IV. Программы дисциплин по выбору, сопутствующих курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
1.
Дисциплина: «Проблема понимания в гуманитарной науке. (На материале русской литературы XIX-XX вв.)».
Научная специальность: 10.01.01. – русская литература.
Цикл дисциплин (по уч. плану): специальные дисциплины.
Количество часов на дисциплину: 70 ч. семинарские занятия; 30 ч. – курсовые работы.
Курс: 3.
Форма обучения: дневная.
Цель дисциплины: способствовать подготовке специалиста, овладевающего современным гуманитарным мышлением.
Задачи дисциплины:
Обозначить траекторию проблемы понимания в историко-культурном ландшафте;
Дать представление об актуальности проблемы понимания для русской культуры XIX-XX веков;
Разработать систему понятий, необходимых для анализа культурных явлений в обозначенном аспекте;
Выработать принципы междисциплинарного (философия, литературоведение, история) исследования явлений культуры.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала: обусловлены задачами историко-компаративного анализа.
Основное содержание:
Компаративные методики. Диалог философии, литературоведения, истории. Проблема понимания как междисциплинарная проблема.
О «круге понимания» в философской герменевтике Г.-Г. Гадамера.
Проблема понимания в онтологической герменевтике М. М. Бахтина.
Идеи «памяти» и «забвения» в истории культуры. Их связь с проблемами понимания, интерпретации.
«Мнемоническая герменевтика культуры» Л. В. Стародубцевой и ее интерпретационный потенциал.
Память. История. Забвение. Концепции современных феноменологов.
Проблема понимания в художественном, критическом и эпистолярном творчестве писателей XIX-XX веков.
Понимание как процесс и целое. «Акты» понимания. «Активно-диалогическое» понимание. Процесс понимания и анализ художественного высказывания.
Основные понятия: герменевтика, история литературы, диалог, понимание, высказывание, творческая индивидуальность, «мнемонический круг сознания».
Рекомендуемая литература:
Розанов В. В. О понимании. СПб., 2000.
Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 тт. Т. 1, 2, 5, 6. М., 1996-2003.
Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.
Рикер Поль. Память, история, забвение. М., 2004.
Стародубцева Л. В. Мнемозина и Лета. Память и забвение в истории культуры. Харьков, 2003.
2.
Дисциплина: «Философия интуиции и пути литературоведческого анализа».
Научная специальность: 10.01.01. – русская литература.
Цикл дисциплин (по уч. плану): специальные дисциплины.
Количество часов на дисциплину: 18 ч.
Курс: 3.
Форма обучения: дневная.
Цель дисциплины: поиски и обоснование актуальных форм литературоведческого анализа.
Задачи дисциплины:
Дать представление об интуиции как форме познания;
Сформулировать те законы анализа и интерпретации художественного произведения, которые определяются интуицией и на ней основываются.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала: Интуитивизм как учение складывался в гуманитарной мысли на протяжении веков. В разное время разные мыслители по-разному истолковывали основное понятие учения – понятие «интуиции». Философия прошла в этом отношении длительный и сложный путь: от сократовского «демона» до детальной разработки того, чем является чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. В русской культуре интуитивному знанию посвятили свои сочинения, в частности, В. С. Соловьев, С. Л. Франк, углубленное обоснование интуитивизма дал Н. О. Лосский, опираясь на философские традиции Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, А. Бергсона и др. Интуиция как «непосредственное созерцание предмета познающим субъектом» (Н. О. Лосский) играет первенствующую роль в процессе творчества. Поэтому словесное творчество, искусство слова в узком и широком смысле находится в центре внимания многих систем интуитивизма. Все литературоведческие методы сознательно или непосредственно, всерьез или мнимо, но учитывают как роль интуиции, так и данные философии интуиции.
Основное содержание:
Интуиция как форма познания. (Субъект – объект – отношения между ними).
Интуиция и словесное творчество.
Интуиция в отношении к различным литературоведческим методам. (В частности, к философии искусства М. М. Бахтина и постструктуральным теориям Р. Барта).
Интуитивизм в русской критике XIX – начала XX вв. (А. А. Григорьев, И. Ф. Анненский, Ю. И. Айхенвальд).
