32.Источник знания по сократу. Демокрит о причинности
Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. По Сократу, наука, а в более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании. По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше — к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.
Демокрит говорил, что в мире “без всякого разумного руководства могут совершаться замечательные вещи”. В противоположность мифологии и идеализму Левкипп и Демокрит истолковали необходимость как причинность, как порождение причиной следствия. Все, что происходит, имеет причину в другом, а другое - в третьем и т. д. Ничто не происходит без причины, свободно.
33. Структура и функции сознания по фрейду
1.По Фрейду, основание структуры психики составляет "Оно" (Id), т.е. бессознательные процессы. Бессознательные процессы лишены контактов с внешним миром и находятся за пределами сознания. К ним как правило, относятся стихийные импульсы знаний и те чувственные переживания, которые вытесняются из сферы сознания, пребывая в подавленном, угнетенном состоянии. Все эти явления бессознательной психики находятся под влиянием либидо, т.е. психической энергии сексуальных влечений. В силу данного обстоятельства 3. Фрейд считал, что бессознательное «Id» является причиной духовного рабства человека.
2.Вторым структурным компонентом психической деятельности, по Фрейду, является «Я» (Ego). Это - та часть сознания, в которой человек актуально имеет дело. Она открыта для него и поддается регулированию и контролю. «Я» выступает определенным посредником между внешним Миром и «Оно», между влечением и страстями, с одной стороны, и их удовлетворением, - с другой стороны, где механизмом реализации являются не желания людей, а их нравственный долг.
3.Третьим структурным компонентом психической деятельности человека, считал 3. Фрейд, является «Сверх-Я» (Super-Ego). Это продукт культурной среды для «Я»: идеалы общества, традиции, социальные нормы, определенная система правил и запретов (табу). «Сверх-Я» проявляется в сознании как совесть. Последняя вызывает у «Я» чувство стыда, вины и т.п.
Основные функции сознания человека
Кратко охарактеризуем каждую из них.
□ Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
□ Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
□ Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
□ Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
□ Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
□ Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
34. проблемы познания в учениях аристотеля. учение об активности “формы”
В своём учении о материи и форме Аристотель пытается ответить на вопрос «почему существуют вещи?» :
1. Основой бытия вещей являются четыре причины:
– первая причина – это сущность, смысл бытия, то есть то, благодаря чему каждая вещь такова, какова она есть (потому что мир не являет собой бессмысленно меняющейся картины, а проявляет осмысленную гармонию отношений);
– вторая причина – это материя (потому что материя составляет из себя всё, из чего состоит мир, не было бы материи, не было бы и мира);
– третья причина – это движущая причина (мир находится в постоянном движении и должно существовать нечто, что производит это движение);
– четвертая причина – это цель (то, ради чего всё в мире осуществляется, ибо бесцельное не может быть осмысленным и гармоничным).
2. Вещи существуют всегда из какой-то материи. Сама материя аморфна и бессмысленна, но вещи состоят из неё, и, следовательно, в материи есть потенциальная предпосылка к существованию вещей.
Таким образом, материя есть то, из чего могут сложиться вещи, материя есть некоторая возможность бытия вещей.
3. Вещи существуют всегда в некоей форме, следовательно, существование вещей получает действительную возможность к бытию через некую форм
материя – есть потенциальная возможность существования вещей, а
нематериальная форма – есть актуальная, действительная сила их существования.
Таким образом, форма есть олицетворение первой причины существования вещей – сущности бытия, то есть некоей причины того, почему каждая вещь именно такая, а не другая.
5. Итак, в таком случае, каждая реально существующая вещь является соединением пассивной материи и активной формы. А в этом случае, если активным элементом вещей является форма, то и
движущая причина, как некая причинная активность мира, содержится только в активной форме.
6. Но, поскольку именно движение ведет к цели, то форма, если она содержит в себе движущую причину, содержит в себе также и цель становления вещи.
Таким образом,
форма есть и начало бытия вещи, и способ бытия вещи, и цель процесса становления вещи.
35.Элейская школа. противоречие между чувственными и логическими формами познания. Апории Зенона Элейского
Довольно интересна для исследования, так как это одна из древнейших школ, в трудах которой математика и философия достаточно тесно и разносторонне взаимодействуют. Основными представителями элейской школы считают Парменида (конец VI - V в. до н.э.) и Зенона (первая половина V в. до н.э.).
