logo
2 курс / Философия / Экзамен - философия

8. Философия в духовной сфере общества

Функция отражения (обобщения) культуры предпо­лагает, что философия является стержнем («душой») ду­ховной культуры общества. Она улавливает и формули­рует наиболее типичные и значимые идеи и идеалы свое­го времени. Ради этого она и опирается на все иные сфе­ры духовной культуры общества (наука, искусство и др.) и как бы присутствует в них изнутри.

Кратко говоря, философия развивает у человека спо­собность к теоретическому мышлению и формирова­нию собственного мировоззрения. Она есть прежде всего искусство мышления, призванное помочь человеку об­рести мудрость, или «добрый разум» как важную интел­лектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, чтобы, говоря словами Гераклита, «гово­рить истину и, прислушиваясь к голосу природы, посту­пать согласно ней». Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и правильно поступает.

Итак, философия — это весьма древнее и многомер­ное явление духовной культуры человечества. Ее специ­фичность и особая роль в жизни общества и индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование мировоззрения) требует серьезного и вдум­чивого отношения к ней. Философия есть синтез Исти­ны, Добра и Красоты, ядро духовной культуры челове­ческого общества.

9.соотношение между философией и наукой, медициной

Перечислим аспекты, подтверждающие сходство философии и науки: 1) выражение знания в теоретической форме; 2) общие цели: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности; 3) кумуля­тивный характер (суммирование и концентрация прошлых результатов); 4) постепенный пере­ход от предметной к проблемной ориентации; 5) одновременное возникновение;

философия в отличие от науки не имеет целью обязательный ответ на поставленный вопрос.

1)Объектом и фил, и мед познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.

2)Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет роль мировоззренческой и методологической базы. Господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова).

10. философские учения древней индии, китая

Значительный вклад в развитие философии в Древней Индии был внесен буддизмом. Основоположником буддизма считается Сиддхартха Гуатама, или Будда

“Четыре Благородные Истины”.

Суть их сводится к следующему:

вся человеческая жизнь — это сплошное страдание;

причина страданий — стремление к удовольствиям;

прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности;

ведет к прекращению страдания “Благородный Восьмеричный путь”, предполагающий использование верных взглядов, верного намерения, верной речи, верного действия, верных средств жизни, верного усилия, верного памятования и верного сосредоточения.

==

Даосизм . все явления и вещи, пребывая в состоянии развития и изменения, достигают определенного уровня, после которого они постепенно превращаются в свою противоположность. При этом развитие трактуется своеобразно: оно идет не по восходящей линии, а осуществляется по кругу. (Лаоцзы)

Нравственные принципы, социальные отношения, проблемы государственного управления — главные темы в учении Конфуция. Что же касается уровней знания, то он проводит следующую градацию: “Высшее знание — это врожденное знание. Ниже — знания, приобретенные учением. Еще ниже — знания, приобретенные в итоге одоления трудностей. Наиболее ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительные уроки из трудностей”

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4