2.6. Возникновение околосимволистской критики
Внутренние разногласия в символизме: споры о сущности лирики, иронии, будущем театре. Предложения об «обновлении» символизма. «Мистический анархизм» Г. Чулкова как синтез символизма и радикальных политических устремлений.
Особое место литературных фельтонов К. Чуковского. Выделение им «городской» литературы как явления нового времени. Критика бульварной беллетристики. Гиперболизированное выявление ведущей черты писательской индивидуальности как основа критического метода Чуковского. Повышение эстетических требований к литературе в его выступлениях.
Создание интуитивной («имманентной») критики Ю. Айхенвальдом. Его «силуэты» русских писателей как особый жанр импрессионистической критики. Литературное одиночество критика как следствие антиисторичности и «антинаучности» его «Силуэтов». «Старомодность» оценок критика, его неприятие модернистской литературы.
Значение критических работ И. Анненского в литературном движении 1900-х гг. Проблематика и идейно-композиционная структура двух «Книг отражений». М. Волошин — критик.
Критика М. Кузмина. Идея кларизма (статья «О прекрасной ясности», 1910) как предвестие формирования акмеистической концепции искусства.. Первые критические выступления В. Ходасевича.
2.7. Формирование оппозиции символизму в акмеизме и футуризме Манифесты акмеистов. Н. Гумилев. «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий. «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштам. «Утро акмеизма», 1913. Обращение к «вещному» миру, отказ от социально значимого и идейно насыщенного искусства. Поиск корней акмеизма в мировой культуре. «Письма о русской поэзии» Н. Гумилева. Его оценки И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, В. Иванова.
Разноголосица в стане футуристов. Программы различных групп и объединений: эгофутуризма (И. Северянин «Пролог эгофутуризма», 1911; И. Игнатьев «Эгофутуризм», 1913), кубофутуризма («Пощечина общественному вкусу», 1912; «Садок судей. П.», 1913 «Слово как таковое», 1913). Отличие русского футуризма от европейского. Утверждение активной роли творца и его права на деформацию в искусстве. Теория самовитого, самоценного слова.
Особая позиция В. Хлебникова и В. Маяковского в футуризме. Статьи и декларации В. Хлебникова «О пользе изучения сказок», «Учитель и ученик. О словах, городах и народах. Разговор», «Закон поколений».
Социальные тенденции в критических выступлениях и статьях Маяковского. Признание заслуг классики и одновременно футуристическая интерпретация ее («Два Чехова», 1914). Языковые задачи литературы. Требование вмешательства в жизнь, стирание границ между жизнью и искусством. «И нам мяса!», «Не бабочки, а Александр Македонский». Формы критических выступлений Маяковского.
- «История русской литературной критики»
- «История русской литературной критики»
- Изменения в рабочей программе на 2007 – 2008 учебный год
- Изменения в рабочей программе на 2008 – 2009 учебный год
- Изменения в рабочей программе на 2009 – 2010 учебный год
- Изменения в рабочей программе на 2010 – 2011 учебный год
- Изменения в рабочей программе на 2011 – 2012 учебный год
- Изменения в рабочей программе дисциплины «История русской литературной критики»
- Пояснительная записка
- Содержание курса
- Раздел 1. Развитие литературной критики в 18-19 веках
- 1.1. История русской литературной критики как самостоятельная научная дисциплина.
- 1.2. Эстетика классицизма и теоретические представления о литературе (1730 – 1750).
- 1.3. Развитие литературной критики во второй половине 18 века.
- 1.4. Романтизм и течения в критике первой трети 19 века.
- 1.5. Конкретно-эстетическая критика. В.Г. Белинский.
- 1.6. Критика «эстетическая»
- 1.7. «Реальная» критика
- 1.8. «Органическая критика»
- 1.9. Критика субъективно-социологическая
- Раздел 2. Основные направления и тенденции развития литературной критики в 20 веке
- 2.1. Основные критические направления в начале 20 века
- 2.2. Социал-демократическая критика
- 2.3. Становление метода философской критики
- 2.4. Идейно-философские принципы модернистской критики
- 2.5. Литературная критика младосимволистов
- 2.6. Возникновение околосимволистской критики
- 2.8. Состояние общедемократической и социал-демократической» критики в 1906- 1917 г.
- 2.9. Литературная критика в Советской России 1920 - начала 1950-х годов
- 2.10. Советская литературная критика 1950-1980-х годов
- 2.11. Литературная критика России 1990- 2000 гг.
- Раздел 1. Развитие литературной критики в 18-19 веках
- В.Г. Белинский и его роль в полемике 1840-х годов о творчестве н.В. Гоголя
- «Эстетическая» критика 1850-х годов
- Литература
- Литература
- «Органическая критика»
- Литература
- Раздел 2. Основные направления и тенденции развития литературной критики в 20 веке
- Русская философская критика конца XIX – начала XX вв. В.В. Розанов
- Литература
- Литературная критика 1920-х годов как источник формирования новой литературной ситуации
- Литература
- Литературная критика 1990-2000 гг.
- Литература
- 1. Критическое творчество в.Г. Белинского в 1840– 1848-е годы
- 2. Литературная критика народничества
- Литература
- 3. Символистская критика
- Литература
- 4. Литературная критика на страницах журнала «Новый мир»
- Литература
- 1. Анализ критического отдела одного из современных изданий.
- Список текстов для обязательного прочтения
- Тестовые задания
- Какой жанр не характерен для литературной критики 18 века:
- Восстановите имя героя, о котором идет речь в приведенном отрывке из статьи в.Г. Белинского
- Какое из приведенных высказываний принадлежит в.Г. Белинскому.
- В каком случае автор и его работа соотнесены верно:
- Какая из перечисленных работ не имеет отношения к сочинениям а.Н. Островского:
- Укажите ряд, где верно перечислены представители эстетической критики:
- Какое из приведенных утверждений неверно по отношению к литературной критике конца 19 - начала 20 вв.:
- Восстановите имя поэта, о котором идет речь в приведенном отрывке из статьи в. Майкова:
- Кто автор перечисленных статей: «Два графа: Алексей Вронский и Лев Толстой», «Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н. Толстого»:
- Какая из перечисленных работ не имеет прямого отношения к полемике «шестидесятников» о литературном типе «лишнего человека»
- Укажите ряд, где верно перечислены представители «реальной» критики.
- В каком случае автор и его работы соотнесены верно:
- Какое из приведенных утверждений неверно по отношению к литературной критике 1920-х.
- Вопросы для самопроверки
- Литература Основная
- Дополнительная литература