logo
Лит

2.3. Становление метода философской критики

Утверждение независимости писателя от социальной действительности, отказ от признания общественной функции литературы, представление о литературе как источнике «сознательной религиозности». Отношение к критическому наследию «шестидесятников» в статье В.В. Розанова «Три момента в развитии русской критики» (1892 г.). Творчество Ф.М. Достоевского в интерпретации В.В. Розанова. Его позиция в споре философов (К. Леонтьев, В. Соловьев) о духовно-религиозном потенциале художественного наследия Достоевского. «Легенда о Великом инквизиторе» (1894 г.).

Влияние концепции двух направлений – «разрушительного» (гоголевского) и «созидательного» (пушкинского) – на трактовку творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.«Новое искусство» в оценке В.В. Розанова.

Формально-стилевое своеобразие критических работ В. Розанова. Парадокс «сознательной непоследовательности» (И.А. Книгин) в критической системе В. Розанова. Нравственно-религиозная и общественно-политическая проблематика в литературно-критических выступлениях философов русского религиозного возрождения Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова «Иван Карамазов в романе Достоевского «Братья Карамазовы» как философский тип,»1903; Л. Шестова «Творчество из ничего (А. П. Чехов),1905. Проблема преодоления декаденства в критике Н.А. Бердяева.. Его отношение к проблеме «революция и культура». Рецензия на сборник «Литературный распад».