logo
2 курс / Философия / Экзамен - философия

18. Общая характеристика философии французского просвещения

Данное течение мировой философии возникло во Франции в XVIII веке – на волне глубоких процессов освобождения разума населения страны от власти религии и церкви. Естественно, при влиянии бурного развития многих естественных наук, а также культурного и научно-технического прогресса.

Философия французского просвещения отличается центральной темой - критикой церкви и религии, а также верой в разум и критикой сенсуализма в познании, механицизма и детерминизма в антропологии, верой в прогресс человечества, новыми этическими нормами.

Руссо. Такие же позиции разделял и Ж.Ж.Руссо, который полагал, что религия – это орудие правящей власти, которая поддерживает существующий социальный порядок, частную собственность. Руссо критикует христианскую церковь за религиозный фанатизм, неравенство в обществе, суеверия, чрезмерную обрядность. Он выдвинул идею «гражданской религии»: любой гражданин с необходимостью должен иметь полезную для общества религию, заставляющую его выполнять гражданские обязанности, быть полезным для общества гражданином..

Дидро. Он полагал, что большинство рождаются добрыми, но в зависимости от тех или иных воздействий законов общества, формируются в добрых или злых. Д.Дидро считал, что нравственность зависит явно от общественного обустройства: если законы общества хороши – хороши и нравы и наоборот, если эти законы дурны, то и дурны и нравы.

19. характеристики бытия

формы бытия:

1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

2) Бытие человека, в котором можно выделить:

а) бытие человека в мире вещей;

б) специфически человеческое бытие;

3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

а) индивидуализированное духовное;

б) объективированное духовное;

4) Бытие социального:

а) бытие индивида;

б) бытие общества.

ВИДЫ БЫТИЯ

Объективная реальность - все, что существует вне и независимо от сознания, начиная от элементарных частиц до звездных систем, все то, что составляет неживую и живую природу сам человек и общество- все это образует реальное бытие.

Субъективная реальность - сознание, мышление, духовный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, идеях, гипотезах, теориях. Переживания человека, его мысли, нравственные и эстетические идеалы, т.е. вся духовная жизнь относится к сфере субъективной реальности

20-21 Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. На пути своего формирования понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией на втором этапе ма­терия отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств; на третьем — с объек­тивной реальностью . В философском понимании категории «материя» можно вы­делить и четвертый этап, где эта категория предстает как сово­купность многих и многих атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки.

Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией. Не существует мате­рия вообще, как не существует человек вообще, стол вообще, бе­лизна вообще и т.д. Однако категория «материя» имеет под со­бой объективное основание: существование многообразной дей­ствительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение, пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и коли честно и др. Материя немыслима без движения точно так же, как движе­ние немыслимо без материи. Если есть движение, то это движе­ние «чего-то», а не движение «само по себе», движение «ниче­го».

Итак, движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равнове­сия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушается. Движение существует в различных формах, которые кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные от­личия. Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой:

1) ФИЗИЧЕСКАЯ Простое механичестое перемещение, изменение местоположения обьектов, движение элементарных частиц внутри­атомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромаг­нитные и оптические и др. процессы

2) ХИМИЧЕСКАЯ Неорганические химические реакции, реакции,приводя­щие к образованию органических веществ, геологичес­кие процессы и др.

3) БИОЛОГИЧЕСКАЯ Различные биологи­ческие процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственносгь, приспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п.

4) СОЦИАЛЬНАЯ Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многооб­разных проявлениях Особым видом движения, изменения является развитие.

Развитие — это такое количественно-качественное изме­нение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и не­обратимостью.

22.Известные в настоящее время структурные уровни материи могут быть выделены по вышеперечисленным признакам в следующие области.

Микромир – это молекулы, атомы, элементарные частицы

Макромир — мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин, а также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов.

