36. Поэма Гоголя «Мертвые души»: проблема жанра и смысл названия.
С “мертвыми душами” связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает “души” умерших крестьян, чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму. С понятием “мертвая душа” связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, “остался один не осязаемый чувствами звук”. Никто не возмущен этой сделкой, наиболее недоверчивые лишь слегка удивлены. “Никогда еще не случалось продавать... покойников. Живых-то бы я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сто рублей каждую”, — говорит Коробочка. В реальной действительности человек становится товаром, где бумага подменяет людей. Постепенно изменяется и содержание понятия “мертвая душа”. Абакум Фыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как “мертвые души”: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются “мертвыми душами” в подлинном смысле этого слова. Но “мертвые души” — не только помещики и чиновники: это “безответно мертвые обыватели”, страшные “неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца”. В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если “ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому” разрастется в нем, заставляя его “позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое”. “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане”. Не случайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а “углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: “А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?” Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым. Для “идеального” мира душа бессмертна, ибо она — воплощение божественного начала в человеке. А в мире “реальном” вполне может быть “мертвая душа”, потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него “была точно душа”, лишь когда он стал “одно только бездушное тело”. Этот мир безумен — он забыл о душе, он бездуховен. Только с понимания этой причины может начаться возрождение России, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. В этом мире не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает другой род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр своего произведения как лиро-эпический, назвав “Мертвые души” поэмой.
Недоуменно было встречено и жанровое определение произведения — поэма, под которой тогда однозначно понималось лиро-эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и романтическое по преимуществу. По первому впечатлению это скорее — роман. По исключительной широте изображения нравов и типов — больше эпопея. Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Решение о поэме имело также глубокий смысл и стало художественной находкой. В этом — мастерство Гоголя, сумевшего соединить разножанровые элементы и гармонично воплотить в одном произведении и иронию, и художественную проповедь. Л. Н. Толстой говорил о «Мертвых душах»: «Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное». Итак, почему же поэма? Наряду с сатирическим изображением реальности Гоголь рисует величественный образ России. С ним связано «высокое лирическое движение», которое воплощено в авторских отступлениях и вставных эпизодах, что свойственно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественно-политических вопросов. Они придают всему произведению глубину, серьезность и оттеняют иронию. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе страны и народа противопоставлены в произведении мрачным картинам русской жизни. Н. Г. Чернышевский писал: «Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России». Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь затронул тему прошлого страны. Запланированные им второй и третий тома должны были освещать настоящее и будущее России. Гоголь в своих мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки — это символ величия России.
Поэма имеет оптимистический настрой. Вера в Россию с ее неповторимостью и самобытностью, вера в народ, в его необъятные силы питали все творчество Гоголя. Писатель мечтал перевоспитать людей путем прямого наставления, но он так и не увидел их перерождения. Первый том «Мертвых душ» и дальнейшие произведения обернулись для писателя творческой трагедией. Но его дело было продолжено в русской литературе. Именно с Гоголя начинается ее мессианский характер и продолжается в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Они смогли показать перерождение человека, воскресение его из той действительности, которую так ярко изобразил в своей бессмертной поэме Гоголь.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Вопрос (Вы сами по своему выбору готовите – подробно и обстоятельно – один из вопросов).
- 2 Вопрос (его Вам дает экзаменатор по своему выбору из всех вопросов списка – кроме Вашего).
- 3 Вопрос (Вы рассказываете содержание одной из 8-ми глав «Евгения Онегина»: все сюжетные моменты и все лирические отступления).
- 7. Любовная лирика Пушкина
- 8. Философская лирика Пушкина
- 9.Политическая лирика Пушкина
- 10.Религиозные темы в лирике Пушкина
- 11.«Южные» романтические («байронические) поэмы Пушкина.
- 12. Поэма Пушкина «Медный всадник»: идеологический слой и художественное своеобразие.
- 13. Пушкин-драматург: трагедия «Борис Годунов» или «Маленькие трагедии».
- 14. «Повести Белкина» Пушкина: герои, образ рассказчика, жанрово-стилевое своеобразие.
- 15. Проза Пушкина: повести «Пиковая дама» или «Капитанская дочка»
- 16. Образ Онегина в романе Пушкина «Евгений Онегин»
- 21. Любовная лирика Лермонтова. «Любить необходимость мне»
- 22. Байронические (богоборческие) мотивы в лирике Лермонтова.
- 23. Поэма Лермонтова «Мцыри».
- 24. Поэма Лермонтова «Демон».
- 25. Персонажный мир романа Лермонтова «Герой нашего времени» (кроме Печорина)
- Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
- Художественное своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени».
- Цикл Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: проблематика, поэтика (две повести по выбору).
- Ночь перед рождеством
- 30 Петербургские повести Гоголя.
- 31 Невский проспект
- 32 Шинель
- 33.Образы Манилова и Собакевича в поэме Гоголя «Мертвые души».
- 34.Образы Коробочки и Ноздрева в поэме Гоголя «Мертвые души».
- 35.Образы Плюшкина и Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души».
- 36. Поэма Гоголя «Мертвые души»: проблема жанра и смысл названия.