85. Взгляды писателей
Достоевский. Через все его творчество красной нитью проходит мучительный вопрос:«Есть ли Бог?» В своих романах он показывает, какое смятение вносит в душу человека отказ от веры в Бога и к каким преступлениям способны придти атеисты, живущие по принципу: «Если Бога нет, то все дозволено». Спасение человечества он видит в христианских идеалах любви, добра и красоты:«Красота спасет мир!» «Христианский гуманизм» Достоевского характеризуется идеей ценности каждой человеческой жизни.«Никакая мировая гармония, никакой рай не могут быть оправданы, если они стоят слезинки хотя бы одного замученного ребенка» Принципиальную особенность человеческого бытия Достоевский видел в противоречивости желаний и страстей, раздирающих душу. Особое влияние на мировую культуру и философию оказало мастерски проведенное Достоевским исследование «глубин подсознания» мятущейся человеческой души. Путь к гармонии лежит через смирение и страдание, помогающие человеку пережить нравственный кризис и свободно выбрать идеал единения во Христе, идеал богочеловека. На исследование «глубин подсознания» Достоевского во многом опирался Фрейд. Идеи Достоевского оказали значительное влияние на формулирование В.С. Соловьевым его «Русской идеи» При том, что Достоевский не создал систематических философских произведений, он оказал огромное влияние на всю русскую и мировую философию. В XX в. общественное мнение признало Достоевского, как и Ницше, писателем-пророком.
Л.Н. Толстой (1828-1910 гг.) – великий русский писатель и мыслитель. Создал ряд трудов религиозно-философского, этического, педагогического и социально-политического направления, к основным из которых относятся: «Исповедь», «В чем моя вера?» и др. Был противником буржуазного прогресса. Выступал за упразднение государства, церкви, армии, частной собственности и отмену смертной казни. Любое государство – Зло, т.к. это организованное насилие над людьми. Церковь – тоже насилие, т. к. без ведома вмешивается в личную жизнь человека от рождения до смерти. Вместе с тем, Толстой был религиозным, христианским мыслителем. Принимая полностью нравственное учение Христа, он не принимал богословскую догматику: все Евангельские чудеса он принимал как иносказание или поверья. Толстой становится основателем новой религии «Толстовства», религии, отвергающей церковь, обряды, мистику. «Между человеком и Богом не должно быть посредников. Надо просто исполнять заповеди Христа. Вот главное в жизни человека!» В 1901 г. за свои взгляды он был отлучен от церкви. Смысл жизни в свободном объединении людей на основе Любви, в слиянии с Богом путем создания в себе разумно-божественного начала. Высшую цель видел в реализации «царства божьего» на земле, поэтому главным в искусстве должна быть не эстетическая идея, а нравственно-религиозная. Его идеалом было возвращение к патриархально-крестьянскому укладу. Науку осуждал за то, что она есть удел богатых. Трагически переживал свое отчуждение от народа.Творчество и философия Толстого оказали огромное влияние на русское общество и на всю мировую культуру
- 1Место философии в мировоззрении человека.
- 2. Психогенные факторы заболеваний. Фрейдизм. Генезис мировоззрения г) 1. Принцип нервизма:
- 3. Уровни миропонимания
- 4,Формы мировоззрения
- 7.Роль и функции философии.
- 8. Философия в духовной сфере общества
- 11 Миле́тская школа Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
- 18. Общая характеристика философии французского просвещения
- 27. Информационные процессы в живых системах. Биологическое и социальное
- 30. Пространство и время
- 31. Виды пространства и времени.
- 32.Источник знания по сократу. Демокрит о причинности
- 36 Номинализм и реализм. Ум и вера в философской концепции Аквинского
- 37. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
- 38. Разработка логики и диалектики Абеляром и Аквинским
- 41. Сенсуализм и теория познания Локка. Беркли и его критика теории Локка
- 42. Юм. Агностицизм
- 43. Проблема познания Канта. Вещь в себе. Вещь в нас
- 44. Феноменология Гегеля: тождественность мышления и бытия. Наука логики
- 45. Антропологический материализм Фейербаха
- 46. Методология и методы познания
- 47. Чувственное и рациональное познание
- 48. Структура научного познания.
- 50. Гносеологическая специфика врачебной диагностики. Диалектика диагностического процесса.
- 51. Роль гносеологический ориентиров во врачебной практике. Типы диагнозов. Причины диагностических ошибок. Клиническая практика - критерий истины диагноза и прогноза.
- 54. Cоциальные функции науки
- 57. Эстетика в философии средневековья
- 58. Эстетика от Баумгартена к Гартману
- 59.Рубинштейн и теория интеллектуальных чувств
- 66. Многовариантность общественного развития. Золотой, серебряный и железный века.
- 67. Географический детерминизм. Договорная теория государства и общества Гоббса Локка Руссо
- 71.Проблема сознания в философии и науке. Разнообразие философских концепций сознания. Предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отображения
- 72. Информационно-кибернетический подход при изучении сознания, мозга. Моделирование функций мозга
- 75. Смысл жизни и смысл бытия человека. Культурно-исторические типы личности Фрейд, Фромм, Юнг
- 76.Биологическое и социальное в природе человека. Эмоции и личность. Фромм о биофильном и некрофильном типах личности.
- 79. Концепции развития. Оптимистический и пессимистический подходы
- 80. Органическая связь русской философской мысли с наукой, моралью, искусством, религией. Ломоносов и русское возрождение
- 81 Радищев, Чадаев, славянофилы, западники, идея русской соборности.
- 83.Русская философия всединства Соловьев, Флоренский, Бердяев, идея богочеловества, критика отведенных начал, приведение начал во всединство.
- 85. Философские взгляды русских врачей
- 85. Взгляды писателей
- 86. Русский космизм
- 87. Украинская философия
- 88 Проблема сознания в психофизиологии. Функциональные системы по Анохину. Психосоматическая проблема в медицине.
- 89. Философия сердца Юркевича
- 90 Отечественная философия 19-20 в