Интуитивизм и писательская критика, авторефлексия в XIX в. (Преимущественно И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский).
«Произведение» как предмет «интуитивного» анализа и интерпретации. (На материале творчества Н. С. Лескова).
Основные понятия курса: философия, литературоведение, творчество, интуиция, анализ, интерпретация, художественное произведение, субъект творчества.
Рекомендуемая литература:
Бергсон А. Собр. соч.: В 5 т. СПб., 1914. (Материя и память. – Философская интуиция. – Творческая эволюция. – Введение в метафизику).
Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. М., 1987. (Система трансцендентального идеализма. – Об отношении реального к идеальному в природе).
Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1990. (Философские начала цельного знания. – Общий смысл искусства. – Первый шаг к положительной эстетике).
Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н. О. Избранное. М., 1991. С. 13-334.
Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
Примечание: Литературно-критические и литературоведческие сочинения предлагаются студентам отдельными списками, в зависимости от тематики и методики самостоятельной работы.
3.
Дисциплина: «Философия и поэтика памяти. (На материале русской литературы XIX-XX вв.)».
Научная специальность: 10.01.01. – русская литература.
Цикл дисциплин (по уч. плану): специальные дисциплины.
Количество часов на дисциплину: 18 ч.
Курс: 3.
Форма обучения: дневная.
Цель дисциплины: сформировать представления о путях анализа текста в аспекте поэтики памяти.
Задачи дисциплины:
Знакомство с наиболее известными философскими концепциями памяти;
Обозрение накопленных современной наукой опытов анализа произведения в аспекте поэтики памяти;
Обоснование продуктивности анализа произведения в избранном направлении.
Принципы отбора содержания и организации материала:
Рассматриваются произведения русской литературы XIX-XX веков, не исследованные с точки зрения выбранного направления;
Тема спецкурса располагается в русле одной из ведущих тенденций современной филологической науки – выработки синкретических способов познания литературных явлений.
Основное содержание:
История изучения феномена памяти: обзор. Области знания (философия, психология, культурология, лингвистика, литературоведение), имена.
Философия памяти. Основные концепции, востребованные современным гуманитарным знанием (Сократ – Платон, Блаженный Августин, Джордано Бруно, С. Кьеркегор, А. Бергсон, Н. Бердяев, С. Франк, Ж. Делёз).
Язык – память – образ. Металингвистическая концепция языкового существования Б. Гаспарова.
М. М. Бахтин о философских основах гуманитарных наук. Диалог и память.
Память и авторский стиль. Поэтика памяти как поэтика произведения, автора, культурной эпохи.
Поэтика памяти в русской классической литературе. (Творчество Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, А. П. Чехова). Воспоминания – тип высказывания писателя классической поры.
Феномен памяти в прозе начала XX века (творчество А. Белого, И. С. Шмелева, А. М. Ремизова). Эстетико-философская функция памяти.
Память и забвение в пострелигиозной культуре.
Основные понятия курса: философия, поэтика, проза, память, забвение, образ, авторский стиль, высказывание, культурная эпоха.
Рекомендуемая литература:
Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990.
Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Соч. М., 1990.
Флоренский П. А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992.
Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 тт. М., 1996. Т. 5. С. 7-10.
Йейтс Френсис. Искусство памяти. СПб., 1997.
Ямпольский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.
Гаспаров Б. Язык, память, образ. М., 1996.
Томпсон Д.-Е. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти. СПб., 2000.
Стародубцева Л. В. Лики памяти. Культура эпохи «пост». Харьков, 1999.
Обатнина Е. Творчество памяти. Мифологическое пространство художественной прозы Алексея Ремизова // Ремизов А. М. Собр. соч. М., 2002. Т. 7. С. 476-502.
- Комплекс учебно-методических материалов
- Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (первая половина)»*
- I. Программа курса «История русской литературы XIX века (первая половина)». Часть I.
- Общие работы
- Справочная литература
- Список художественных текстов
- Часть II. Методические рекомендации.
- Эволюция лирики в русской литературе первой половины XIX века
- Драматургия первой половины XIX века
- Развитие эпических жанров
- Часть III. Темы для самостоятельного изучения
- 1. Полемика «архаистов» и «новаторов» в контексте движения русской литературы 1800–1820-х гг.
