31 Невский проспект
В "Невском проспекте" писатель дал как бы заставку ко всему циклу "петербургских повестей". Это и "физиологический очерк" (подробное исследование главной "артерии" города и городской "выставки"), и романтическая новелла о судьбах художника Пискарева и поручика Пирогова. Их свел Невский проспект, "лицо", "физиономия" Петербурга, меняющаяся в зависимости от времени суток
В «Невском проспекте», как замечает Белинский, создаётся потрясающий контраст между двумя историями, начинающимися в одно время на одном месте – Невском проспекте – и завершающихся так по-разному. Глубоко трагична история молодого художника Пискарина, желающего любить, находящего предмет любви, прекрасную девушку, похожую на Бьянку работы Перуджино, которая оказывается проституткой; Пискарин пытается уговорить девушку скрыться от разврата, выйти за него замуж и начать добродетельную трудовую жизнь, но так не желает трудиться; не выдержав ужаса – а для его чувствительной души разрыв между порочностью девушки и её красотой (красота обычно связывается с невинностью, безгрешностью) – Пискарин сначала перестаёт воспринимать жестокую реальность, погружаясь в наркотические сны, а после кончает с собой. Поручик Пирогов же ввязывается в комедийное волокитство за женой немецкого мастера, после чего оказывается им побит и, воспылав гневом и возжелав возмездия, отправляется перекусить в кафе, после чего забывает о происшедшем и проводит вечер в приятном обществе, как всегда балагуря и кутя.
Итак, благородный мечтатель художник Пискарев, веривший в красоту, честность, любовь, трагически погибает, когда действительность разоблачает его иллюзии.
А наглый и пошлый поручик Пирогов выступает как представитель того самого общества, которое явилось причиной гибели Пискарева. Именно на параллелизме и контрасте судьбы этих двух героев и основан сюжет повести. То, что становится трагедией для Пискарева, приобретает фарсовый, комический характер в самодовольном и наглом поведении поручика Пирогова.
В «Невском проспекте» вопрос о роли искусства, о судьбе художника в современном обществе являлся одним из частных вопросов. Художник Пискарев показан как жертва общественных порядков, как пример равнодушного отношения господствующего класса к искусству и его деятелям, но вопрос о самом искусстве не является центральным в повести. Однако этот вопрос представлял для Гоголя огромную важность. Искусство, возвышающее и облагораживающее человека, для писателя было именно тем явлением человеческого духа, которое несет с собой возможность преодоления пошлости и несправедливости, на которые обречен человек в условиях господства бюрократической иерархии и власти чистогана.
Петербург убивает художника и благосклонен к чиновнику, в нем возможны и трагедия, и заурядный фарс. Невский проспект "лжив во всякое время", как и сам город
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Вопрос (Вы сами по своему выбору готовите – подробно и обстоятельно – один из вопросов).
- 2 Вопрос (его Вам дает экзаменатор по своему выбору из всех вопросов списка – кроме Вашего).
- 3 Вопрос (Вы рассказываете содержание одной из 8-ми глав «Евгения Онегина»: все сюжетные моменты и все лирические отступления).
- 7. Любовная лирика Пушкина
- 8. Философская лирика Пушкина
- 9.Политическая лирика Пушкина
- 10.Религиозные темы в лирике Пушкина
- 11.«Южные» романтические («байронические) поэмы Пушкина.
- 12. Поэма Пушкина «Медный всадник»: идеологический слой и художественное своеобразие.
- 13. Пушкин-драматург: трагедия «Борис Годунов» или «Маленькие трагедии».
- 14. «Повести Белкина» Пушкина: герои, образ рассказчика, жанрово-стилевое своеобразие.
- 15. Проза Пушкина: повести «Пиковая дама» или «Капитанская дочка»
- 16. Образ Онегина в романе Пушкина «Евгений Онегин»
- 21. Любовная лирика Лермонтова. «Любить необходимость мне»
- 22. Байронические (богоборческие) мотивы в лирике Лермонтова.
- 23. Поэма Лермонтова «Мцыри».
- 24. Поэма Лермонтова «Демон».
- 25. Персонажный мир романа Лермонтова «Герой нашего времени» (кроме Печорина)
- Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
- Художественное своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени».
- Цикл Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: проблематика, поэтика (две повести по выбору).
- Ночь перед рождеством
- 30 Петербургские повести Гоголя.
- 31 Невский проспект
- 32 Шинель
- 33.Образы Манилова и Собакевича в поэме Гоголя «Мертвые души».
- 34.Образы Коробочки и Ноздрева в поэме Гоголя «Мертвые души».
- 35.Образы Плюшкина и Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души».
- 36. Поэма Гоголя «Мертвые души»: проблема жанра и смысл названия.