55. Литературный процесс. Традиции и новаторство.
Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации, страны, региона, мира.
Сдвиги в сфере художественного сознания происходят, как правило, при смене социально-экономических формаций или в периоды революционных потрясений. Основные вехи истории европейского искусства – античность, Средневековье, Возрождение (Ренессанс), Барокко, классицизм, Просвещение, романтизм, реализм. Экономический и социальный строй влияет на литературный процесс через идеологию.
Литературный процесс в каждую историческую эпоху включает в себя социально, идеологически и эстетически неоднородные (разнокачественные) литературно-художественные произведения – от высоких образцов до эпигонской, бульварной или массовой литературы. Кроме того, в него входят и формы общественного бытования произведений искусства слова: публикации, издания, литературная критика, эпистолярная литература и мемуары.
Важнейшей закономерностью литературного процесса выступает появление новых эстетических идей, новых критериев художественности, которые свидетельствуют об утверждении в истории нового класса со своими особенными эстетическими потребностями и идеалами. Однако искусство не умирает вместе с породившим его классом, т. к. содержит в себе общечеловеческое.
ТРАДИЦИЯ (лат. tradere — передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей
ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По смыслу своему традиция соприкасается с подражанием, влиянием и заимствованием (см. эти слова), отличаясь от них, однако, тем, что традиционный материал, будучи общепризнанным в данной литературн. среде, составляет часть ее художественного обихода, санкционированную обычаем, ставшую общим достоянием, — в то время, как подражание, влияние и заимствование имеют дело с материалом, лежащим вне данной среды, еще не усвоенным ею.
- 1. Предмет и задачи литературоведения:
- 3. Вспомогательные отрасли литературоведения.
- 4. Текстология и библиография
- 5. Общее и разное в художественной и научной формах познания
- 6. Художественная литература и фольклор
- 7. Искусство и его виды
- 8.Происхождение искусства. Тотемизм, магия, их связь с фольклором и литературой. Синкретизм.
- 9. Художественная литература как вид искусства. Предмет и объект литературного творчества.
- 10. Литература и общество. Гражданственность, народность литературы.
- 11. Художественный образ. Образ и понятие. Термин.
- 12. Время и пространство в художественной литературе. Понятие хронотопа.
- 13. Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм.
- 14. Форма художественного произведения. Компоненты.
- 15. Типизация в художественной литературе. Образ, характер, тип.
- 16. Сюжет литературного произведения. Сюжет как средство раскрытия характеров персонажей.
- 17. Композиция литературного произведения. Традиционные композиционные приёмы. Монтаж. Архитехника.
- 18. Внесюжетные элементы и их художественные функции.
- 19. Конфликт и его роль в развитии сюжета.
- Экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка
- 20. Литературный язык и язык художественной литературы. Речь автора и речь персонажа.
- 21. Синонимы, антонимы, омонимы, их роль в литературном произведении.
- 22. Варваризмы, вульгаризмы, макароническая речь в литературных произведениях.
- 23. Диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы.
- 24. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
- 25. Тропы, их художественная функция.
- 26. Сравнение, эпитет, их эстетическая роль.
- 27. Метафора, её разновидности и изобразительно-выразительные средства.
- 28. Метонимия и синекдоха, их изобразительно-выразительные функции.
- 29. Перифраза, оксюморон, эвфемизм. Гипербола и литота их художественные функции.
- 30. Фигуры поэтического синтаксиса.
- 31. Проза и стих. Ритмичность художественной речи.
- 32. Основные системы стихосложения.
- 33. Особенности силлабо-тонической системы стихосложения.
- 34. Античная система стихосложения.
- 35. Соотношение понятий: стопа, размер, метр. Виды стоп.
- 36. Звуковая организация речи. Повторы и их виды.
- 37. Рифма, её функции.
- 38. Классификация рифм.
- 39. Белый, вольный, свободный стих.
- 40. Понятие строфы. Виды строф. Онегинская строфа.
- 41. Твёрдые формы стиха.
- 42. Роды, виды, жанры.
- 43. Эпос как литературный род.
- 44. Повесть и рассказ. Их разновидности.
- 45. Роман и эпопея.
- 46. Лирика как литературный род. Жанры лирики.
- 47. Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.
- 48. Лироэпические произведения.
- 49. Художественная публицистика.
- 50. Художественный перевод. Его функции.
- 51. Понятие о форме и содержании художественного произведения.
- 52. Тема, идея, проблематика, пафос.
- 53.Принципы анализа художественного произведения.
- 54. Литературная критика.
- 55. Литературный процесс. Традиции и новаторство.
- 56. Литературные методы (направления). Проблемы художественного метода и стиля.
- 57. Стиль писателя. Стилеобразующие факторы. Стиль и метод.
- 58. Литературные течения, школы.
- 59. Речь как средство индивидуализации образа.
- 60. Психологический анализ в литературе
- 61. Пейзаж в литературном произведении.
- 62. Портрет в литературном произведении.
- 63. Комическое в литературе. Сатира и юмор.
- 64. Личность писателя и его творчество. Автор и читатель.
- 65. Массовая литература.
- 66. Художественная литература среди других видов искусства.
- 67. Литературные связи.
- 68. Литературные направления хх века. Модернизм, реализм, экзистенциализм в литературе. Постмодернизм.
- 69. Функции художественной литературы.
- 70. Сатирические средства создания художественного образа.