30 Петербургские повести Гоголя.
Некоторая проблема состоит в том, что сам Гоголь не выпускал сборника «Петербургские повести» - просто так в народе обозначаются 5 повестей (Невский проспект, Нос, Портрет, Шинель, Записки сумасшедшего), частично выпущенных сперва Гоголем в сборнике «Арабески», а позже опубликованных доработанными в журналах. Объединяет все эти произведения единое место действия - Санкт-Петербург, а также некоторая схожесть приёмов, используемых автором в повестях, а также героев. Так, общим вопросом для «Невского Проспекта» и «Портрета» является художник и искусство, а в «Шинели» и «Записках Сумасшедшего» поднимается на рассмотрение образ маленького человека, созданный ещё Пушкиным в «Станционном смотрителе».
.
Гоголь проявляет себя как борец за попранное человеческое достоинство, как писатель-гуманист, поднявший свой голос в защиту тех угнетаемых и эксплуатируемых тружеников, которых безжалостно калечил сложившийся бесчеловечный, лицемерный и честолюбивый порядок. Гуманист Гоголь говорит о вопиющей несправедливости общества, в котором человек превращен в духовного раба, лишенного всяких радостей жизни. Эта тема выражает стремление писателя показать подлинно человеческое, возвышенное начало в самом, казалось бы, ничтожном и забитом, духовно изуродованном человеке.
Тема художника поднимается Гоголем в «Невском проспекте» и «Портрете», входящих в неофициальный цикл петербургских повестей Гоголя.
Гоголь в «Портрете».
Здесь главный герой Чартков, молодой художник, обладающий талантом, который необходимо было развивать, чтобы добиться результатов феноменальных, однако в характере его есть и желание использовать «быстроту кисти», стать художником-портретистом, работающим ради денег – ведь Чартков молод, и ему хочется наслаждений юности, положения в свете.
Колеблется Чартков между этими двумя путями, и первое время в бедности прозябал его талант, однако, получив в свои руки большую сумму, Чартков сперва решает, что денег, полученных из тайника портрета, ему хватит на то, чтобы совершенствовать своё умение без отвлечения на поиски пропитания; но единый импульс толкает художника, и он решает стать светским художником. Он бросает совершенствование, в штампах теряет он искру свою таланта, холсты его больше не носят на себе отпечатка реальности, которым отличалась прежде кисть Чарткова; в конце концов он и вовсе перестаёт почти рисовать, отдавая работу подмастерьям. Холодный эгоизм, тщеславие, безразличие ко всему, кроме золота, вытеснили все человеческие чувства в Чарткове. Гоголь показывает, как нерасторжимо слиты нравственная чистота художника и идейная и художественная высота его творчества. Власть золота не только превращает художника в ремесленника, но и губит его как человека. Моральное падение лишает его творческой силы, так как бесчестный и ничтожный человек не способен создать ничего подлинно великого. Золото окончательно порабощает Чарткова.
И потом поражает в самое сердце его – как и других знатоков – картина его бывшего однокурсника, отправившегося по первому пути – пути самозабвенного совершенствования.
Чартков же утратил те черты подлинного таланта, который был у него вначале. Это и привело его к трагическому концу, когда уже не золото, прежний властелин, владеет им, а дьявольская одержимость уничтожением прекрасного.
Вторая часть «Портрета» в первом издании (в «Арабесках») была переполнена фантастики, за что Гоголь получил некоторые нарекания, в том числе и от Белинского. После переработки вся вторая часть стала посвящена проблеме собственно изображения в искусстве. Здесь Гоголь показывает высшую правду искусства «художника-создателя» перед подражанием природе «копииста»: «Видно было, как всё, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью»
И отец рассказчика, художник-самородок, чересчур увлекается точностью перенесения реальности на холст, в результате чего даже портрет становится носителем того же дьявольского начала, что и оригинал – ростовщик-азиат. Однако схимничество и посвящение себя богу позволяет художнику искупить свой грех и нарисовать картину, поддавшись истинному вдохновению, пропускаю материал через себя, от которой прямо веет святостью. Впрочем, такая концовка неудивительна для Гоголя, позднее ставшего прямо-таки религиозным фанатиком.
Так Гоголь в двух повестях петербургского цикла рассматривает: проблему художника и противостоящего ему мещанского мира, мира денег и чинов, проблему художника и его долга, а также путь творчества.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Вопрос (Вы сами по своему выбору готовите – подробно и обстоятельно – один из вопросов).
- 2 Вопрос (его Вам дает экзаменатор по своему выбору из всех вопросов списка – кроме Вашего).
- 3 Вопрос (Вы рассказываете содержание одной из 8-ми глав «Евгения Онегина»: все сюжетные моменты и все лирические отступления).
- 7. Любовная лирика Пушкина
- 8. Философская лирика Пушкина
- 9.Политическая лирика Пушкина
- 10.Религиозные темы в лирике Пушкина
- 11.«Южные» романтические («байронические) поэмы Пушкина.
- 12. Поэма Пушкина «Медный всадник»: идеологический слой и художественное своеобразие.
- 13. Пушкин-драматург: трагедия «Борис Годунов» или «Маленькие трагедии».
- 14. «Повести Белкина» Пушкина: герои, образ рассказчика, жанрово-стилевое своеобразие.
- 15. Проза Пушкина: повести «Пиковая дама» или «Капитанская дочка»
- 16. Образ Онегина в романе Пушкина «Евгений Онегин»
- 21. Любовная лирика Лермонтова. «Любить необходимость мне»
- 22. Байронические (богоборческие) мотивы в лирике Лермонтова.
- 23. Поэма Лермонтова «Мцыри».
- 24. Поэма Лермонтова «Демон».
- 25. Персонажный мир романа Лермонтова «Герой нашего времени» (кроме Печорина)
- Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
- Художественное своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени».
- Цикл Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: проблематика, поэтика (две повести по выбору).
- Ночь перед рождеством
- 30 Петербургские повести Гоголя.
- 31 Невский проспект
- 32 Шинель
- 33.Образы Манилова и Собакевича в поэме Гоголя «Мертвые души».
- 34.Образы Коробочки и Ноздрева в поэме Гоголя «Мертвые души».
- 35.Образы Плюшкина и Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души».
- 36. Поэма Гоголя «Мертвые души»: проблема жанра и смысл названия.