторы заболеваний. Фрейдизм. Генезис мировоззрения г) 1. Принцип нервизма:
- 3. Уровни миропонимания
- 4,Формы мировоззрения
- 7.Роль и функции философии.
- 8. Философия в духовной сфере общества
- 11 Миле́тская школа Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
- 18. Общая характеристика философии французского просвещения
- 27. Информационные процессы в живых системах. Биологическое и социальное
- 30. Пространство и время
- 31. Виды пространства и времени.
- 32.Источник знания по сократу. Демокрит о причинности
- 36 Номинализм и реализм. Ум и вера в философской концепции Аквинского
- 37. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
- 38. Разработка логики и диалектики Абеляром и Аквинским
- 41. Сенсуализм и теория познания Локка. Беркли и его критика теории Локка
- 42. Юм. Агностицизм
- 43. Проблема познания Канта. Вещь в себе. Вещь в нас
- 44. Феноменология Гегеля: тождественность мышления и бытия. Наука логики
- 45. Антропологический материализм Фейербаха
- 46. Методология и методы познания
- 47. Чувственное и рациональное познание
- 48. Структура научного познания.
- 50. Гносеологическая специфика врачебной диагностики. Диалектика диагностического процесса.
- 51. Роль гносеологический ориентиров во врачебной практике. Типы диагнозов. Причины диагностических ошибок. Клиническая практика - критерий истины диагноза и прогноза.
- 54. Cоциальные функции науки
- 57. Эстетика в философии средневековья
- 58. Эстетика от Баумгартена к Гартману
- 59.Рубинштейн и теория интеллектуальных чувств
- 66. Многовариантность общественного развития. Золотой, серебряный и железный века.
- 67. Географический детерминизм. Договорная теория государства и общества Гоббса Локка Руссо
- 71.Проблема сознания в философии и науке. Разнообразие философских концепций сознания. Предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отображения
- 72. Информационно-кибернетический подход при изучении сознания, мозга. Моделирование функций мозга
- 75. Смысл жизни и смысл бытия человека. Культурно-исторические типы личности Фрейд, Фромм, Юнг
- 76.Биологическое и социальное в природе человека. Эмоции и личность. Фромм о биофильном и некрофильном типах личности.
- 79. Концепции развития. Оптимистический и пессимистический подходы
- 80. Органическая связь русской философской мысли с наукой, моралью, искусством, религией. Ломоносов и русское возрождение
- 81 Радищев, Чадаев, славянофилы, западники, идея русской соборности.
- 83.Русская философия всединства Соловьев, Флоренский, Бердяев, идея богочеловества, критика отведенных начал, приведение начал во всединство.
- 85. Философские взгляды русских врачей
- 85. Взгляды писателей
- 86. Русский космизм
- 87. Украинская философия
- 88 Проблема сознания в психофизиологии. Функциональные системы по Анохину. Психосоматическая проблема в медицине.
- 89. Философия сердца Юркевича
- 90 Отечественная философия 19-20 в