logo
Лит

«Эстетическая» критика 1850-х годов

Цель: Изучить концептуальные положения сторонников эстетической критики, проанализировав совпадение ( и отступление) теоретических установок и конкретных оценок литературных явлений.

П Л А Н

  1. Общая характеристика «эстетической» критики. Основные представители, их философские и политические ориентиры. Идейно-эстетические критерии суждений о литературе. Идеал «чистой художественности».

  2. Критическая деятельность А.В. Дружинина как образец сознательной и последовательной пропаганды идей «чистого искусства».

  1. Статья «А.С. Пушкин и последние издание его сочинений» (1855 г.). Проблема «учительства» русской литературы, противопоставление пушкинского и гоголевского направлений.

  2. Продолжение полемики с «реалистами» (Н. Добролюбов, Н. Чернышевский) в статье «Критика гоголевского периода и наши к ней отношения». Основные спорные позиции:

- теория «артистического» и «дидактического» искусства. Сформулируйте свое отношение к концепции двух видов искусства, выдвинутой А.В. Дружининым;

- субъективизм и односторонность оценок творчества Пушкина и художников-современников. Прокомментируйте мысль о том, что «жертвуя современности», писатель «ослабляет свой талант»;

- А.В. Дружинин о критическом наследии и творческой эволюции В.Г. Белинского.

III. Влияние «эстетической» критики на литературный процесс 1850-х годов. Постепенная утрата ведущих позиций («Потеряли мы нравственный, эстетический аршин и надо новый заказывать» – П.В. Анненков). Реакция литературных попутчиков и противников на этот процесс (А. Григорьев, Н. Добролюбов).

Творческое задание:

А.В. Дружинин, В.П. Боткин и Ф. М. Достоевский, размышляя о творчестве Фета и сущности искусства, цитируют фетовское стихотворение «Диана». Сопоставьте эти оценки. Какое значение имеют оценки этого стихотворения в контексте общих рассуждений авторов статей. ( См. Дружинин, 1998, с.148-149; Боткин, с.222-223; Достоевский Ф.М. Г.-бов и вопрос об искусстве // ПСС в 30 т.- Т.18.- С.96-97.)