71.Проблема сознания в философии и науке. Разнообразие философских концепций сознания. Предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отображения
Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. В аллегорическом образе узников в пещере Платон объясняет самостоятельное существование мира идей (реального мира), определяющего существование мира вещей как отблеска, тени первичного мира. Эта концепция расчленения мира на 2 части (мир идей и мир вещей) оказалась решающей для всей последующей философской культуры Европы, в отличие от восточной традиции.
В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.
Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.
Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).
Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б.Спинозы. Данные современной науки об элементах рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании «мыслящих машин» возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которому и психическое, и физиологическое есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись через собственную субстанциональность.
Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII – начале XIX века в связи с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. В XX веке, в связи с успехами решения технических задач конструирования искусственного интеллекта, философскими дискуссиями по поводу проблемы «может ли машина мыслить?», исследованиями, обнаружившими непосредственную взаимосвязь между содержательной стороной мышления и структурой протекающих в мозгу процессов, вновь актуализировались идеи характеристики мышления как атрибута материального субстрата.
Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства – полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.
Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.
Сознание – идеальное явление, функция, особое свойство, продукт высокоорганизованного материального субстрата – человеческого мозга, мыслящей материи.
Сознание – идеальный образ, снимок, копия, отражение в мозгу субъекта материального объекта.
Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир.
Сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать.
Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1Место философии в мировоззрении человека.
- 2. Психогенные факторы заболеваний. Фрейдизм. Генезис мировоззрения г) 1. Принцип нервизма:
- 3. Уровни миропонимания
- 4,Формы мировоззрения
- 7.Роль и функции философии.
- 8. Философия в духовной сфере общества
- 11 Миле́тская школа Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
- 18. Общая характеристика философии французского просвещения
- 27. Информационные процессы в живых системах. Биологическое и социальное
- 30. Пространство и время
- 31. Виды пространства и времени.
- 32.Источник знания по сократу. Демокрит о причинности
- 36 Номинализм и реализм. Ум и вера в философской концепции Аквинского
- 37. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
- 38. Разработка логики и диалектики Абеляром и Аквинским
- 41. Сенсуализм и теория познания Локка. Беркли и его критика теории Локка
- 42. Юм. Агностицизм
- 43. Проблема познания Канта. Вещь в себе. Вещь в нас
- 44. Феноменология Гегеля: тождественность мышления и бытия. Наука логики
- 45. Антропологический материализм Фейербаха
- 46. Методология и методы познания
- 47. Чувственное и рациональное познание
- 48. Структура научного познания.
- 50. Гносеологическая специфика врачебной диагностики. Диалектика диагностического процесса.
- 51. Роль гносеологический ориентиров во врачебной практике. Типы диагнозов. Причины диагностических ошибок. Клиническая практика - критерий истины диагноза и прогноза.
- 54. Cоциальные функции науки
- 57. Эстетика в философии средневековья
- 58. Эстетика от Баумгартена к Гартману
- 59.Рубинштейн и теория интеллектуальных чувств
- 66. Многовариантность общественного развития. Золотой, серебряный и железный века.
- 67. Географический детерминизм. Договорная теория государства и общества Гоббса Локка Руссо
- 71.Проблема сознания в философии и науке. Разнообразие философских концепций сознания. Предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отображения
- 72. Информационно-кибернетический подход при изучении сознания, мозга. Моделирование функций мозга
- 75. Смысл жизни и смысл бытия человека. Культурно-исторические типы личности Фрейд, Фромм, Юнг
- 76.Биологическое и социальное в природе человека. Эмоции и личность. Фромм о биофильном и некрофильном типах личности.
- 79. Концепции развития. Оптимистический и пессимистический подходы
- 80. Органическая связь русской философской мысли с наукой, моралью, искусством, религией. Ломоносов и русское возрождение
- 81 Радищев, Чадаев, славянофилы, западники, идея русской соборности.
- 83.Русская философия всединства Соловьев, Флоренский, Бердяев, идея богочеловества, критика отведенных начал, приведение начал во всединство.
- 85. Философские взгляды русских врачей
- 85. Взгляды писателей
- 86. Русский космизм
- 87. Украинская философия
- 88 Проблема сознания в психофизиологии. Функциональные системы по Анохину. Психосоматическая проблема в медицине.
- 89. Философия сердца Юркевича
- 90 Отечественная философия 19-20 в