Мегамир — это планеты, звездные комплексы, галактики, метагалактики

Современная наука изучает конкретные уровни организации материи. Она выработала представление о материи как о сложную самоорганизованную систему, которая находится в постоянных изменениях, элементы которой связаны между собой. В частности, естественные науки рассматривают следующие уровне организации материи:

- Неживая природа, элементарных частиц; атомов; молекул;макротел; планет; странице; систем галактик.

- Биологический уровень(ДНК и РНК) и белки; клетки; многоклеточные организмы (растения и животные);Биосферу.

- Социальный уровень организации материи, который является особым типом материальной системы, называется человеческим обществом.

23, ИДЕАЛЬНОЕ — субъективный образ объективного мира, к-рый возникает в целесообразной деятельности человека и является одним из ее моментов. И. есть отражение предметного мира в формах практической и познавательной деятельности общественно развитого человека. По словам Маркса, «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Очевидно, что условием возникновения н существования И. является деятельность высшей нервной системы человека, функционирование мозга. Однако одной работой мозга И. объяснить нельзя. Предметная деятельность человека начинается с выдвижения цели, т. е. мысленного образа предмета. Реализуясь в самой деятельности, эта цель воплощается в результате, в продукте труда. И. и есть цель человека, воспроизведение формы, структуры вещи вне самой вещи. Будучи моментом человеческой деятельности, И. характеризует бытие вещи через ее образ, а также через потребности, побуждения и цели человека. Здесь сама вещь — объект труда — предстает еще как становящееся, реализующееся в деятельности человека. И. как деятельная способность, как мысленный образ реального продукта труда мимолетно; оно тут же опредмечивается, т. е. приобретает форму материального предмета или действия, символа, языкового знака и т. д.

24.Объективное идеальное-это идеалы, не зависящие от восприятия и желаний, а также эмоций конкретного человека, а субъективное идеальное - идеалы, зависящие от нашего восприятия, желаний, эмоций.

Весь объективный материальный мир отображается в субъективном только через объективные высшие нервно-физиологические процессы, происходящие в организме и мозге. Субъективное психическое содержание сознания, в свою очередь, оказывает воздействие на внешний мир только через объективные процессы (трудовые действия, речь и др.), совершающиеся в организме человека во время деятельности. В отражательной деятельности мозга обнаруживается рефлекторная природа высшей нервной деятельности. Отсюда вывод, – научное исследование психического содержания сознания возможно только объективными методами.

Субъективное содержание нашего сознания также действительно и реально, оно существует, оно является могущественным фактором в объективной преобразующей деятельности человека.

25,ЖИЗНЬ

1) высокоорганизованная форма (и единица) бытия, способная к избирательному обмену веществом и энергией с окружающей средой, их переработкой и усвоением для осуществления своих жизненных функций, способностью к потенциально бесконечной репродукции, адаптивностью к среде в достаточно широком диапазоне. Простейшими формами жизни выступают бактерии и микроорганизмы; 2) целесообразное бытие; 3) целостное и осмысленное бытие.

26.Существует несколько основных версий происхождения человека или антропогенеза. Наиболее ранней является религиозная концепция антропогенеза, согласно которой человек появился в результате акта божественного творения. Не подвергаемая сомнению в рамках религии, эта версия критикуется и отвергается большинством ученых как недоказуемая.

Другой не менее распространенной версией происхождения человека является теория эволюции, предложенная в 19 веке английским натуралистом Чарльзом Дарвином.По мнению ученого, человеческое существо возникло в результате процесса развития живых организмов, продолжавшегося миллионы лет. В результате воздействия сил естественного отбора на живые организмы, происходит селекция живых существ, которые наиболее приспособлены к окружающей среде.

Существует и другая версия происхождения человека – теория панспермии, согласно которой человек, как и все другие существа, был занесен на планету Земля из космоса.

Основатели марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что формирование человека невозможно вне общества и культуры. Поэтому следует говорить о едином процессе формирования человека и общества – антропосоциогенезе. Основным фактором антропосоциогенеза Маркс и Энгельс считали трудовую деятельность человека. Именно совместная созидательная деятельность способствовала формированию общества и развитию человеческого сознания.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4