Философия Парменида заключается в следующем: всевозможные системы миропонимания базируются на одной из трех посылок: 1) есть только бытие, небытия нет; 2) существует не только бытие, но и небытие; 3) бытие и небытие тождественны. Истинный Парменид признает только первую посылку. Согласно ему, бытие едино, неделимо, неизменяемо, вневременно, закончено в себе, только оно истинно сущее; множественность, изменчивость, прерывность, текучесть - все это удел мнимого.
Важно отметить, что в концепции элеатов, как и в дозеноновской науке, фундаментальные философские представления существенно опирались на математические принципы. Видное место среди них занимали следующие аксиомы:
1. Сумма бесконечно большого числа любых, хотя бы и бесконечно малых, но протяженных величин должна быть бесконечно большой;
2. Сумма любого, хотя бы и бесконечно большого числа непротяженных величин всегда равна нулю и никогда не может стать некоторой заранее заданной протяженной величиной.
Именно в силу тесной взаимосвязи общих философских представлений с фундаментальными математическими положениями удар, нанесенный Зеноном по философским воззрениям, существенно затронул систему математических знаний. Целый ряд важнейших математических построений, считавшихся до этого несомненно истинными, в свете зеноновских построений выглядели как противоречивые. Рассуждения Зенона привели к необходимости переосмыслить такие важные методологические вопросы, как природа бесконечности, соотношение между непрерывным и прерывным и т.п. Они обратили внимание математиков на непрочность фундамента их научной деятельности и таким образом оказали стимулирующее воздействие на прогресс этой науки.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1Место философии в мировоззрении человека.
- 2. Психогенные факторы заболеваний. Фрейдизм. Генезис мировоззрения г) 1. Принцип нервизма:
- 3. Уровни миропонимания
- 4,Формы мировоззрения
- 7.Роль и функции философии.
- 8. Философия в духовной сфере общества
- 11 Миле́тская школа Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
- 18. Общая характеристика философии французского просвещения
- 27. Информационные процессы в живых системах. Биологическое и социальное
- 30. Пространство и время
- 31. Виды пространства и времени.
- 32.Источник знания по сократу. Демокрит о причинности
- 36 Номинализм и реализм. Ум и вера в философской концепции Аквинского
- 37. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
- 38. Разработка логики и диалектики Абеляром и Аквинским
- 41. Сенсуализм и теория познания Локка. Беркли и его критика теории Локка
- 42. Юм. Агностицизм
- 43. Проблема познания Канта. Вещь в себе. Вещь в нас
- 44. Феноменология Гегеля: тождественность мышления и бытия. Наука логики
- 45. Антропологический материализм Фейербаха
- 46. Методология и методы познания
- 47. Чувственное и рациональное познание
- 48. Структура научного познания.
- 50. Гносеологическая специфика врачебной диагностики. Диалектика диагностического процесса.
- 51. Роль гносеологический ориентиров во врачебной практике. Типы диагнозов. Причины диагностических ошибок. Клиническая практика - критерий истины диагноза и прогноза.
- 54. Cоциальные функции науки
- 57. Эстетика в философии средневековья
- 58. Эстетика от Баумгартена к Гартману
- 59.Рубинштейн и теория интеллектуальных чувств
- 66. Многовариантность общественного развития. Золотой, серебряный и железный века.
- 67. Географический детерминизм. Договорная теория государства и общества Гоббса Локка Руссо
- 71.Проблема сознания в философии и науке. Разнообразие философских концепций сознания. Предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отображения
- 72. Информационно-кибернетический подход при изучении сознания, мозга. Моделирование функций мозга
- 75. Смысл жизни и смысл бытия человека. Культурно-исторические типы личности Фрейд, Фромм, Юнг
- 76.Биологическое и социальное в природе человека. Эмоции и личность. Фромм о биофильном и некрофильном типах личности.
- 79. Концепции развития. Оптимистический и пессимистический подходы
- 80. Органическая связь русской философской мысли с наукой, моралью, искусством, религией. Ломоносов и русское возрождение
- 81 Радищев, Чадаев, славянофилы, западники, идея русской соборности.
- 83.Русская философия всединства Соловьев, Флоренский, Бердяев, идея богочеловества, критика отведенных начал, приведение начал во всединство.
- 85. Философские взгляды русских врачей
- 85. Взгляды писателей
- 86. Русский космизм
- 87. Украинская философия
- 88 Проблема сознания в психофизиологии. Функциональные системы по Анохину. Психосоматическая проблема в медицине.
- 89. Философия сердца Юркевича
- 90 Отечественная философия 19-20 в