- 2. Сентиментализм и романтизм в русской литературе 1800–1820-х гг.
- 3. Элегическое творчество в. А. Жуковского и к. Н. Батюшкова (сопоставительный анализ стихотворений «Вечер» и «к другу»).
- 4. Элегическая традиция в жанрово-стилистических поисках поэтов 1820 – 1830-х гг.
- 5. Баллады в. А. Жуковского и фантастическая повесть эпохи романтизма.
- 6. Исторические повести декабристов и «Думы» к. Ф. Рылеева.
- 7. Поэтика комедии а. С. Грибоедова «Горе от ума».
- 8. Поэтика басни и. А. Крылова.
- 9. Жанр дружеского послания в поэзии первой трети хiх века (к. Н. Батюшков, в. А. Жуковский, а. С. Пушкин и др.).
- 10. Поэтическое слово и судьба поэта в осмыслении а. С. Пушкина (на материале лирики разных лет).
- 11. Лирическая традиция в «Евгении Онегине» а. С. Пушкина.
- 12. Тема Петра I в творчестве а. С. Пушкина.
- 13. Феномен самозванчества в осмыслении Пушкина.
- 14. Житейская реальность и законы бытия в «Повестях Белкина».
- 15. «Маленькие трагедии» а. С. Пушкина как художественное целое.
- 16. Эволюция «демонического» героя в поэмах, драме и прозе м. Ю. Лермонтова.
- 17. «Простой» герой и «простое» сознание в лирике и прозе м. Ю. Лермонтова.
- 18. Роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в контексте романтической прозы 1830-х гг. Проблемы жанрового синтеза.
- 19. Символический подтекст в поэме м. Ю. Лермонтова «Мцыри».
- 20. Петербургский миф в творчестве н. В. Гоголя (от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Петербургским повестям»).
- 21. Идиллическое в повести н. В. Гоголя «Старосветские помещики».
- 23. Поэма н. В. Гоголя «Мертвые души»: от замысла к воплощению. Соотношение гротескно-сатирического и символико-аллегорического планов поэмы.
- 24. Утопия позднего Гоголя: 2-й том «Мертвых душ» и «Выбранные места из переписки с друзьями».
- 25. Повесть а. И. Герцена «Доктор Крупов» в контексте произведений натуральной школы.
- 26. Проблематика повести в. А. Соллогуба «Тарантас» в свете полемики западников и славянофилов.
- Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)»*
- I. Введение.
- II. Программа курса «История русской литературы XIX века (вторая половина)». Часть I.
- III. Приложение к программе курса «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
- 1. Восприятие и интерпретация романа на современном этапе изучения.
- 2. Цикл практических занятий.
- IV. Программы дисциплин по выбору, сопутствующих курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
- V. Темы выпускных, дипломных работ, магистерских диссертаций, обусловленные научной проблематикой дисциплины «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
- VI. Информационно-библиографические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)». И. С. Тургенев
- I. Сочинения
- II. Библиографические справочники
- III. Биография
- IV. И. С. Тургенев в классической критике, отзывах писателей и философов XIX – начала XX вв.
- V. Литературоведение
- I. Сочинения и переписка
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. А. А. Фет в классической критике и отзывах русских писателей XIX – начала XX вв.
- V. Литературоведение
- Н. А. Некрасов
- I. Сочинения и переписка
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. Некрасов в классической критике и отзывах русских писателей XIX – начала XX вв.
- V. Литературоведение
- Н. Г. Чернышевский
- I. Сочинения
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. Н. Г. Чернышевский в русской классической критике и общественной мысли XIX – XX вв.
- V. Литературоведение
- М. Е. Салтыков-Щедрин
- I. Сочинения
- II. Библиографические указатели
- III. Биография
- IV. М. Е. СаЛтыков-Щедрин в классической критике
- V. Литературоведение
- Ф. М. Достоевский
- I. Сочинения
- II. Библиографические указатели
- III. Справочная литература
- IV. Биография
- V. Ф. М. Достоевский в русской классической критике и философской мысли XIX – XX вв.
- V. Литературоведение