logo
Лит

Пояснительная записка

«История русской литературной критики» включена в региональный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы.

Курс «История русской литературной критики» занимает одно из центральных мест в системе общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста будущих журналистов. Очевидно и прикладное значение этой дисциплины. Обстоятельно вникая в историю литературной критики, студенты получают необходимые практические представления и навыки: опыт первичной оценки нового писательского имени, нового текста, нового литературного направления и течения, владение разными способами сопоставительных разборов, умение увлекать других своими предпочтениями. Независимо от конкретного места работы (издательство, редакция газеты, журнала, телевидение или радио, пресс-служба и т.д.) журналист призван самостоятельно оценивать новые реалии литературно-культурной жизни, ответственно и квалифицированно направлять читательские интересы.

История русской литературной критики изучается вслед за историей русской литературы, историей отечественной журналистики до 19 века и в параллель с историей литературы и журналистики второй половины 20 века. Это позволяет реализовать основную цель курса - раскрыть особую значимость критики именно в русской литературно-общественной жизни 18-20 веков, выявить природу историко-литературного процесса в России.

Основные задачи видятся в том, чтобы дать предельно обобщенные характеристики каждой исторически значимой эпохи в развитии литературно-художественной критики, очерки деятельности авторитетнейших литературных критиков.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, а также с учетом программы дисциплины «История русской литературной критики», разработанной в рамках целевой федеральной программы «Культура России» под руководством В.В. Прозорова.

По окончанию курса студент должен иметь представление

- о назначении литературной критики в духовной жизни человека;

- о соотношении интуитивного и логико-понятийного начала в критической деятельности;

- об устойчивых и общепризнанных свойствах литературной критики.

знать:

- основные понятия и категории литературной критики (критический метод, литературное направление и т.д.) ;

- закономерную последовательность смены критических методов в 18–20 веках;

- идейно-эстетические программы наиболее значимых критических школ и направлений, течений, соответствующие им издания, характер их влияния на общественно-политическое движение;

- содержание программных статей ведущих критиков.

В процессе изучения дисциплины важно сформировать следующие умения:

Теоретической посылкой построения курса стало представление о литературной критике как феномене национальной культуры, точнее, более глубоких и драматичных связях литературно-художественной мысли с историей отечественной культуры и социального бытия страны. Русская литературная критика неразрывно связана не только с историей самой литературы, но и с движением общественно-политической жизни. Более того, в России, начиная с 19 века критика – неотъемлемая часть журналистики: отделы критики и библиографии обязательно входят в структуру как журнальной, так и газетной периодики. С момента возникновения литературная критика существенно воздействует на характер и контекст периодики.

Помимо этого в 19 -20 веках рамках критических статей выстраивались оригинальные, глубокие и многомерные философско-эстетические, историко-литературные, социологические концепции. Таким образом, освоение курса истории русской литературной критики предполагает пристальное внимание студентов ко всему циклу современных литературоведческих знаний и представлений, включая историю и теорию литературы, историю и теорию журналистики; рельефно подчеркивает внутреннюю связь критики со многими областями науки и культуры: эстетикой, философией, историей, культурологией, театральной, телевизионной и кинокритикой.

Это итоговая дисциплина в литературоведческом университетском образовании. Вместе с тем это один из самых «проблемных» курсов в цикле историко-литературных дисциплин. С момента появления до сего дня литературная критика так и не смогла однозначно определить собственную внутреннюю сущность. Эти два обстоятельства во многом повлияли на выбор дискуссионных тем:

В чем состоит двойственная природа литературной критики?

Что первично во взаимосвязи «художественная литература – литературная критика»?

Принципиальные различия между литературоведческим исследованием (публицистической статьей) и критической рецензией.

Чем определяется мера профессионализма критика?

Есть сущностные различия между профессиональной и писательской критикой?

Причины распространения читательской критики?

Как влияет глобализация информационного поля, развитие электронных средств массовой информации и массовой коммуникации на развитие критической мысли?

Есть ли перспективы у литературной критики?

При изучении курса истории русской литературной критики применяются различные виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, индивидуальные занятия, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа.

Содержание как теоретической части курса, так и практических занятий ориентированы на то, чтобы последовательно увязать историю литературной критики с историей и теорией журналистики. Формируя библиографические ключи к каждой теме, определяя проблемы для обсуждения на семинарских занятиях, подбирая поисковые задания для самопроверки, вырабатывая рамки творческих проектов для развития учебно-научной инициативы ко всем разделам, учитывался творческий характер журналистской профессии. Все нацелено на то, чтобы научить рассматривать отдельную литературно-критическую статью и процесс развития литературно-критической мысли в целом.

В практические занятия включены разнообразные поисковые задания для самопроверки, работы, нацеленные на развитие научно-творческой инициативы студента. Особое внимание уделяется рассмотрению художественно-аналитического мастерства литературных критиков, жанрового многообразия, композиции и стиля их выступлений, способам ведения полемики.

Список текстов для обязательного прочтения несколько шире, чем список текстов, рассматриваемых на практических занятиях. Эту разницу необходимо восполнить либо предоставив конспект, либо устно изложив основное содержание работы во время часов, отведенных на самостоятельную работу по предмету.

Ориентация на будущую профессию предопределила применение самых различных видов самостоятельной работы студентов: составление «годовых» обзоров, аннотированных картотек статей, реферирование, творческие проекты и сочинения, спроецированные на проблемы истории русской литературной критики.

Темы для самостоятельной работы определены тематическим планом изучения дисциплины. К каждой теме предлагаются вопросы для проработки материала учебников и учебных пособий, указана обязательная и дополнительная литература, даны тестовые задания. Часть самостоятельной работы осуществляется под руководством преподавателя в аудитории.

В качестве промежуточного контроля применяются тестовые задания. Тест складывается из 15 вопросов, на каждый из них предлагается четыре варианта ответа, среди которых только один верный. Тестовые задания разработаны в нескольких вариантах. Часть вопросов обновляется ежегодно.

Форма итогового контроля – экзамен. Экзамен проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса. Ответ на один из них предполагает опору на тексты первоисточников: программные критические статьи, литературные манифесты, эстетические трактаты и т.д.

Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:

– оценка «отлично» выставляется студенту, если он правильно и полно ответил на вопросы, проявил глубокое точное знание и глубокое понимание текстов первоисточников;

– оценка «хорошо» выставляется студенту, если он недостаточно полно ответил на один вопрос, либо допустил незначительные неточности в ответах, либо дал односторонний комментарий к текстам критической статьи;

– оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент не дал ответа на один вопрос, либо дал поверхностный ответ на один вопрос и при этом допустил неточности при ответе на второй, либо если он не может самостоятельно проанализировать критический текст ;