24. Поэма Лермонтова «Демон».
С космической высоты обозревает «печальный Демон» дикий и чудный мир центрального Кавказа — и ничего, кроме презрения, не испытывает. Все в тягость: и бессрочное одиночество, и бессмертие, и безграничная власть над ничтожной землей. Увы, и эти роскошные картины природы не вызывают у обитателя надзвездных краев новых дум. Лишь на мгновение задерживает рассеянное внимание Демона праздничное оживление в обычно безмолвных владениях грузинского феодала: хозяин усадьбы, князь Гудал сосватал единственную наследницу, в высоком его доме готовятся к свадебному торжеству.
Родственники собрались, вина уже льются, к закату дня прибудет и жених княжны Тамары — слуги раскатывают старинные ковры: по обычаю, до появления жениха, должна исполнить традиционный танец с бубном. Ей по сердцу выбранный отцом жених: влюблен, молод, хорош собой — чего более! Гордится дочерью седой Гудал, восхищаются гости, подымают заздравные рога, произносят пышные тосты. Демон и тот залюбовался чужой невестой. Кружит над двором грузинского замка, прикованный к танцующей девушке. В пустыне его души неизъяснимое волненье. бессмертный дух поступает как жестокий и могущественный тиран: убивает соперника. На жениха Тамары, по наущению Демона, нападают разбойники. Раненого князя верный скакун выносит из боя, но и его, уже во мраке, догоняет, по наводке злого духа, злая шальная пуля. С мертвым хозяином конь продолжает скакать — только достигнув ворот, жених падает замертво.
В семье невесты стон и плач. Гудал, он видит в случившемся Божью кару, в совей комнате рыдает Тамара. И вдруг слышит: голос. Незнакомый. Волшебный. Утешает ее, сказывает сказки и обещает прилетать к ней ежевечерне — едва распустятся ночные цветы, — чтоб «Сны золотые навевать…». Тамара оглядывается: никого!!! Под утро княжна все-таки засыпает и видит странный — первый из обещанных золотых -сон. К её изголовью склоняется некий «пришелец». Это не ангел-хранитель, вокруг его кудрей нет светящегося нимба, однако и на исчадье ада вроде бы не похож: с любовью смотрит! И так каждую ночь: как только проснутся ночные цветы, является.
Догадываясь, что её смущает не кто-нибудь, а сам «дух лукавый», Тамара просит отца отпустить её в монастырь. Гудал гневается — женихи, один завиднее другого, осаждают их дом, а Тамара — всем отказывает. Потеряв терпение, он угрожает проклятьем. Тамару не останавливает и эта угроза; наконец Гудал уступает. И вот она в уединенном монастыре, но и здесь, в священной обители, в часы торжественных молитв, сквозь церковное пенье ей слышится тот же волшебный голос, видит Тамара все тот же образ и те же очи — неотразимые, как кинжал.
Упав на колени перед божественной иконой, бедная дева хочет молиться святым, а непослушное ей сердце — «молится Ему». Прекрасная грешница уже не обманывается на свой счет: она влюблена страстно, грешно, и желает чтобы ее ночной гость был земным юношей. Демон, конечно же, все понимает, но, в отличие от несчастной княжны, знает то, что земная красавица заплатит за миг физической близости с ним, существом неземным, гибелью. Потому и медлит; он даже готов отказаться от своего преступного плана. Во всяком случае, ему так кажется. В одну из ночей, уже приблизившись к заветной келье, он пробует удалиться, и в страхе чувствует, что не может взмахнуть крылом: крыло не шевелится! Тогда-то он и роняет одну-единственную слезу — нечеловеческая слеза прожигает камень. Казалось бы всесильный, ничего не может изменить, Демон является Тамаре в образе хотя и крылатого, но прекрасного и мужественного человека. Однако путь к постели спящей Тамары преграждает её ангел-хранитель и требует, чтобы порочный дух не прикасался к его, ангельской, святыни. Демон, коварно улыбнувшись, объясняет посланцу рая, что явился тот слишком поздно и что в его, Демона, владениях — там, где он владеет и любит. Тамара, проснувшись, не узнает в случайном госте юношу своих сновидений. Не нравится ей и его речи — прелестные во сне, наяву они кажутся ей опасными. Но Демон открывает ей свою душу — Тамара тронута безмерностью печалей таинственного незнакомца, теперь он кажется ей страдальцем. И все-таки что-то беспокоит. И она, о святая наивность, просит его поклясться, что не лукавит, не обманывает её доверчивость. И Демон клянется. Чем только он не клянется — и небом, которое ненавидит, и адом, который презирает, и даже святыней, которой у него нет. Клятва Демона — блистательный образец любовного мужского красноречия — чего не наобещает мужчина женщине, когда в его «крови горит огонь желаний!». В «нетерпении страсти» он даже не замечает, что противоречит себе: то обещает взять Тамару в надзвездные края и сделать царицей мира, то уверяет, что именно здесь, на ничтожной земле, построит для нее пышные — из бирюзы и янтаря — чертоги.
