logo search
Все сочинения по лит-ре

Сочинение по творчеству Маяковского. Оружие любимейшего рода.

Сатира как жанр возникла очень давно. Она была известна уже во времена др. греков .Уже тогда сатира обличала пороки и недостатки об-ва , будь то суды ,политические партии ,наука , литература.

В основе др. греческой комедии лежал сатирический способ отражения жизни . Её герои не были индивид. , не отличались психологизмом. Они представали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда опр. порок или недостаток гиперболизировался , становился доминирующем . В этом плане сатирическое тв-во Маяковского очень похоже на пр-ия др. гречеких авторов . Герои сатирических стих. Маяковского также не индивидуализированы. Сатиру М. можно разделить на 2 периода : доревол. и постреволюц. К образу сатирического тв-ва дорев. периода можно отнести стих. : «Надоело» и «Нате» .В стихотворениях М. использует большое кол-во худ . приемов : метафоры

... Страх орет и в сердце

Мечется по лицу ,безнадежен и скучен ...

...Седце в исступлении

Рвет и мечет ...

...Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир ,

сравнения

...Два аршина безлицего розоватого теста:

Хоть бы метка была в уголочке вышита ...

...А я вам открыл столько стихов-шкатулок,

Я - бкзценных слов мот и транжир ,

олицетворение

...Истомившимися по ласке губами

Тысячью поцелуев покрою

Умную морду трамвая ...

...Толпа озвереет ,будет тереться ,

Ощетинит ножки стоглавая вошь,

гиперболы

...Брошусь на землю камня корою,

В кровь лицо изотру ,

Слезами асфальт омывая,

худ. образы

...Все вы на бабочка поэтиного сердца,

Толпа- стоглавая вошь,

Я- грубый гунн .

Лирический герой М. не видит выхода в сложившемся положении , кроме как «поцеловать умную морду трамвая» , либо «захохотать и радостно плюнуть» в лицо этого об-ва .

В этих стихотворениях М. не выделяет из толпы отд. личностей , она для него остается единой массой .

Но вот приходит революция ,и всё меняется .Меняется и сатира Маяковского .Теперь он выделяет среди этой толпы бюрократов , обывателей мещан,просто людей не соответствующих идеалам революции . В стихотворении «Прозаседавшиеся» М. обличает неспособность уже советских чиновников заниматься делом. Маяковский показывает день чиновника , который целиком занят заседаниями . Для достижения своей цели - обличения всей бессмыслицы заседаний М. исп. в качестве худ . приема гиперболу .

...Они на двух заседаниях сразу.

В день

заседаний на двадцать

надо поспеть нам

Поневоле приходится раздвояться

До пояса здесь,

а остальное там ...

Лирический герой приходит к мысли о том , что хорошо было бы ,если:

«О хотя бы

еще

одно заседание

Относительно искоренения всех заседаний !»

Но мир бюрократов не единственный мир , «мешающий установлению власти пролетариата» . Поэтому М. использует своё «оружие любимейшего рода» не только против бюрократизма , но и против мещанства.

В стихотворении «О дряни» М. так рисует засилье мещанства :

...Стеклись они

наскоро оперенья переменив

и засели во все учреждения

На мозолях от пятилетнего сидения зады,

Крепкие как умывальники ,

Живути поныне тише воды ...

Для обличения мещанства М. использ. след. худ. приемы :

несовместимость понятий, олицетворение .

...И мне с эмблемами платья

Без серпа и молота не покажешься в свете !

...На балу в реввоенсовете !? ...

...Маркс со стенки смотрел,смотрел ...

и вдруг

разинул рот,

да как заорет ...

Надо отметить такую вещь - мнение М. об описываемом стих. в большинстве случаев дается в конце ; так и здесь .Его мнение выражается словами Маркса :

...Опутали революцию обывальщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее

головы канарейкам сверните

Чтоб коммунизм

канарейками не был побит !

Но это (мещанство , бюрократия) - всё внешний враг .Но ведь и «существуют люди внутри партии живущие её соками» .В стихотворениях «Трус», «Нагрузка по макушку» М. показывает именно такой сорт людей . В сихотворении «Трус» М. рисует чиновника , который боится всего :

Каждый зав для труса туз

Даже

от его родни

опускает глазки трус

И уходит

В воротник.

М. показывает как прходит день у труса

День - деньской

Сплетает тонко

узы

Самых странных свадеб -

увязать бы

льва с ягненком ,

С кошкой

мышь согласовать бы .

И опять-таки в конце стихотворения М. выдвигает свое мнение :

Товарищ,

чего вы дрожите ?

В чём ,

собственно,

дело ?!

В аквариум ,

чтоли сажать вас ?

Революция требует ,

чобы имелась

смелость,

смелость,

и еще раз -

с-м-е-л-о-с-т-ь

В стихотв. «Нагрузка по макушку» М. выводит на сцену комсомольца Петра Кукушкина , показывает его чудовищную занятость .

Пообедав , бодрой рысью

Петя

мчит на культкомиссию

После Петю видели у радиолюбителей

Не прошел мимо и Осовиахима ...

И результате В.М. показывает полнейший хаос , царящий в голове у Пети . Свое стих. М. заканчивает след. ироничными строчками :

... -Где ж

работать мне поспеть

при такой нагрузке ?

Обьекты сатирич. тв-ва М. очень разнообр. Во- первых - это люди , принадлежащие разным эпохам : дорев. и постревол. , во-вторых - люди , принадлежащие разным соц. классам : мещанство и купечество , в-третьих - это просто люди , чьи недостатки высмеивает М. Для док-ва сатиричечн. этих образов М. применяет большое кол-во худ . приемов: гипербола ,метафора ,сравнение ,несовместимость или упоминаемых вещей , особый лекс. строй языка и т.д. И все это разнообразие как образов сатирического тв-ва М. , так и худ. образов ,им используемых . Служит док-вом многогранности и гениальности тв-ва М.