8. Философия в духовной сфере общества
Функция отражения (обобщения) культуры предполагает, что философия является стержнем («душой») духовной культуры общества. Она улавливает и формулирует наиболее типичные и значимые идеи и идеалы своего времени. Ради этого она и опирается на все иные сферы духовной культуры общества (наука, искусство и др.) и как бы присутствует в них изнутри.
Кратко говоря, философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения. Она есть прежде всего искусство мышления, призванное помочь человеку обрести мудрость, или «добрый разум» как важную интеллектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, чтобы, говоря словами Гераклита, «говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно ней». Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и правильно поступает.
Итак, философия — это весьма древнее и многомерное явление духовной культуры человечества. Ее специфичность и особая роль в жизни общества и индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование мировоззрения) требует серьезного и вдумчивого отношения к ней. Философия есть синтез Истины, Добра и Красоты, ядро духовной культуры человеческого общества.
9.соотношение между философией и наукой, медициной
Перечислим аспекты, подтверждающие сходство философии и науки: 1) выражение знания в теоретической форме; 2) общие цели: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности; 3) кумулятивный характер (суммирование и концентрация прошлых результатов); 4) постепенный переход от предметной к проблемной ориентации; 5) одновременное возникновение;
философия в отличие от науки не имеет целью обязательный ответ на поставленный вопрос.
1)Объектом и фил, и мед познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.
2)Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет роль мировоззренческой и методологической базы. Господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова).
10. философские учения древней индии, китая
Значительный вклад в развитие философии в Древней Индии был внесен буддизмом. Основоположником буддизма считается Сиддхартха Гуатама, или Будда
“Четыре Благородные Истины”.
Суть их сводится к следующему:
вся человеческая жизнь — это сплошное страдание;
причина страданий — стремление к удовольствиям;
прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности;
ведет к прекращению страдания “Благородный Восьмеричный путь”, предполагающий использование верных взглядов, верного намерения, верной речи, верного действия, верных средств жизни, верного усилия, верного памятования и верного сосредоточения.
==
Даосизм . все явления и вещи, пребывая в состоянии развития и изменения, достигают определенного уровня, после которого они постепенно превращаются в свою противоположность. При этом развитие трактуется своеобразно: оно идет не по восходящей линии, а осуществляется по кругу. (Лаоцзы)
Нравственные принципы, социальные отношения, проблемы государственного управления — главные темы в учении Конфуция. Что же касается уровней знания, то он проводит следующую градацию: “Высшее знание — это врожденное знание. Ниже — знания, приобретенные учением. Еще ниже — знания, приобретенные в итоге одоления трудностей. Наиболее ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительные уроки из трудностей”
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1Место философии в мировоззрении человека.
- 2. Психогенные факторы заболеваний. Фрейдизм. Генезис мировоззрения г) 1. Принцип нервизма:
- 3. Уровни миропонимания
- 4,Формы мировоззрения
- 7.Роль и функции философии.
- 8. Философия в духовной сфере общества
- 11 Миле́тская школа Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
- 18. Общая характеристика философии французского просвещения
- 27. Информационные процессы в живых системах. Биологическое и социальное
- 30. Пространство и время
- 31. Виды пространства и времени.
- 32.Источник знания по сократу. Демокрит о причинности
- 36 Номинализм и реализм. Ум и вера в философской концепции Аквинского
- 37. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
- 38. Разработка логики и диалектики Абеляром и Аквинским
- 41. Сенсуализм и теория познания Локка. Беркли и его критика теории Локка
- 42. Юм. Агностицизм
- 43. Проблема познания Канта. Вещь в себе. Вещь в нас
- 44. Феноменология Гегеля: тождественность мышления и бытия. Наука логики
- 45. Антропологический материализм Фейербаха
- 46. Методология и методы познания
- 47. Чувственное и рациональное познание
- 48. Структура научного познания.
- 50. Гносеологическая специфика врачебной диагностики. Диалектика диагностического процесса.
- 51. Роль гносеологический ориентиров во врачебной практике. Типы диагнозов. Причины диагностических ошибок. Клиническая практика - критерий истины диагноза и прогноза.
- 54. Cоциальные функции науки
- 57. Эстетика в философии средневековья
- 58. Эстетика от Баумгартена к Гартману
- 59.Рубинштейн и теория интеллектуальных чувств
- 66. Многовариантность общественного развития. Золотой, серебряный и железный века.
- 67. Географический детерминизм. Договорная теория государства и общества Гоббса Локка Руссо
- 71.Проблема сознания в философии и науке. Разнообразие философских концепций сознания. Предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отображения
- 72. Информационно-кибернетический подход при изучении сознания, мозга. Моделирование функций мозга
- 75. Смысл жизни и смысл бытия человека. Культурно-исторические типы личности Фрейд, Фромм, Юнг
- 76.Биологическое и социальное в природе человека. Эмоции и личность. Фромм о биофильном и некрофильном типах личности.
- 79. Концепции развития. Оптимистический и пессимистический подходы
- 80. Органическая связь русской философской мысли с наукой, моралью, искусством, религией. Ломоносов и русское возрождение
- 81 Радищев, Чадаев, славянофилы, западники, идея русской соборности.
- 83.Русская философия всединства Соловьев, Флоренский, Бердяев, идея богочеловества, критика отведенных начал, приведение начал во всединство.
- 85. Философские взгляды русских врачей
- 85. Взгляды писателей
- 86. Русский космизм
- 87. Украинская философия
- 88 Проблема сознания в психофизиологии. Функциональные системы по Анохину. Психосоматическая проблема в медицине.
- 89. Философия сердца Юркевича
- 90 Отечественная философия 19-20 в