И все-таки исход рокового свидания решает первое прикосновение — жарких мужских уст к женским губам. Ночной монастырский сторож, делая урочный обход, замедляет шаги, слышит: сначала стон, а затем ужасный, хотя и слабый — предсмертный крик.
Извещенный о кончине наследницы, Гудал забирает тело покойницы из монастыря. Он твердо решил похоронить дочь на высокогорном семейном кладбище, там, где кто-то из его предков, во искупление многих грехов, воздвиг маленький храм. По его приказу женщины его очага наряжают княжну так, как не наряжали в дни веселья. Три дня и три ночи, все выше и выше, движется скорбный поезд, впереди Гудал на белоснежном коне. Он молчит, безмолвствуют и остальные. Столько дней миновало с кончины княжны, а её не трогает тленье. Улыбка, застывшая на устах, таинственная, как сама её смерть! Отдав свою пери угрюмой земле, похоронный караван трогается в обратный путь… Все правильно сделал мудрый Гудал! Река времен смыла с лица земли и высокий его дом, где жена родила ему красавицу дочь, и широкий двор, где Тамара играла дитятей. А храм и кладбище при нем целы — там, высоко, на рубеже зубчатых скал, природа высшей своей властью сделала могилу возлюбленной Демона недоступной для человека.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Вопрос (Вы сами по своему выбору готовите – подробно и обстоятельно – один из вопросов).
- 2 Вопрос (его Вам дает экзаменатор по своему выбору из всех вопросов списка – кроме Вашего).
- 3 Вопрос (Вы рассказываете содержание одной из 8-ми глав «Евгения Онегина»: все сюжетные моменты и все лирические отступления).
- 7. Любовная лирика Пушкина
- 8. Философская лирика Пушкина
- 9.Политическая лирика Пушкина
- 10.Религиозные темы в лирике Пушкина
- 11.«Южные» романтические («байронические) поэмы Пушкина.
- 12. Поэма Пушкина «Медный всадник»: идеологический слой и художественное своеобразие.
- 13. Пушкин-драматург: трагедия «Борис Годунов» или «Маленькие трагедии».
- 14. «Повести Белкина» Пушкина: герои, образ рассказчика, жанрово-стилевое своеобразие.
- 15. Проза Пушкина: повести «Пиковая дама» или «Капитанская дочка»
- 16. Образ Онегина в романе Пушкина «Евгений Онегин»
- 21. Любовная лирика Лермонтова. «Любить необходимость мне»
- 22. Байронические (богоборческие) мотивы в лирике Лермонтова.
- 23. Поэма Лермонтова «Мцыри».
- 24. Поэма Лермонтова «Демон».
- 25. Персонажный мир романа Лермонтова «Герой нашего времени» (кроме Печорина)
- Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
- Художественное своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени».
- Цикл Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: проблематика, поэтика (две повести по выбору).
- Ночь перед рождеством
- 30 Петербургские повести Гоголя.
- 31 Невский проспект
- 32 Шинель
- 33.Образы Манилова и Собакевича в поэме Гоголя «Мертвые души».
- 34.Образы Коробочки и Ноздрева в поэме Гоголя «Мертвые души».
- 35.Образы Плюшкина и Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души».
- 36. Поэма Гоголя «Мертвые души»: проблема жанра и смысл названия.