logo
Лит

1.7. «Реальная» критика

Принципы «реальной критики». Система категорий. Представление о сущности творчества и творческом методе художника, общественной роли писателя. Основные представители: Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев. Н. А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин как авторы собственно критических статей, обзоров и рецензий.

Н.Г. Чернышевский. Решение общеэстетических вопросов в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». Чернышевский в критическом отделе «Современника». Основные моменты полемики с эстетической критикой. Статьи «Об искренности в критике» (1854), «Сочинения А.С. Пушкина» (1855), «Очерки гоголевского периода русской литературы»(1856), «Русский человек на rendez-vous» (1858), «Не начало ли перемены?» (1861). Материалистическая трактовка общеэстетических категорий, борьба за литературу социальной идейности.

Н.А. Добролюбов. Теория «реальной» критики в статьях и рецензиях Добролюбова. Антропологический материализм как общая основа «реальной» критики. Основные критерии оценки: степень «полезности» произведения, народность произведения. Сильные и слабые стороны добролюбовской методологии. Добролюбовские интерпретации драм Островского, романов Тургенева, Достоевского. Статьи «Губернские очерки. Из записок… Щедрина», «Когда же придет настоящий день?» «Что такое обломовщина?». Развенчание типа «лишнего человека». Образ Катерины в контексте идейно-эстетических исканий критика. Основные пункты спора Д. Писарева и Н. Добролюбова. «Темное царство». «Луч света в темном царстве». Публицистический пафос литературной критики Н. Добролюбова.

Д.И. Писарев. Своеобразие литературно-критической позиции. Ее отличие от «эстетической», «органической». «реальной» критики Н.Чернышевского и Н. Добролюбова. Философские и социально- политические предпосылки писаревской критики. «Схоластика Х1Х века». «Французский крестьянин в 1789 году». Сущность теории «реализма». Статьи «Базаров», 1862; «Реалисты»,1864.Базаров как воплощение основных черт «реалиста». Принципы прямой пользы и «экономии умственных сил», их отражение в оценках «чистого искусства». Содержание и стиль полемики Писарева с «Современником».

«Мыслящий пролетариат». Этика «разумного эгоизма». Трактовка задач литературной критики.Представление о людях «нового типа» в статьях «Промахи незрелой мысли» (1864), «Роман кисейной девушки» (1865), «Борьба за жизнь».

Обобщающий характер трактата «Разрушение эстетики». Идея замены искусства социальными науками.Утилитаризм и публицистичность основных выступлений Д.Писарева. Мастерство Писарева-полемиста, стиль его статей.